Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сионизм. Иудаизм в Израиле




Современный иудаизм.

Основы вероучения иудаизма.

Термин иудаизм, как вы уже знаете, имеет древнее про­исхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века нашей эры. Обычно под иудаизмом понимают фактически новую религию, которую создали евреи в период рассеяния (диаспоры). Иудаизм не имеет Символа веры, то есть кратко и одно­значно сформулированных положений (догматов) вероучения. Еврейское предание утверждает, что Моисей получил от Бога целых 613 заповедей. В основе иудаизма лежит вера в единого Бога (иудаизм, таким образом, — это твердый и последовательный моноте­изм). Бог вечен, вездесущ, нематериален, бестелесен и не име­ет конкретного образа (изображать его, в отличие от христианства, в иудаизме не принято). Имя Бога нельзя произносить напрямую! Грешно поклоняться кому-либо (ангелам, святым, звездам и т д.), кроме одного Бога. Иудаизм учит, что люди, и в первую очередь сами евреи, получившие свободу воли, отошли от Бога, погрязли в грехе. Бог сурово покарал их, отвернувшись от избранного народа. Евреи оказались рассеянными по миру и лишились своего единственного Иерусалимского храма. Пройдя тяжелый путь проб и ошибок, они вернутся на путь истины. В этом движе­нии к Богу и состоит смысл мировой истории. Тот факт, что в центре иудаизма находится реальная земная история еврейского народа, порождает еще одну характерную особенность этой религии: практически все ее учение направлено на реальную земную жизнь, а эсхатологический вопрос о потустороннем (загроб­ном) мире в ее вероучении разработан сравнительно слабо. В то же время иудеи верят в бессмертие души. Об этом прямo говорится в Торе, но разные школы иудаизма трактуют «вечную жизнь» по-разному. B будущем на землю явится еврейский Мессия, который будет происходить из роди Давидова Время его прихода ни­кому на земле неизвестно, но будет зависеть от того, насколько еврейский народ искупит свои грехи и будет следовать истин­ным Божьим заповедям. Христос — ложный Мессия, ведь с его приходом в мире, как считают иудеи, ничего не изме­нилось.

В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион, нахо­дящейся в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи должны собраться на Земле Обетованной в едином государстве (которого в то время не суще­ствовало. Религиозная идея соединилась, таким образом, с национальной и позже — с политической. Эта связь не слу­чайна: религиозная и национальная идеи в еврейском мире всегда были очень близки. Так как иудаизм не имеет единого религиозного центра, ero poль и должно было бы сыграть новое государство, созданное в Святой Земле. Во время второй мировой войны еврейство пережило страшную драму (которую иудеи называют — холокост, что значит всесожжение). Фашисты, как вы знаете, взяли курс на полное физическое истребление этого народа.

После победы над фашизмом в 1947 г. на основе двух еврейских общин в Палестине (сефаридов - выходцев из Азии, Африки и Балкан и ашкеназов - выходцев из Европы и Америки) в Святой Земле было провозглашено еврейское го­сударство - Израиль. Его создали политики, стремясь хоть как-то компенсировать трагические потери еврейского народа в годы фашистской оккупации. Создание Израиля вызывало целый ряд противоречий на Ближнем Востоке и в мире, связанных в первую очередь с тем, что новое государство строилось в землях, тесно населенных арабами. Кроме того, крайне течения в сионизме пропагандировали идеи национального превосходства евреев, которые ведут свое начало от концеп­ции богоизбранности еврейского народа и его мессианской роли во всем мире. Сионисты стали считать, что появление Израиля - это и есть начало собирания всех евреев, т.е. при­дали гуманному политическому акту религиозный смысл.

Можно сказать, что сионизм вполне естественен и оправ­дан, когда он является национальным движением за единство, религиозное возрождение и подъем культуры всей еврейской нации. Однако это течение становится опасным, когда в нем появляются элементы враждебности по отношению к людям других наций и религий, элементы расизма. Иудаизм не получил официального статуса государствен­ной религии в Израиле, но по сути является таковой. Верхов­ный раввинат — орган координации и управления делами веры — контролирует не только религиозные учреждения, но и многие области светской жизни, особенно образования (око­ло 1/4 учебного времени во всех израильских школах отведе­но обучению религии). Религия в Израиле фактически нахо­дится на содержании государственного бюджета. Язык иудаизма – иврит (в основе своей – древнееврейский) одновременно является государственным языком Израиля.

 

Наряду с пророками существовали люди, посвятившие себя Богу, которые назывались назореями (букв, отделенные или посвященные). Назореи давали обет (торжественное обеща­ние, добровольное обязательство) не пить вина, не есть виног­радных ягод, не прикасаться к мертвому телу (ограничение, знакомое нам по другим религиям Востока), никогда не стричь волос и ногтей, не подвергать себя никаким человеческим стра­стям и слабостям Назорейство — очень древнее явление. Назореями были Самсон, Иоанн Креститель (крестивший в р. Иордан Иисуса Христа). Обет назорейства временно прини­мал на себя ученик Христа — апостол Павел. Назореем мож­но было стать временно, а можно и пожизненно. Своей свя­тостью и моральной чистотой они, также как и пророки, указывали людям праведный путь. Христиане считают, что назорейство явилось прообразом, монашества.

В начале периода диаспоры в единой религии древних ев­реев обнаружился процесс возникновения сект и течений. Ортодоксальная (следующая традициям, правилам) часть иудейского священства объединилась в течение (партию) сад­дукеев (по имени священника Садока или Цадока, жившего во времена царя Давида).

Саддукеи практически отрицали загробную жизнь. Следу­ет отметить, что отсутствие учения о потустороннем мире — вообще отличительная черта иудаизма.

Во времена завоеваний Александра Македонского возникло течение фарисеев (от евр. слова паруш, т.е. отделившие­ся). Они начали разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии (буквально Спасителя, Помазанника Божьего, по-гречески Христа). Но фарисеи считали, что он спасет толь­ко верующих правоверных евреев Они были очень многочис­ленной партией, к которой принадлежали все священники Иерусалимского храма (саддукеев в большей степени поддер­живало высшее священство).

Фарисеи верили, что души бессмертны, и на том свете че­ловек получит воздаяние за все страдания, которые выпали на его долю в земной жизни. Если саддукеи считали, что в жиз­ни все зависит в основном от воли человека, то фарисеи на­оборот — во всем полагались на волю Божью и говорили, что за человека все уже предрешено. Фарисеи жили очень скром­но, избегали вкусной пищи, стремились делать добро. Откуда же тогда взялось выражение «.фарисействовать», которое имеет явно отрицательно-негативный смысл и означа­ет быть лицемерным, самодовольным и фальшивым человеком? Это связано уже с событиями Нового Завета, т.е. со временем пришествия Иисуса Христа. Дело в том, что в своей пункту­альности по части следования традициям фарисеи доходили до абсурда. Перед едой, например, любой правоверный еврей дол­жен был совершить ритуальное омовение рук. За нарушение этого установления фарисеи предписывали... смерть' Они уде­ляли так много внимания соблюдению правил и так гордились этим, что забыли главное — ради чего эти правила соблюдают­ся. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи стали самыми ярыми противниками Иисуса Христа, и он, в свою очередь, строго осуждал фарисеев. Ведь христианское учение было об­ращено не к разуму, правилу и предписанию, а к сердцам лю­дей. Христос говорил, что скорее раскаявшийся грешник или блудница войдут в Царство Божие, чем самодовольный гордец-фарисей, бьющий себя в грудь и без конца повторяющий, что он самый правильный и верный Богу. Близки к фарисеям были книжники, которые создали и развили множество мелких ус­тановлений и заповедей и добавили их к уже существующим. Фарисеям противостояла партия (секта ) ессеев (от гр. ос-нот — благочестивые). Они верили в загробную жизнь, что выделяло их среди последователей иудаизма, и ждали прихо­да Мессии, понимая его как Спасителя всех людей, незави­симо от их национальной принадлежности и веры, ессеи жили общинами и отвергали богатство. Многие религиоведы счита­ют их прямыми предшественниками христиан.

Как рассказывается в Евангелиях, Мессия, которого жда­ли многие люди не только среди еврейства, но и жители дру­гих стран, пришел. Но большинство евреев, живших в то вре­мя в римской провинции Иудея и рассеянных по миру, не признали в Христе Мессию — Спасителя. Те, кто поверил в Иисуса, стали называться христианами. Евреи тоже ожида­ли Мессию, но, по их мнению, это должен был стать Мессия исключительно для еврейского народа. Христос же стал, согласно Евангелию, Спасителем всех людей независимо от национальности и происхождения. Кроме того, ожидаемый евреями Мессия должен был бы, по их мнению, прийти не сейчас, а в неопределенно-далеком буду­щем, когда весь разбросанный по миру еврейский народ соеди­нится на своей исторической Родине. Тогда будет разыскан Ковчег Завета и восстановлен Иерусалимский храм — един­ственная и главная святыня евреев. Таким образом, Хрис­тос — это не тот, неправильный, несвоевременный Мессия. В свою очередь, христиане стали считать, что евреи-иудеи несправедливо отвергли Христа — Сына Божьего, а следова­тельно, и самого Бога. Раз так, то и Бог отверг еврейское пле­мя. Поначалу это различие не очень-то и осознавалось людьми, но со временем оно сыграло важнейшую роль в истории религи­озной жизни человечества. Возник парадокс: две религии, име­ющие общий корень — Ветхий Завет, с течением времени разошлись и между ними пролегла основательная пропасть.

 

Литература.

1. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е издание. М., 1986.

2. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975.

3. Мень А. История религии. В 7 томах. М., 1991-1993.

4. Иллюстрированная история религий. В двух томах. Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. 2-е издание. Спасо-Преображенский монастырь, 1992.

5. Религиозные традиции мира. В двух томах. Пер. с англ. М.,1996.

6. Религии мира. Всеобъемлющее справочное издание. Белфакс. Пер. с англ. Минск, без года издания.

7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1990.

8. Жудинова Е.В. Религии мира. Иудаизм. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

9.Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1994.

10. Копелиович А.В. История мировых религий: Рук. для студентов / СПбГУП. Алмат. фил. - Алматы, 2001.

11.Лекции по религиоведению: Учеб. для вузов / Под ред. И.Н. Яблокова.— М.: ЧеРо, 1998.

12. Гече Г. Библейские истории. Изд. 2-е. М.; Изд-во политической литературы, 1990.

13. Религия в истории и культуре: Учеб. для вузов / Под ред. М.Г. Писманика. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.

14. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Пер. с англ, под ред. П.С. Гуревича. — М.: Республика, 1995.

15. Интымакова Л.Г., Надолинская Л.Н. История религий: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Попова – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.