Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь

ТЕМА12.

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА. Европейское средневековье выросло, как мы видели, прежде всего из варварского мира. Достижения античной культуры неграмотным варварам были не нужны, непонятны и потому отвергнуты. Попытки отдельных образованных римлян как-то сохранить хотя бы отдельные элементы античной образованности[137] затронули лишь узкий аристократический слой. Единственным элементом позднеантичной духовной жизни, внедрившимся в варварскую среду и распространившимся в ней, стало христианство. Почему так произошло?

Нерасчлененное, без антагонистических противоречий варварское общество не воспринимало религиозного многообразия Рима. Наоборот, и варвары в целом, и зарождавшиеся у них правящие слои были заинтересованы в такой религии, которая бы, с одной стороны, консолидировала развивавшееся общество, осваивавшее новые земли, а с другой - признавала бы старшинство знати, ее право на власть. Старые, языческие верования варваров для этого не подходили, ибо сложились в условиях первобытной демократии. Христианство, сочетавшее в себе и идею равенства всех перед Богом, и адаптировавшееся к реалиям социально разделенного римского мира, как нельзя удачнее соответствовало интересам варваров, особенно их вождей и дружин. Так христианство стало ведущей религией средневекового европейского общества. К тому же оказалось, что оно вполне соответствует новым, складывавшимся феодальным порядкам: единое общество с всеобщей иерархией и подчиненностью, единый Бог (как единый монарх) и т.д.

Неграмотность варваров способствовала и тому, что христианство превратилось для них в основу миропонимания. Они стали смотреть на окружавшие их явления глазами христианских миссионеров и проповедников. Тем более, что грамотных, с уходом в мир иной последних римлян, начала готовить только церковь. Так сложилась характерная для раннего европейского средневековья монополия христианских учреждений на образование.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. Ко времени крушения Западной Римской империи христианство широко распространилось по Западной Европе. К VII в. оно исповедовалось к югу от Дуная и к западу от Рейна. В VII-VIII вв. началась экспансия христианства в Англию и на восток, в германские земли. В IХ-ХI вв. в новую религию было обращено почти все население Центральной, Северной и Восточной Европы (за исключением отдельных балтских и финно-угорских племен). Хотя о полной победе христианства над язычеством в среде рядового сельского населения на севере и востоке континента можно говорить лишь с ХIII в.[138]

Но столь широкое распространение новой и достаточно сложной религии способствовало пестроте ее толкования. Уже во II-III вв., когда христианские общины появились в галльских и германских землях, новая религия была туда занесена далекими от тонкостей догматики солдатами и торговцами с юга. Постепенно среди варваров широко распространилось так называемое арианство. Александрийский священник (ливийского происхождения?) Арий (256-336) считал, что Христос, будучи смертным, не мог быть Богом. Следовательно, он не равен Богу-Отцу, что противоречило учрежденному на Соборе 325 г. символу веры, установившему триединство, в соответствии с которым Бог-Отец равен Богу-Сыну и Богу-Духу Святому. Арианами были готы и бургунды. Арианство было занесено в Ирландию и оттуда вновь, в VII-VIII вв. стало распространяться на континенте. Эта версия христианства не требовала при крещении соблюдения особого обряда, что устраивало варваров. Но постепенно влияние ариан было вытеснено более мощным и организованным потоком миссионеров с юга, где христианская церковь превратилась в мощную организацию уже при римлянах, особенно после Миланского эдикта Константина в 313 г, уравнявшего христианство с другими религиями.

Однако, уже с III в. христианство стало претендовать на универсальное, вселенское, католическое учение[139]. Еще оставаясь конфедерацией епископов без выделенного гегемона, оно отходит от примитивного религиозного откровения к более сложной догматике. Это вызывалось распространением христианства среди образованных римлян. Они не верили просто в Мессию, тем более, что он не приходил, хотя его давно ждали и мир всё не погибал. Требовалось менее прямолинейное объяснение. Уже в III в. карфагенский епископ Киприан выдвинул концепцию "человека церковного", так как только церковь гарантирует верующим связь с богом и надежду на спасение через регламентацию повседневной жизни человека, даже в мелочах. Это привязывало верующих к профессиональному духовенству - клиру, который начал господствовать в обрядах, подменив раннехристианское равенство в общинах. Миряне устраняются от культовых действий, а клирики превращаются в актеров, имитирующих священные действия Христа[140].

