Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое и правовое учение Спинозы




Голландия

1. Характеристика философского подхода

2. Природа человека

3. Теория естественного права

4. Происхождение и задачи государства

5. Теория общественного договора. Границы деятельности государства.

6. Формы государства

7. Отношение к восстанию

Спиноза. 1632 – 1677 гг.

Родился в Амстердаме. Ему прочили выдающуюся карьеру теолога. Но начинает изучать естественные науки, занимается философией. Вступает в конфликт с религиозной общиной. 1656 г. великое отлучение от церкви Спинозы. Поселился в провинции, начал выказывать симпатии к республиканскому правлению. Трактаты направлены против духовенства, которое душит свободу, и против дворянства. 1670 г. «Богословско-политический трактат». Трактат вызвал ярость теологов, через год был запрещен. Происходит изменение в политической жизни. 1672 г. монархический переворот. Свергли действующее правительство. К власти пришел военный диктатор. Изменилось отношение Спинозы к государству. Он пишет «Политический трактат» в 1675 г., который не был завершен. Спиноза против абсолютной монархии, допускает аристократию, поддерживает демократию.

Есть некая субстанция, которая никем не сотворена, вечно существует. Спиноза отделяет философию от религии. Задача философии – поиск истины. Религия возникает из суеверия, с ней бесполезно бороться, нельзя искоренить чувство страха. Задача мудрых политиков – приспособить религиозные предписания к благу народа. Во всем строгий детерминизм. Нет ничего случайного в природе. Все – цепь причин и следствий. Человек – часть природы. Природа человека такова, что он стремится к самосохранению, отсюда его аффекты: удовольствие, неудовольствие и желание. Свободны от аффектов только философы. Они познали закономерности природы, руководствуются только своим разумом. Действия человека подчиняются строгой необходимости. Свобода человека мыслится в пределах этой необходимости. Человек свободен тогда, когда руководствуется разумом. Понятие свободы: это осознанная необходимость. И государство, и право рассматриваются с точки зрения необходимости. Нет учения о развитии общества. Он сторонник теории естественного права, понимает его как Гроций. Это вечное, неизменное право, которое вытекает из природы человека. Естественное право каждого человека простирается настолько, насколько у человека есть силы (способность к самосохранению).

Государство. Мощь человека лучше всего обеспечивается его разумом. Люди по своей природе ищут общения с себе подобными. Вне общества человек не может жить в безопасности. Задача государства – обеспечить взаимопомощь людям и их безопасность. Взгляды Спинозы сложились в полемике с Гоббсом. Гоббс – за абсолютную монархию, Спиноза – демократ. По мнению Спинозы, люди связаны разделением труда. Спиноза – сторонник идеи общественного договора. Но своеобразие в том, что общественный договор – не факт древней истории. Это отношение, которое постоянно существует между подданными и верховной властью.

Необходимость государства обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Человек свободен только тогда, когда руководствуется разумом. Злых всегда больше. Потребность предписаний власти в любом обществе. Отсюда учение о границах верховной власти. Все сторонники теории естественного права и теории общественного договора, но подходы противоположные. Гоббс – сторонник общественного договора, но считает, что люди должны отречься от всех политических прав, зависимы от правителя. Из общественного договора проистекает рабское положение в политике. Локк – государство гарантирует естественные права человека, форма правления – конституционная монархия. Спиноза – государство – часть природы. Оно имеет свои закономерности. Сколько у государства мощи, столько у него и права. В этом его границы. Чтобы закон был разумен, он должен обсуждаться в большом собрании и приниматься большим собранием людей. Все аффекты погашаются в большом собрании. В демократии менее должно бояться нелепостей, так как почти невозможно, чтобы большое собрание сошлось на одной нелепости. Разум должен возобладать. Спиноза осуждает абсолютную монархию. К праву государства не должно относиться все то, что не вытекает из его мощи. То, к чему государство не может побудить с помощью наказаний или привилегий. Власть не имеет фактической возможности заставить людей говорить и думать то, что хочет верховная власть. Все, что касается способности суждения, не должно быть предметом деятельности государства. Обоснованию этих идей посвящен богословско-политический трактат. Параллельно с этим Спиноза говорит о нравственных ограничениях для верховной власти. Власть не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет.

ИППУ___ 28.04.2010




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.