Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе

Политическая доктрина Макиавелли

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

4.1. Политическая доктрина Макиавелли

4.2. Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе

4.3. Теория государственного суверенитета Жана Бодена

4.4. Идеи раннего коммунизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла)

 

Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) – видный юрист и политический деятель Флорентийской республики. Свои идеи изложил в трудах «Государь» (1513), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» (1519). Считается родоначальником политической науки.

В своей теории исходил из положения о предопределении всего сущего, а также из представлений о человеческой природе. Все в мире управляется судьбой. При наличии определенных качеств человек может изменить свою судьбу. Для этого он должен быть хитрым и предприимчивым.

Возникновение государства связывает с природной склонностью человека жить вместе с себе подобными, со стремлением к безопасности и защите имущества. Для того чтобы оградить себя от внешних и внутренних опасностей, люди избирают из своего числа самого сильного, храброго, достойного, который становится правителем.

Таким образом, основной задачей государя является обеспечение общего блага и защита своих подданных. Если в своих действиях правитель допускает жестокость, насилие, коварство, обман, это оправдано только в случае, если он заботится о своем народе. В случае правильного выполнения своих функций государь не отвечает ни перед кем. Он же является и верховным законодателем.

Идеальный правитель должен сочетать в себе качества лисы, которая хитростью обходит капканы, обладает изворотливостью, умом, и льва, который побеждает своих противников силой, мужеством, бесстрашием.

В своих действиях правитель должен руководствоваться принципом защиты имущества своих подданных. «Цель оправдывает средства».

Макиавелли первым вводит в политическую науку понятие «stato» – государство как особым образом организованная политическая власть. Эта власть едина, абсолютна, суверенна и неотчуждаема.

Выделяет три формы правления:

- монархия;

- аристократия;

- республика.

Идеальной формой правления считал республику по примеру Римской. Однако, для того чтобы государство было организовано в идеальную форму правления, необходимо сначала установить строгий порядок. Это невозможно без этапа монархической власти. «Законы – это всего лишь воля государя, которая обязательна для подданных, но не связывает его самого».

 

 

Реформация, как движение за изменением организации католической церкви, началась в XVI в. в странах Западной и Центральной Европы.

В Реформации выделилось два направления:

· Умеренное – крупные бюргеры; выступали за реформирование церкви, ее дешевизну и изменение статуса. Церковь не должна быть единственным посредником между богом и человеком.

· Радикальное – городские и деревенские низы; выступали за изменение церковной организации и всего социального порядка.

Идеологом умеренного крыла считают Мартина Лютера (1483–1546 гг.), он изначально выступал против продажи индульгенций. Его труды: «Девяносто пять тезисов против индульгенций», «О светской власти» (1523 г.).

Лютер отрицает сущность католической церкви и говорит, что большая часть социальных несчастий зависит от неверного представления о соотношении светской и духовной властей.

Бог изначально создал мир духовный и земной. Церковь должна отвечать только за духовное воспитание человека, доносить до людей божественный закон, закрепленный в Писании, и не должна вмешиваться в сферу светской власти. В земном мире действует закон естественный, который регулирует внешнее поведение человека, а также вопросы имущества. Человек, соблюдая естественные и божественные законы, может сам прийти к спасению без посредничества церкви.

Каждый человек сам выбирает, верить ему или нет. И никто его не может принудить к выбору той или иной религии. «Все, что связано с религией – это свободное дело». Светская власть является богоустановленной. Люди должны ей повиноваться. Лютер подчеркивает значение мудрого и благочестивого государя.

Основные тезисы:

- свобода совести;

- независимость светской и духовной власти.

Более радикальным в умеренном течении является Жан Кальвин (1509–1564 гг.). Его труд – «Наставление в христианской вере» (1536 г.).

Основным тезисом является догмат о божественном предопределении: господь заранее определил путь каждого к спасению. Узнать, благоволит ли тебе бог или нет, можно по тому, как идут твои земные дела. Если ты благочестив, трудолюбив, умерен в желаниях, бережлив, предприимчив, значит тебе предначертан путь к спасению. Представители церкви могут только направлять тебя на верную дорогу. Священников люди должны выбирать сами из числа наиболее успешных и богобоязненных людей.

Идеолог радикального направления – Томас Мюнцер (ок. 1490– 1525 гг.). В 1516 г. возглавил христианское восстание в Германии. Выступал за коренное переустройство церковного и общественного порядка. Идеи были изложены в «Двенадцати статьях» и «Статейном письме». В своих трудах предлагает новое социально-государственное устройство, которое основывается на следующих положениях:

1) учреждение крестьянского союза и братства, которое произойдет в результате революционных действий простых людей;

2) только власть народа может осуществлять цель бога, которая заключается в достижении общего блага;

3) идея народного суверенитета – народ является источником и субъектом власти, форма правления – республика;

4) выборность органов государственной власти и должностных лиц;

5) запрет частной собственности и классовых различий;

6) всеобщее равенство и обязанность трудиться.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов | Политическая и правовая мысль Киевской Руси и Московского государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.