Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория критического утопического социализма

 

Направление возникло в начале XΙX в. как реакция на либеральное воспевание капиталистских порядков.

Анри де Сен-Симон (1760-1825) являлся одним из основоположников критического утопического социализма.

Предполагал, что человечество закономерно развивается по восходящей линии, двигаясь к своему золотому веку. Делит общество на стадии, как и О.Конт.

Позитивная стадия устанавливает такой общественный строй, который сделает жизнь людей наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их потребностей. Власть должна перейти к ученым и промышленникам. Говорит, что изменения в экономике и политике вызываются к жизни изменением господствующих форм собственности. Необходим закон, устанавливающий форму правления.

Но основным двигателем прогресса человеческого общества является прогресс знаний и нравственности. Именно этот прогресс приводит к позитивной стадии, на которой человечество сможет организоваться в общество, наиболее выгодное для большинства. И для того, чтобы это общество построить, он предлагает ряд реформ, направленных на:

1) устранение наследственной знати;

2) облегчение положения крестьян.

После этого возможно взяться за перестройку полного режима без разрушения традиционных государственных правящих форм.

Основные предложения:

1. власть необходимо отнять у непроизводительных классов (феодалов, военных, землевладельцев, юристов), руководство политикой отдать в руки талантливых индустриалов (видных промышленников), но не людей из народа;

2. при передаче власти сохраняется институт монарха, правительства (министерства), представительные учреждения. Вся полнота светской власти должна сконцентрироваться во вновь созданном парламенте – Совете промышленников. Сформированный вслед за этим индустриализм должен превзойти буржуазный строй и превратить страну в единую централизованную управляемую промышленную ассоциацию. Ассоциация будет жить в соответствии с разумно составленным планом производственной деятельности.

Планомерная координация усилий индивидов, жесткая централизация и дисциплина дадут возможность максимально эффективно использовать производство на благо всей нации, оградят общество от бесполезных трат энергии и средств.

Эти же самые факторы делают излишними постановку в качестве целей – обеспечение свободы, гарантирование личных прав, поддержание справедливого порядка. Поэтому при системе индустриализма отпадает необходимость в обременительных институтах с их многочисленными учреждениями и должностями. Эта система до предела ограничит полную свободу, сведя ее к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами.

Наилучшей формой правления Сен-Симон считал «промышленную монархию», так как она способна обеспечить переход к промышленной системе, в которой место управления людьми займет система управления вещами.

Шарль Фурье (1772-1837) – великий французский социалист-утопист, стремившийся сформулировать законы развития человеческого общества, благодаря которым можно обосновать неизбежность установления социализма.

В основе его социальной теории лежит учение о природе человека и страстях, присущих ему.

Утверждал, что обнаружил аналогию четырех движений: материального, ограниченного, животного и социального, и выявил их основу – всеобщий закон тяготения и постижения.

В обществе этот закон действует посредством проявления человеческих страстей. Для того чтобы найти правильный путь исправления общества и обеспечить введение нового социального порядка, необходимо вскрыть, описать и классифицировать эти страсти. История сама ведет людей по этому пути. Период цивилизации завершает процесс детства человеческого общества и готовит необходимые материальные, духовные и культурные предпосылки для наступления гармоничного и счастливого существования людей.

Но в XΙX в. история двинулась вспять и прежние достижения человека начинают приносить ему вред.

Подвергает критике буржуазную общественную систему. Бедный класс лишен полной и социальной свободы. Государство является марионеткой в руках господствующего меньшинства. Права и свободы хоть и провозглашаются, но являются лишь пышными фразами. Такой политический строй – ненормальный.

Политические средства борьбы ни к чему не приведут. Такое положение изменится, если основу общества составят ассоциации – производственно-потребительские товарищества, в которые войдут представители различных социальных групп. Ячейкой такого строя является фаланга. В каждую из них входит примерно 1600 человек.

Предполагает, что сеть фаланг займет весь мир. Фаланги сохраняют частную собственность и, как результат, нравственное и имущественное неравенство. Но это не мешает новому обществу настолько уничтожить общественные богатства, чтобы люди могли жить дружно, свободно и не препятствовать друг другу. Первой заповедью существования фаланги является личная свобода каждого индивида. Центральная власть хоть и сохраняется, но во внутренние дела не вмешивается. Ш.Фурье считал политику и политическую деятельность занятием бесполезным, по этой причине проблемы государства волновали его мало.

Роберт Оуэн (1771-1852) – видный английский теоретик коммунизма, который стремился не только обосновать неизбежность установления «разумного общественного строя» взамен «дурной системы лжи, бедности и несчастья», но и практически реализовать свои взгляды.

Основу его взглядов составляет учение о характере человека. Человеческий характер формируется под влиянием внутренней природы человека и окружающей его среды. При этом окружающая среда играет главную роль. Подобным образом формируется характер целых классов.

Капиталистические отношения, сложившиеся к началу XΙX века, как внешние факторы, были отвергнуты за темноту и невежество масс, за господство духа алчности и невежества. Главным виновником всех социальных зол является частная собственность. Оуэн отрицает современные социально-экономические порядки; признает, что прогресс производства, рост крупной промышленности, как и широкое использование науки, техники, порождает необходимость увеличения высокой структуры общества. Именно капитализм должен совершить революцию в сознании людей. Выступая за революционные преобразования общественного строя, пытается избежать двух отрицательных явлений:

1. превращение революции в насильственный переворот;

2. совершение ее темными, невежественными людьми.

Революцию должны совершить определенные индивиды и группы людей, руководящиеся доброй волей и располагающие капиталами, необходимыми для основания капиталистских поселений. Такими людьми могут быть дворяне, монархи, землевладельцы.

Окончательный итог революционной деятельности видит в создании системы единения общественной собственности и кооперации – нового нравственного мира.

«Молекула» – «посёлок общности» (коммуна). Эти коммуны объединяются в федерации национального масштаба или державы, а в дальнейшем объединятся и в международном масштабе.

В течение нескольких лет на Земле начнет действовать один свод законов и один порядок правления.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические взгляды О.Конта | Идеология анархизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.