Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История политических учений

XX век

10.11.2012

Через много лет после восстания Греч писал об этом в своих мемуарах. «Полярная звезда» выходила в типографии Греча. Но потом декабристы отстояли его и Греч их стараниями остался на свободе. Греч после подавления восстания стал еще более послушным. В 1825 г. его напугали смертельно. И после этого «Сын Отечества» стал очень спокойным журналом. Белинский писал о нем плохо, но Греч не был плохим человеком, у него не было моральных сил переть против рожна. Он умел гнуться и ему приходилось гнуться. Но ниже чего-то определенного он никогда не падал.

Вадим Венедиктович Булгарин (1789-1859 гг.) По происхождению был поляком из богатого дворянского рода и, как многие поляки, яростно ненавидел все русское. Затем он поступил в Шляхский корпус (кадетский) и очень полюбил русскую литературу, краснел от смущения. Очень неплохо знал русский язык, но не любил отвечать по-русски. Он был очень талантлив. Выпустился, поступил на военную службу и служил очень неплохо. Начал писать эпиграммы на своих начальников, в т.ч. на князей, на Великого Князя Константина Павловича. В 1811 г. его выслали со службу и направили на улицу – «пошел вон!» - без выходного пособия. Он знал, что готовится война с Россией и знал, что Наполеон обещал Польше независимость (под регентством Наполеона, но, это уже что-то.) Поступил на службу к Наполеону и во время перехода через Березину он был личным проводником Наполеона. Затем он попал в русский плен в 1814 году. В плену находился недолго, Александру пришлось простить поляков, т.к. их было слишком много. Поляков перестали брать на службу и Булгарин жил очень трудно, почти в нищете. В 1819 г. фортуна ему улыбнулась, он оказывается в Петербурге и знакомится с Гречем, Рылеевым и Грибоедовым. С Грибоедовым Булгарин были большими друзьями. Именно благодаря Блгарину в альманахе были опубликованы отрывки «Горе от ума». В 1822 г. Булгарин начинает издавать свой журнал истории, статистики и путешествий «Северный архив». Очень смелый журнал, Булгарин был неплохим литератором, многие его ценили, в т.ч. Пушкин. До 1830 г. они с Пушкиным были хорошими друзьями. С 1825 г. он вместе с Гречем начинает издавать газету «Северная пчела». Булгарин все знал о заговоре и хотел, чтобы у декабристов все получилось, но его не пускали, так как не доверяли, он ненадежный человек. 14 декабря 1825 г. Булгарин первым кричал на камне «За конституцию!». Тем же вечером он бежал. Кто-то нашел его письмо, которое он написал задолго до восстания, и опубликовал от 14 декабря 1825 года. После этого Булгарина стали искать, но декабристы его отмазали и сказали, что он не причем. Архив Рылеева сохранился только потому, что его спас Булгарин. И тогда же он сдал Кюхельбекера. В 1829 г. «Сын Отечества» и «Северный Архив» были объединены. В 1829 г. Булгарин написал роман «Иван Выжгин». Современники этот роман про мальчика-сиротку не очень любили. Но роман пришелся по вкусу тем, кто был менее притязателен. Фабула – повествовательный материал, голая история. Он очень удачно вписывался в политический контекст. Также его романы: «Димитрий-самозванец, «Мазепа».

Виселов «Россия кровью умытая».