Помимо арианства, в христианстве постепенно выявились и другие противоречия. Прежде всего, они были связаны с разными традициями прагматичного Запада и мистического Востока. Один из основателей западного христианства Тертуллиан (II в.) подчеркивал: "Не свойственно одной религии делать насилие над другой. Религии должны быть приемлемы по убеждению, а не утверждаться насилием". В дальнейшем, однако, став духовным монополистом, церковь забыла об этом предостережении и стала насаждать и охранять веру силой. Впрочем, Тертуллиану принадлежит и другая фраза: "Верую, ибо это абсурдно", то есть вера выше разума.

Но пока на Западе сквозь пальцы смотрели на сохранение языческих культов и обычаев[141]. Кстати, вытеснению арианства из варварской среды способствовало то, что западная церковь с VII в. стала подчеркивать божественность королевской власти. Так постепенно западное христианство обосабливалось от восточного. Но прежние культурные достижения вытеснялись как бы с двух сторон: христианская идеология требовала отбрасывать из античности вредное (что было характерно для образованного Востока), а нужда и неграмотность вели к отбрасыванию бесполезного (для варваров, что было характерно для Запада).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ. После того, как христианство в Римской империи превратилось в государственную религию, одним из ее основных центров стал Рим, где на Ватиканском холме обосновалась резиденция римских епископов, которых стали именовать папами [142]. В VIII в. с подачи Пипина Короткого, как указывалось, было образовано Папское государство. Для оправдания светской власти и возникших тогда же притязаний пап на главенство в христианском мире, тогда же возникла подделка, разоблаченная лишь в ХV в., о так называемом "Константиновом даре", согласно которомуримскийимператор Константин Великий якобы завещал римскому папе Сильвестру главенство в западной части Римской империи. Это было сделано в условиях начавшегося противостояния с византийской церковью.

В условиях слабости и аморфности варварских государств и отсутствия у римских пап конкуренции в Западной Европе, Рим постепенно оказался во главе всего западноевропейского духовенства. Такая роль римского клира обеспечивалась и его материальными ресурсами. Ибо христианская церковь еще со времен Римской империи пользовалась некоторым ее правовыми нормами. По римским представлениям боги имели право приобретать всякого рода имущество, которое доставалось им путем дарений, завещаний и т.п. Такое имущество считалось священным и не отчуждалось. Так накапливались значительные богатства, в том числе и земельные. Обычай верующих приносить церкви дары вел к росту церковных имуществ, а постепенно возникший целибат - запрет клирику обзаводиться семьей - позволял сохранять накопленное в церковной общине.

Духовное и материальное влияние церкви делало зависимыми от нее многочисленных государей варварских королевств. Хотя при нехватке земель такие короли нередко прибегали и к секуляризациям. Более тонкий политик Карл Великий избрал иной способ использования церкви. Он превратил духовенство в служилое сословие: епископы и аббаты [143](настоятели крупных монастырей) должны были выставлять определенное число воинов от своих владений и сами участвовать в походах. А так как сила церкви зависела и от ее владений, Карл, как отмечалось, ввел обязательную для всех земель империи церковную десятину и некоторые привилегии в ее пользу (торговые, судебные и административные).

Но включение духовенства в состав служилого сословия ослабило церковную централизацию и власть римского папы, ибо церковные иерархи становились вассалами императора, который приобретал право назначать епископов - так называемую инвеституру [144]. Обмирщение инвеституры положило начало светскому образу жизни духовенства. Епископы облачались в латы, порой не имели духовного звания и толком не помнили молитв. Государи получили право контролировать церковь, подчиняли себе епископов, при необходимости проводили секуляризации. Роль и авторитет церкви стали снижаться. Первыми это ощутили монастыри, оказавшиеся беззащитными перед светскими властями, а, нередко, при слабости тогдашних государств, и перед произволом феодалов. И в Х в. именно монастыри начали борьбу за восстановление порядка в церковной среде и единовластия римской курии. Лишь в ХI в. к этому движению, к борьбе за инвеституру со светской властью подключились римские папы. Апофеозом этой борьбы стало описанное выше, в лекции 6, противостояние германского императора Генрих IV и папы римского Григория VII. Тот конфликт породил и позор императора в Каноссе, и гибель папы. Но подписанный уже другими папой и императором Вормский конкордат 1122 г. усилил роль духовенства и в развитое средневековье католическая церковь вошла сплоченной, авторитетной и влиятельной в западном мире.

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. В условиях варваризации Западной Европы церковь превратилась в единственного хранителя античного наследия. Монастырские жилища были подчас единственным местом, где сохранялись древние рукописи. Много для сохранения античного наследия сделал римский аристократ Флавий Магн Аврелий Кассиодор (ок.490-585), пытавшийся отстаивать римские идеи на службе готского короля Теодориха. Но поскольку в условиях всеобщей разрухи единственными очагами, у которых собирались образованные люди, были возникавшие монастыри, Кассиодор основал на свои средства в Калабрии обитель Виварий [145], где монашеской братии вменялось в обязанность изучать и переписывать книги, причем не только христианские, но и языческие. Кассиодор был сторонником примирения римлян с варварами. "Разве для того даны человеку глаза, чтобы пускать в ход руки?" - вопрошал он. И в возрасте 92-х лет написал несколько наставлений, чтобы помочь монахам разобраться в мире книг: "Наставление в божественном чтении", "Наставление в мирском чтении", "Об орфографии". Деятельностью Кассиодора и его учеников было положено начало монастырским скрипториям - специальным комнатам для переписывания рукописей. Так были сохранены Вергилий, Сенека и другие, а наставления Кассиодора стали считаться минимумом для образованного человека до ХIII в. В ХII в. скриптории были уже в 2000 монастырей. И хотя нередко древние тексты уничтожались для использования дорогого пергамента под нужды церкви, монахи всё же чаще соскабливали творения своих же предшественников, чем языческих авторов[146].

Значительную роль сыграла церковь в развитии начального образования. Именно из церковных и монастырских школ вышло большинство средневековых мыслителей. Тем более, что церковное образование в значительной мере было лишено сословных перегородок. Талантливым представителям неимущих слоев путь к знаниям тогда был возможен в большинстве случаев лишь через церковное образование. Многое для формирования круга необходимых средневековому человеку знаний сделал служивший при том же Теодорихе Остготском Боэций, названный в последствии отцом схоластики[147].

Значительной была роль церкви в развитии средневековой архитектуры и изобразительного искусства. Первоначально все крупные каменные постройки делались и украшались по заказам церкви, за ее счет. Двоякой была политическая роль церкви. В раннем средневековье она, заинтересованная в прочной государственной власти, выступала против усобиц и произвола необузданных феодалов. Она во многом способствовала сдерживанию и изживанию первобытных инстинктов и привычек в поведении людей, стимулировала создание моногамной семьи, хотя стремилась подавить в людях чувственные влечения и насаждала многие нормы, ограничивавшие свободу поведения человека.

Если язычество регулировало отношения человека с природной средой, то христианство регулировало социальные отношения. Отличало его от язычества не единобожие. И у язычников были главные боги, и в христианстве сохранялись элементы политеизма (Дева, апостолы). Отличие, думается, именно в социальных и моральных рамках. В язычестве нравственно все, что способствует выживанию. В отличие от язычества, в котором личность растворялась в коллективе, в христианстве уже есть индивид с определенной долей ответственности за свое поведение[148].

Таким образом, христианство стало основным, ведущим элементом духовной культуры европейского средневековья.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное развитие | Общее в становлении европейского феодализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.