Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические идеи Ивана Грозного и Андрея Курбского




Особенности политико-правовой идеологии Московского

государства. Концепция «Москва – третий Рим»

Московское государство считалось политическим преемником Киевской Руси, а князья – родоначальниками царского рода.

Идеология выступала как связующе звено между властью и народом.

Особое внимание в политических доктринах Москвы уделялось обоснованию божественного происхождения власти царя. Это было нужно для укрепления идеологии абсолютной самодержавной царской власти, обоснования ее легитимности. Чем древнее царский род, тем больше оснований у правящей династии оставаться у власти и самостоятельно решать важнейшие политические вопросы.

В Московском государстве сформировались свои политические концепции, которые основывались на идеях киевских политических мыслителей, сохранившихся с Киевской Руси:

1) Московское государство играет особую роль в истории человечества;

2) идея богоубранного, боговенчанного христианского царя, который является отцом русского народа, его защитником и охранителем православия. Царь должен быть благочестив, соблюдать волю божью, и так как происхождение его власти божественно, он ответственен только перед Богом.

Монах псковского Елеазаровского монастыря Филофей создал концепцию «Москва – третий Рим».

Филофей говорит о том, что существует некое идеальное небесное государство «Ромейское царство». На земле в определенный период времени существует это идеальное государство, являющееся оплотом веры. Цели же его всегда были в стремлении установить на земле порядки, соответствующие порядкам небесного царства. Процветание земного государства зависит от его преданности вере. Когда же оно отступает от истинной веры, его ждет разрушение.

Подчеркивается ключевая роль Московского государства в сохранении христианской веры. Первые православные государства Рим и Византия пали из-за того, что императоры и народ отступили от истинной веры, не смогли сохранить ее. Москва стала Третьим Римом, а четвертому – не бывать. Отсюда происходит идея особой ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства. Царь – это боговенчанный христианский правитель. Он должен быть властителем и защитником своих подданных, заботиться о церквях и монастырях.

Филофей выступает против свободы суждений и отрицает всю дохристианскую культуру.

 

 

Иван IV Грозный (1530-1584), известный прежде всего как Московский государь, в своих идеях обосновывал теорию ничем не ограниченной самодержавной власти.

Автор концепции «Православного христианского самодержавия».

Государственная власть дается правителю богом, поэтому сопротивление верховной власти недопустимо, как и сопротивление божественному промыслу. Царь за свои действия отвечает только перед Богом, царь независим от бояр и народа, его власть едина и абсолютна. Только при этом условии царь может обеспечить единую направленность политики, порядок в государстве. Между царем и подданными не может быть никаких договорных отношений.

Власть имеет асимметричный характер, нет равноправия правителя и подданных. Сфера функционирования верховной власти ничем не ограничена. Царь может вмешиваться даже в устои монастырской церкви.

Царь на земле есть верховный судья. Царский суд есть наказание за грехи.

Иван Грозный утверждал, что цари ведут свой род от великого русского князя Рюрика и римского императора Октавиана Августа. Таким образом, он подчеркнул преемственность власти.

Таким образом, царь есть наместник Бога на земле, выполняющий его волю. В своих действиях он ничем не ограничен и ни перед кем не ответственен. Царь должен быть грозным. Он может использовать все средства в управлении народом. Подданные должны почитать его, бояться и безоговорочно повиноваться, как дети своему отцу.

Андрей Курбский (1528-1583) принадлежал к знатному роду Рюриковичей. Выступает против идей Ивана Грозного.

Он осуждает беспредел, творимый царем. Все грехи самодержца пагубно скажутся на нем самом и на будущем его семьи, на всем русском народе в целом.

А.Курбский выступал за сословно-представительную монархию, против единоличного правления. Царь должен править, опираясь на постоянно действующий совещательный орган, наподобие Избранной Рады – коллегии советников.

Власть царя нужно ограничить законом о божественном установлении и сословно-представительным органом. В Совет при царе должны входить благородные дворяне, которые отличаются благочестием и знанием государственного управления. Сам же царь должен выполнять свой долг перед народом, заботиться о его благе, следовать нравственным заповедям.

Фактором, сдерживающим царский произвол, является Церковь. Она должна препятствовать беззаконию, призывать власть к выполнению своего высокого предназначения, быть защитником подданных. При этом светская и церковная власть должны быть самостоятельными центрами, каждый из которых должен заниматься своим делом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.