КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические исследования систем управления
Система управления и ее элементы. Классификация систем управления Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы: • органы (субъекты) управления (должности, подразделения); • коммуникационные каналы; • набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий. Принципами построения системы управления являются: • соответствие целям организации; • сопряженность функций и полномочий; • ориентированность на определенный уровень компетентности персонала; • допущение неформальных связей; • обеспечение эффективного контроля; • гибкость и адаптивность. Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.). Система управления характеризуется: 1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия; 2) уровнем централизации или децентрализации полномочий; 3) степенью специализации и регламентации функций; 4) стабильностью или изменчивостью поведения; 5) открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям); 6) техническим оснащением. Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них. Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров). Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились). К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д. Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен. Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми. Это позволит им полностью реализовать свои потенциальные возможности, избежать многих сбоев и «накладок». Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые наверху решения могут быть неоптимальными. В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны. Это облегчает корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу. В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один - в получении необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном их исполнении). Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объективным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам. Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т.е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реактивность может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат. В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен: • соответствовать целям и задачам объекта управления; • учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности; • предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект; • поддаваться контролю; • иметь возможности для совершенствования. Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести: 1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений; 2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой; 3) экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления; 4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда; 5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации. Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений. Системы управления могут быть классифицированы по различным основаниям, выбор которых зависит от методологического подхода. По степени динамизма объекта системы управления могут подразделяться на состояние и процесс. Данная дихотомия важна прежде всего с той точки зрения, что заставляет субъекта управления учитывать изменения, которые могут происходить с объектом в течение определенного времени. К примеру, управление материально-техническим оснащением автотранспортного предприятия существенно отличается от деятельности менеджера, ответственного за регулирование пассажиропотоков, связанных с работой тех транспортных средств, которые перевозят пассажиров. Другим основанием классификации объектов управления является критерий социальности, позволяющий выделять в качестве объектов управления людей и имущество. Очевидно, что для управления персоналом следует применять методы, отличающиеся от используемых управляющим имущественной сферой. Интересным представляется также разделение предприятий и территорий в качестве объектов управления, что особенно важно в условиях распространения практики прихода к власти представителей бизнеса, чаще всего не располагающих опытом территориального управления и использующих свои, полученные в корпоративных структурах, бизнесе схемы регулирования проблемных ситуаций. Наиболее широким основанием для классификации объектов управления является функциональное, позволяющее выделять специализированные сферы управления: финансы, производство, маркетинг, инновации, инвестиционный портфель, ценные бумаги и др. Весьма популярна классификация, разделяющая системы управления на два вида с точки зрения степени их общности: макросистемы и микросистемы. Она особенно важна для проектирования систем управления, поскольку позволяет разделить корпоративный и территориальный аспекты в управленческой деятельности. Макросистемой является комплекс взаимосвязанных элементов на уровне национальной экономики. Ее ключевыми показателями являются: валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), инфляция, занятость, государственные расходы, торговое сальдо, размер инвестиций, ставка процента и т. д. Микросистема - это комплекс взаимосвязанных элементов управления процессами на уровне отдельного предприятия (отдельной экономической единицы). В качестве экономических единиц макроуровня могут выступать: производственные предприятия, торгово-закупочные предприятия, территориальные образования, домохозяйства. Исследуемые системы управления можно разделить и по другому основанию: жесткие и мягкие. Появление этой классификации вызвано необходимостью отделять друг от друга отдельные элементы производственной системы с разной степенью регламентации. Там, где объектом управления является поведение человека, ценностные установки или социальное взаимодействие, возникают мягкие системы. Налоговые, инвестиционные или сырьевые предписания, используемое оборудование, а также режим автоматизации производственных операций являются условием формирования жестких систем. Жесткие системы - это системы, обладающие свойствами воспроизводимости и жесткой детерминированности. Этот вид систем может описываться средствами математического моделирования, исследования операций. В качестве их показателей выступают: уровень затрат, размеры инвестиций, процентных ставок, заработной платы в разных пропорциях и сочетаниях. Мягкие системы - это системы, описываемые на основе качественных критериев, то есть системы, которые нельзя выразить математически: системы сравнения товаров на полезность, субъективную привлекательность и т. д.
Деятельность органов государственного управления связана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения деятельности могут оказывать влияние на будущее целых поколений. В этой связи очень важно, чтобы для решения сложных задач управления социально-экономическими процессами использовались научные методологические подходы, позволяющие предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач. Методология в буквальном значении (логос - наука, знание и методы - путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологией можно назвать систему подходов, принципов и методов, обеспечивающих всестороннее и комплексное рассмотрение природы исследуемого объекта, имеющую универсальное значение и являющуюся инструментом получения новых знаний. Она носит общенаучный характер и может применяться в различных сферах современного знания, что подтверждает тезис древних мудрецов о внутреннем единстве науки и эвристичности ее универсальных приемов. Как можно видеть из определения, методология включает в себя подходы, принципы и методы, при помощи которых достигается приращение научного знания; каждый из этих элементов играет свою роль в этом процессе и призван дополнять остальные, результатом чего может стать полезный мыслительный продукт. В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы - это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. В составе методов экономического исследования различают: а) общенаучные методы; б) локальные, специфические методы. В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют: а) эмпирико-теоретические; б) теоретические методы. Локальные научные методы - это специфические для конкретной науки (двойной записи и калькулирования - в бухгалтерском учете; выборочный и индексный - в статистике; бюджетный, балансовый, вариантных приближений, экспертных оценок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. - в менеджменте и т. д.) методы. Общенаучные и локально-научные методы исследования используются в неразрывной связи со всеобщими методами: абстрагирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы требуют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассматривались в единстве. Глубокое познание на основе использования какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные выводы. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертиза, генерирование идей, оценка управленческих решений, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент). В процессе организации управления необходимо придерживаться определенной методологической установки, которая позволяет выбрать то сочетание элементов среды, которое в наибольшей степени соответствует целям и возможностям управления. Роль такой методологической установки в управлении выполняют подходы. Подходы представляют собой исследовательские установки, определяющие последовательность и отбор в отображении свойств и признаков исследуемого объекта, установленные в зависимости от целей и задач исследования. Они не зависят от содержания объекта исследования и предваряют его, определяя последовательность анализа объекта. К наиболее часто применяющимся в исследовании систем управления следует отнести системный, ситуационный, нормативный, процессуальный, институциональный ифункциональный подходы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |