Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и каналы власти в организации

Тема 3.3 Руководитель в системе управления

Лекция 14

Цель: охарактеризовать роль руководителя в системе управления.

План:

1. Власть и каналы власти в организации.

2. Понятие лидерства. Менеджер и лидер: сходство и различие.

3. Подходы к изучению лидерства.

4. Модель эффективного менеджера. Условия и факторы результативной работы менеджера.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Виханский О. С. Менеджмент: учебник для вузов/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.

2. Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

 

Анализ существа власти и ее влияния на людей имеет большое зна­чение для понимания работы организации. Каждое действие в органи­зации связано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть - важней­шая составляющая деятельности организации. Властью манипулиру­ют, используют ее как во благо, так и во зло. Успех или неудача в ис­пользовании власти во многом зависит от понимания ее существа, вре­мени и объема ее применения, а также достаточно четкой оценки последствий ее применения.

Власть в организации - главный ры­чаг, средство управления, она понимается как способность или возмож­ность субъекта управления оказывать влияние на трудовое поведение подчиненного персонала.

Власть – это способность оказывать влияние на поведение людей. Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе подчиненных. Понятие «власть» относится к отдельному человеку, группе, организации в целом. Это не постоянное свойство личности и даже не просто некая формальная прерогатива. Можно сказать, что руководитель обладает властью в той мере, в какой она признается подчиненными.

Власть - неотъемлемый атрибут действующей системы управления организацией. Управление без власти просто не­возможно.

Власть существует и проявляется через определенную систему коммуникаций, которая называется каналами власти. Рассмотрим ка­налы власти более подробно.

Власть принуждения -это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказани­ем.В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выго­воры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Власть принуждения - традиционный канал власти, известный с древнейших времен. Но если человек использует только этот канал власти, она будет недолговечной, ведь рабский труд - самый непроиз­водительный, и подчиненный будет постоянно искать способ ослабить или избежать власти принуждения.

Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим ли­дером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятель­ного лица,стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергический эффект. Властьвлияния отличается весьма сильным психологическим воз­действием, заставляет окружающих относиться к человеку с почтением.

Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготов­лен, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные вос­принимают это как властный феномен. Данный канал власти - заслуга личности, обладающей им. Он про­чен и надежен, так как компетенция приобретается годами и сохраня­ется длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.

Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потреб­ность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкрет­ным людям. Налицо проявление власти: какова информация, таково и поведение людей. Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководи­теля.

Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчинен­ные, взаимодействуя со своим лидером в процессе делового общения, прежде всего, сталкиваются с должностной позицией лидера - брига­диром, мастером, начальником цеха, директором и т.д. Должностное положение всегда связано с понятием власти: зани­маемая позиция в иерархической лестнице - это определенный уро­вень властных полномочий. Но должность сама по себе еще не являет­ся каналом, проводящим власть. Это только лишь необходимое, но от­нюдь не достаточноеусловие проявления власти. Именно здесь важно сочетание формального (должностное положение) и неформального (компетенция, авторитет) лидерства.

Власть авторитета. Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченное. Подчиненные без протеста, порою даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю.

Авторитет - категория, которая завоевывается годами и может быть потеряна в одночасье. Авторитет включает в себя как личностные, так и профессиональные качества человека. Мнение авторитетного специали­ста (даже если оно не вполне правильное) принимается безоговорочно.

Власть награждать. Люди легко повинуются тому, кто имеет пра­во и возможности награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способ­ный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторите­том. Его власть может подниматься до значительных высот. Здесь следует заметить, что власть награждать зачастую связана с Должностным положением и носит временный характер. Изменение статуса, а это случается довольно часто, приводит к потере данного ка­нала власти.

Человек, использующий только один канал власти, обречен на не­удачу. Сочетание двух и более каналов, в основе которых лежат компе­тенция и авторитет, позволит человеку быть не просто руководителем, а лидером.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различают афферентный и эффекторный образы предстоящей деятельности | Понятие лидерства. Менеджер и лидер: сходство и различие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.