Отношения Булгарина с Пушкиным. В 1830 г. начал издавать «Литературную газету», прототип современной «Литературной газеты». Для Пушкина литература – метод воспитания, попытка вдохнуть жизнь в костенеющее тело, и Булгарин это тоже понимал, но также понимал, что качественной литературой денег не заработаешь. Он был человеком практичным и зарабатывал на низкой литературе. В 1830 г. разгорелся главный скандал, когда Дельвиг в «Литературной газете» опубликовал не самый лестный отзыв о «Димитрии-самозванце», но не подписал ее. Булгарин подумал, что это Пушкин и в отместку разгромил 7-ую главу «Евгения Онегина». В то время критика носила личностный характер, очень субъективный. Пушкин СТРАШНО обиделся и в «Телескопе» Николая Ивановича Надеждина опубликовал статью «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфилович Орлов». Роман «Иван Выжгин» имел много подражателей и много авторов писали по этому роману. А.А. Орлов был одним из подражателей «Выжгинианы». Булгарин раскритиковал этот роман, а Пушкин специально защитил. Хвалит Орлова за то, что тот родился в Москве, а не абы где, и не воевал в Наполеоновской армии. Феофелат Косичкин – псевдоним Пушкина, так он подписал свою статью. Булгарин расстроился, за него заступился Греч в «Сыне Отечества» и написал там статью, где говорилось, что рецензент «Телескопа» (т.е. Пушкин) не стоит и мизинца господина Булгарина. «Несколько слов о мизинце господина Булгарина и о прочем» под именем Феофелат Косичкин. И говорит, что собирается написать роман «Настоящий Выжгин», в котором высмеивается Выжгин. Булгарин писал на Пушкина доносы, Пушкин называл его Видоком Фигляриным и т.д.

Союз Греча с Булгариным – братья-разбойники, по несчастью. Греч пытался демонстрировать лояльность. Греч в середине 50-х демонстративно разорвал дружбу с Булгариным. Булгарин в конце жизни захотел написать мемуары, где писал, что безумно любил Россию, но это, конечно же, все было неправдой.

Осип Иванович Сенковский (1800-1858 гг.) – не был дружен ни с Гречем, ни с Булгариным. Был одним из лучших российских востоковедов. Он был одним из представителей продажной журналистики. Был очень циничным человеком. Он решил, что просвещать литературой – это не его и стал просто зарабатывать деньги. Закончил университет в Вильно (Вильнюс). В 1819 г. отправился в Турцию и Египет в научную экспедицию, собрал огромный материал. В 1821 г. вернулся и поступил на службу в Коллегию Иностранных Дел и получил 2 кафедры – арабского и турецкого языков. А еще через год стал деканом факультета восточных языков (в 22 года). Был очень заносчивым, высокомерным, его воспринимали как омерзительного. Однажды, как писали студенты, у него произошел конфликт с одним из студентом. Он пригрозил студенту розгами, студент пожаловался ректору и Сенковскому влепили выговор. Сенковский считался политически неблагонадежным, и в 1826 г. Сенковскому представилась возможность показать свою лояльности власти. Проводилась ревизия учебных заведений, и вот, подошла ревизия католических школ, т.к. считалось, что преподаватели прививают ученикам неприязнь к русскому царю и идею независимости Польши. Сенковский разгромил несколько школ и ему поверили. В 1833 публикует журнал «Библиотека для чтения», стал его владельцем и издателем, благодаря чему стал успешным. Энциклопедический журнал для провинции, для небогатых провинциальных дворян. Сенковский не пытался просвещать провинциальное дворянство, а просто давать некое информационное поле. Разделил журнал на 7 рубрик.

1. Политика. О политике настолько, насколько это разрешалось. В основном, заграничные новости.

2. Экономика. Выдержки из работ ведущих экономистов, говорили, что появилось нового.

3. Земледелие. Советы по обработке земли.

4. Торговля и цены.

5. Науки. Астрономия, геология, история и т.д. Кратко, доступно и не слишком научно.

6. Литература и критика. Литературные произведения, в т.ч самого Сенковского. Псевдоним барон Брамбеуз.

7. Смесь и моды. Шутки, картинки, карикатуры и т.д.

Журнал был очень популярный, около 5 тыс подписчиков. Чистая прибыль – около 50 тыс в год.

Сенковский разбирался в литературе, но не до конца. Считал, что очень слабый придворный драматург лучше Гоголя. С Пушкиным он не дружил. В штыки воспринял журнал Пушкина «Современник», так как считал его своим конкурентом. Греча и Булгарина не любил, был абсолютно независим от них. В 1856 г. Сенковскому надоел его журнал, продал его и начал вырезать из дерева музыкальные инструменты, что у него неплохо получалось. Но в 1858 году он упал с лошади и умер.

