Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические методы управления. Понятие методов управления, их классификация




Понятие методов управления, их классификация

Понятие и содержание принципов управления

Тема 2.5 Средства методы управления

Лекция 11

Цель: рассмотреть современные методы управления, их достоинства и недостатки.

 

План:

1. Понятие и содержание принципов управления.

2. Понятие методов управления, их классификация.

3. Экономические методы управления.

4. Организационно-административные методы управления.

5. Социально-психологические методы управления.

6. Конкретные методы управления.

Принципы управления - это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процес­се своей жизнедеятельности. В них выражены необходимые основания деятельности органов управления. Если законы управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной управленческой деятельности, то принципы управления ус­танавливают лишь основные правила этой деятельности.

По содержанию принципы управления представляют собой руководящие установки, некоторые основания по упорядочению общественныхотношений, управлению социальными явлениями и про­цессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленчес­кой деятельности в различных органах системы управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намечен­ных целей. На основе принципов управления организуется сам реальный процесс управления, т.е. Продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функ­ций, выбору методов и приемов управленческого воздействия.

Принципов управления имеется большое количество. Они пока в достаточной мере никем не описаны и никак не систематизированы, что, естественно, затрудняет их изучение. Чтобы дать некоторое представле­ние о принципах управления, можно предложить следующие четыре группы этих принципов.

1) Принципы принятия управленческих решений:

· Принцип непротиворечивости управленческих решений;

· Принцип преемственности управленческих решений;

· Принцип своевременности управленческих решений;

· Принцип цикличности управленческих решений;

· Принцип законности и правовой защищенности управленчес­ких решений;

· Принцип ресурсной и документационной обеспеченности уп­равленческих решений и т.д.

2) Принципы государственного управления:

· Принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на власть политическую и административную (аппаратную);

· Принцип разделения государственной власти на три ветви - за­конодательную, исполнительную и судебную;

· Принцип разделения государственной власти на территориаль­ные уровни (этажи) управления;

· Принцип двойного подчинения аппарата политической и адми­нистративной власти;

· Принцип наибольшего благоприятствования и др.

3) Карьерные принципы:

· Принцип повышения служебной квалификации;

· Принцип «ударной возгонки»;

· Принцип «пас в сторону»;

· Принцип «отцовского лифта»;

· Принцип «руки»;

· Принцип «локтей» и пр.

4) Организационные принципы:

· Принцип оптимизации управления (совершенствование управ­ляемой и управляющей подсистем);

· Принцип разумной управляемости (обычная норма управляемос­ти колеблется от трех до семи - непосредственно подчиненных руково­дителю исполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул - центурия, 6 центурий - когорта, 6 когорт - легион; армия Наполеона опиралась на принцип тройки: 3 взвода - рота, 3 роты - батальон; 3 батальона - полк; Советская армия строилась по наполеоновской формуле);

· Принцип делегирование полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом власти своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);

· Принцип соответствия (имеет две стороны: с одной – работник должен соответствовать должности, а с другой - получаемая работа должна соответствовать интеллектуальности и физическим возмож­ностям исполнителя);

· Принцип автоматического замещения отсутствующего (отсут­ствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций);

· Принцип первого руководителя (контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса);

· Принцип единоначалия (подчиненные должны получать прика­зания только от одного начальника);

· Принцип эффективности организационной структуры (она эф­фективна только тогда, когда способствует достижению поставлен­ных целей при минимальных затратах труда и ресурсов);

· Принцип единства доверия и проверки («Доверяй, но проверяй»);

· Принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестра­ховку);

· Принцип основного звена (не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе).

 

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В сово­купности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческом деятельности, при­меняемые для постановки и достижения ее целей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действитель­но, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на целеполагание и целереализацию. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управле­ния.

Слово «метод» греческого происхождения, оно означает способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.

Методы управлени я – это система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата.

Системный характер управления требует глубокой и тщательной проработки методов, поскольку наиболее активный и действенный метод управления способен при неправильном и продуманном его использовании привести к отрицательным результатам. Необходимо постоянно учитывать, что именно через методы управления реализуются функции управления.

Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от сочетания его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств управления.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления.

Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Методы классифицируются по различным признакам:

· По масштабам применения – общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;

· По отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;

· По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства;

· По степени опосредованности воздействия – прямые и косвенные;

· По уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления;

· По управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и др.;

· По конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить и др. – методы инновационного менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом, коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, проектами, знаниями, малыми и крупными предприятиями, бизнес-процессами и др.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы, которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Общие методы определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей системы и ее подсистем. Являясь совокупностью единичных способов и приемов воздействия, об­щие методы непосредственно не предназначены для решения кон­кретных задач. Они не отвечают на вопрос: как воздействовать на тот или иной элемент системы в конкретной ситуации? Однако общие методы глубже отражают сущность самой системы воздей­ствий, они направлены на решение главных проблем, помогают в решении частных задач.

В соответствии с отношениями управления можно выделить следующие наиболее общие методы управления:

· Экономические, основанные на экономических стимулах;

· Организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

· Социально-психологические, применяемые с целью повы­шения социальной активности людей;

Конкретные методы по своей сути есть проявление общих ме­тодов в особых условиях.

Экономические методы управления - это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет их экономических интересов. Экономические интересы об­разуют в обществе сложную систему, состоящую из интересов го­сударства, организации и личности. Между этими интересами всегда существуют противоречия, поэтому проблема их сочетания всегда относилась к числу наиболее сложных.

Одними из первых, кто обосновал необходимость экономических методов управления, были Ф. Тейлор и А. Файоль. В разработанной ими системе организации труда большое значение придавалось воз­награждению, обоснованию важности побудительных мотивов зара­ботной платы. Труд работников должен оплачиваться соответствен­но плану, предполагающему хорошее вознаграждение за хорошее исполнение. Они сформулировали принцип премирования хороших работников, которые повышают свою производительность.

Среди экономических методов управления можно выделить метод экономического стимулирования, основу которого составля­ет формирование доходов предприятий и организаций, а также работника в зависимости от личного вклада.

Система экономических методов управления, применяемая на уровне страны, включает такие рычаги хозяйствования, как на­логовая система и кредитно-финансовый механизм. Использование этих рычагов предполагает их комплексность и системность. Поскольку экономические интересы есть категория динамическая, подвижная, то необходимо учитывать, что экономические рычаги способны оказывать крайне противоречивое влияние - как стимулирую­щее, так и тормозящее. Поэтому во всех случаях следует предус­мотреть интегрирующее влияние всех рычагов механизма управ­ления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.