Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о государстве и праве Аристотеля




Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается родоначальником политической науки, сформировал ее предмет и метод.

Его труды: «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика».

Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Для этого необходимо наличие добродетели: мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они являются приобретенным состоянием души человека и их наличие отличает человека от животного.

Политика государства обусловлена природой человека как политического существа. Она выражается в потребности жить сообща и наличии представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Политика есть сфера интеграции граждан в сообщество, в цивилизованную форму общности. Ее цель – благо всего народа и государства. Политик должен учитывать природу человека и не ставить своей задачей воспитание нравственности граждан. Достаточно, чтобы они обладали качествами граждан (умение повиноваться властям и законам).

Аристотель рассматривает государство как совершенную форму жизни людей.

Политическое устройство – это порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. Оно включает:

- три ветви власти (законодательная, судебная, административная);

- власть закона.

Закон есть бесстрастный разум. Основание, по которому властвующие должны властвовать и защищать форму государственного быта, – закон.

Главный элемент государства – граждане. К ним относятся те, кто участвует в управлении, несет военную службу и служит богам, исключение – рабы.

Государство есть продукт естественного развития. Изначально существовала семья, в которой были отношения троякого рода: господские (власть домоправителя), супружеские и родительские. Семьи организуются в селения, а те объединяются в государства.

Таким образом, Аристотель является основателем патриархальной теории возникновения государства.

Формы правления:

1) правильные (монархия, аристократия, полития (самая лучшая));

2) неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Правление одного: монархия, тирания;

правление немногих: аристократия, олигархия;

правление большинства: полития, демокартия.

Условия существования идеального государства:

· ограниченная территория;

· численность населения.

По мнению Аристотеля, в нем должна быть аристократическая форма правления, при которой гражданами являются только правители и воины. Земли в таком государстве нужно делить на общие и частные.

Сочетание всех этих условий неосуществимо.

Возможна лучшая форма государственного устройства. Она должна быть смешанной (добродетели лучших форм) и умеренной (чтобы можно было преодолеть недостатки олигархии и демократии). Это полития.

Признаки политии:

1. собственность средних размеров;

2. преобладание среднего класса со средним достатком;

3. социальной опорой власти являются землевладельцы;

4. политическая власть – в руках воинов;

5. принцип политической справедливости.

Существует справедливость уравнивающая (имущественные отношения) и распределяющая (социальный статус человека). В основе уравнивающей справедливости лежит арифметическое равенство. Распределяющая справедливость основывается на принципе геометрического равенства пропорционально вкладу того или иного члена общества, предполагает назначение на должности и поощрения в соответствии с заслугами человека.

В жизни одна форма правления переходит в другую.

В «Никомаховой этике» Аристотель утверждает, что право возникает в процессе политического общения людей и есть отношение одного человека к другому.

Право служит критерием справедливости и выступает регулирующей нормой политического поведения. Хорошее законодательство и действующее вместе с ним законодательство воспитывает человеческие добродетели (чувство справедливости).

Закон есть право.

Существует именно политическое право. Оно делится на естественное и волеустановленное (условное).

Естественное – это то, которое везде имеет одинаковое значение, не зависит от признания или непризнания его. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению.

Волеустановленное – это равная мера, регулирующая отношения между людьми, это писаное право и обычаи. Обосновывается принцип законности – власть божества и разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.