Александр Сергеевич Пушкин – был литературным аристократом, и этим все сказано. Считал, что журналистика должна просвезать людей и воспитывать их вкус, но люди так не считали, поэтому Пушкин провалил оба проекта – и «Литературную газету», и «Современник», Греч, Булгарин и Сенковский остались в журналистике. Журналистская деятельность Пушкина начинается в 20-е годы, после восстания. В то время в журналистики велось 2 главных спора. 1. Спор между романтиками и классицистами. 2. Спор между либералами и консерваторами. После декабристского восстания и либеральные, и консервативные издания замолчали, боялись говорить что бы то ни было. А вот романтики одержали уверенную победу над классицистами. И было даже понятно, что дальнейшее развитие журналистики будет литературным, на что и рассчитывал Пушкин. Литература и журналистика разделяются уже в конце 19 века. Пушкин в 1826 г. пишет, что нужно завладеть одним журналом и там властвовать. Затоптать все журналы в грязь – цель Пушкина и его плеяды. Отсюда идея «Литературной газеты». Лучше издавать газету, т.к. она выходит чаще, с ее помощью проще воздействовать на общество. Выходила с 1.01.1830 по 30.06.1831 раз в 5 дней. Официальным издателем был барон Дельвиг – близкий друг Пушкина. Орест Михайлович Сомов некоторое время руководил журналом. Хотели писать о политике, не разрешили, и поэтому упор сделали на литературу. Было 5 разделов:

1. Проза.

2. Поэзия.

3. Библиография русская и иностранная. Критика, описание книги.

4. Ученые известия.

5. Смесь.

Пушкин заявил, что никакой политической перебранки у него в газете не будет, поэтому он ходил к Надеждину в «Телескоп». В январе в 1831 года Дельвиг умер, и последующие номера издавались в память о нем. Но «Литературная газета» не выдерживала конкуренции. В 1836 г. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник». О его издании Пушкин думал в начале 30-х после закрытия газеты. Состоял из 3 разделов.

1. Поэзия

2. Проза.

3. Новые книги.

Публиковались многие произведения самого Пушкина. Пушкин открыл Тютчева, Тютчевом восхищались абсолютно все. Символисты кричали, что Тютчев – их духовный отец. Поэзия Тютчева – каменная, по словам Мандельштама. В это время Тютчев был дипломатом, прислал Пушкину свои стихотворения. Пушкин сказал, что журнал не будет конфликтовать с другими и это сразу же опровергли. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы», Гоголь плохо отзывался о коммерческой журналистике, Пушкину пришлось оправдываться и во всем обвинил Гоголя. Пушкин хотел не допустить провала второго своего издания и поэтому печатал статьи о науке, искусстве и т.д., причем оригинальные, а не переводные. Пушкин хотел быть политиком и идеологом. Статья «Джон Теннер». Ребенка в США украли индейцы и он воспитывался среди них, потом вернулся в цивилизованный мир, спился и умер. Пушкин хотел сказать, что в США все плохо и человек там не может выжить, потому что в Америке нет нормальных, естественных ограничений. Американская демократия легализовала всевозможные слабости. После этого Пушкина многие перестали уважать. Хотел написать статью Радищева и после этого Пушкина называют чуть ли не еретиком. Он писал о Радищеве, что не надо тыкать на недостатки, а надо писать о том, что можно сделать. Цензура не пропустила эту статью. После смерти Пушкина друзья издали еще один номер в память о друге, но этот проект иссяк. Не столько сам журнал, сколько само его имя были подхвачены современниками и во 2 половине 19 века «Современник» становится самым влиятельным журналом, там печатался Чернышевский.

Учебник «История русской журналистики» под редакцией Западова – «Отечественные записки» и «Современник» освоить самим! Журналистика 2-ой половины 19 века вообще не исследована на кафедре.

Evartist.narod.ru – там есть. Обращать внимание на факты, тсеивать оценки!!! Т.к. учебник очень марксистский.

Издательская деятельность А. С. Суворина и И. Д. Сытина – на самостоятельное изучение!!!

15 декабря 2012 г. – экзамен.

Статья Ленина «Партийная организация и партийная литература» и ее роль на формирование отношений между журналистикой и властью

Появляется в 1905 г. в горьковской газете «Новая жизнь». Партия занимается законотворческой деятельностью в Парламенте. Партия представляет интересы той части общества, которая выбирает ее. 17 октября 1905 г. Был опубликован Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором Николай II обещал создать Государственную Думу и сам ограничить свою власть. Ленин по этому поводу писал: вот, наконец-то, у нас появляется настоящая законодательная дума. Это значит, что сфера политической деятельности расширяется, так как появляется дополнительные политические возможности. Литература, по сути, явление политическое, так как любое произведение, так или иначе, оказывается втянутым в политический контекст. Радищев – это чистейшая публицистика, оформленная как литература. Сказка про зайца будет читаться так, как нужно конкретному человеку и тоже становится политической. Поэтому писатель должен решить, какую политическую партию он поддерживает. Литература это не чистое искусство. Общество, согласно Ленину, неоднородно. Общество – совокупность людей. Они делятся по базовому принципу – он эксплуатирует или эксплуатируют его? Общество 1905 года – совокупность людей, где большинство подавляется меньшинством. Общество делится на группы, эти группы выдвигают своих представителей, т.е., делегатов, которые проходят выборные процедуры и попадают в Параламент – в то место, где легально представители каждой общественной категории отстаивают свои интересы, т.е. пишут именно те законы, которые будут выгодно именно им. Классовость и партийность – осознанная классовость. Раз теперь интересы общество в полной мере представлены в Парламенте, каждый писатель обязан вступить в партию, которая выражает те интересы, которые защищает он в своих произведениях. И дальше он своим пером своим служит народу и своей партии. Если партия сочтет, что писатель решает не те задачи, уходит в сторону, то она всегда в праве его отчислить, исключить из своих рядов.

В 1917 году формируется Однородное Социалистическое Правительство из Партии большевиков и партия левых эсеров. В ходе ратификации Брест-Литовского мирного договора эсеры разорвали контракт с большевиками и ушли из Правительства и с этого момента в СССР существовала только одна партия – КПСС.

1. Политические идеи древнего мира и средневековья

Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникнове­ния, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в стра­нах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности за­нимают взгляды Платона (427 — 397 гг. до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким; порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия—это власть честолюбцев. Честолюбие вле­чет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия пре­вращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государст­ва: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверхдолжного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и государства превращается в рабство. В условиях такого обще­го беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демокра­тия неизбежно превращается в тиранию — наихудшую форму госу­дарственного устройства.

Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия, порожденного «порочным» избытком свободы и демократии, Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство — справедливое правление «аристократов духа» — му­дрецов. В нем должно быть «красивым все в целом», сохраняется все­общность государственного принципа: свобода государства по отно­шению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы — правители, стражи — воины, ремесленники и крестьяне — занима­ются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности — все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важней­шим политическим обобщениям.

В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства по­средством изучения фактического материала. Аристотель утверж­дал, что человек - «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей при­родной целью человеческих существ—общением. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное». Задача политологии как науки о государстве за­ключается в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему какой государствен­ный строй при данном состоянии общества является наиболее при­годным.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель го­сударства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установлен­ной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.

Значительный вклад в развитие политической мысли в Древ­нем Риме внес Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работах «О государстве» и «Законы». Особое внимание он уделяет разработ­ке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим, в том числе, и веле­ния человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом наро­да и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана соб­ственности. В основе права лежит справедливость, первым требова­нием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона явля­ется рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принци­пом которого является необходимость соблюдения обязательств, на­лагаемых международными договорами.

Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.

Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованиям законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государ­ственной власти — одно из основных требований христианской мо­рали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпо­ху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фо­ма Аквинский (1224-1274 гг.). Августин Аврелий вы­двинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Соглас­но этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град — это град проклятых Богом людей, нечестив­цев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С при­ходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реа­лизуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получив­шая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней ба­зируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что повиновать­ся властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны ду­ховной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у закон­ного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния.

Фома Аквинекий был сторонником монархии. Однако он раз­личал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политичес­кую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система органов мочевыделения | Ипериода буржуазных революций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.