Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс

ЭПОХА ИМПЕРИИ СУН. В 907 г. прекратилось существование танской династии и после полувекового периода смут была установлена власть новой династии Сун (960-1279). Несмотря меньшую территорию, по сравнению с предыдущей эпохой, и меньшую политическую прочность, новая империя просуществовала 2 столетия.

Аграрные отношения. Во внутреннем устройстве сохранялись основные порядки, сложившиеся при прежней династии. Существовало 2 вида земельной собственности: государственная и частная, ставшая преобладающей к концу эпохи Тан, с IХ-Х вв. Крестьяне имели вечные наделы с правом продажи в определенных случаях. Но юридически владение землей не оформлялось, что вело к необеспеченности прав собственника, всеобщей зависимости от государственного управления, от правящей династии.

К концу танского государства мелкие крестьянские хозяйства уже себя исчерпали - началась концентрация земельной собственности. С эпохи Сун и до ХVIII в. росла крупная земельная собственность. Но поскольку земельные права не были гарантированы даже для феодалов, их социальное превосходство обеспечивалось не столько землей, а всем имуществом, образовательным цензом, кровнородственными и патронажными связями.

Поместья обслуживались, по преимуществу, крестьянами-арендаторами. Юридически личной зависимости крестьян от землевладельцев не было, хотя реально крестьяне были привязаны и к земле, и к ее владельцам. Но при сложившейся в Китае форме земельной собственности крестьяне были как бы субарендаторами у помещиков государственной земли. Другие государственные земли давались чиновникам в качестве должностных наделов. Им власть как бы переступала сбор ренты. В итоге центральная власть фактически контролировала сбор всей ренты с крестьян и могла ее перераспределять в своих интересах. Но фактически над крестьянами было 2 хозяина: государство в лице центральной власти и непосредственные держатели и владельцы земли. В итоге норма эксплуатации, объем ренты был высоким, что не только замедляло темпы аграрного развития страны, но и обостряло напряженность в обществе.

Основная причина роста социальной напряженности - безудержный рост налогов, при помощи которых династия старалась решать возникавшие проблемы. Традиционно налоги в Китае собирались с государственных крестьян. Но за время смут в позднюю эпоху Тан и после ее распада чиновники и землевладельцы расхитили значительную часть государственных земель. Это уменьшало количество налогоплательщиков и вело к усилению эксплуатации крестьян, остававшихся на государственных землях. Назрела необходимость в реформах. И они были проведены, получив по имени их автора название реформы Ван Аньши (1069-1074).

Реформатор происходил из провинциальных чиновников и хорошо знал обстановку на местах. Став первым министром, он предложил довольно радикальные меры: обложение налогом служилой знати; проведение земельной переписи для упорядочения сбора налогов; замена барщины государственных крестьян денежным налогом; взимание земельной ренты частью продуктами, частью - деньгами; создание государственных хлебных амбаров на случай голодовок; создание крестьянского банка, который бы давал крестьянам ссуды под невысокие проценты; реорганизация армии по принципу народного ополчения - каждые 3 двора поставляли одного пехотинца, каждые 10 - одного всадника. Предложенные преобразования затрагивали также культуру и просвещение: учреждались новые учебные заведения, на государственных экзаменах стали требовать практические знания[244].

Реформы проводились в интересах сельской верхушки - мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, за счет которых реформаторы рассчитывали расширить социальную базу центральной власти. Но так как принятые законы затронули интересы высших слоев, они вызвали их яростное сопротивление. Консервативно настроенные чиновники саботировали реформы, искажали их. Дважды Ван Аньши был вынужден уходить с поста первого министра и после его окончательной отставки реформы постепенно сошли на нет.

Город. Рассматриваемая эпоха была характерна господством аграрного мира. Города играли значительно меньшую роль, чем в I тыс. Сохранялся приниженный статус горожан. Общество было целиком ориентировано на деревню и города подчинялись землевладельцам. Так было, собственно, почти везде в средние века. Но в Китае города полностью подчинялись и центральным властям, главный интерес которых - сбор налогов на потребу огромного государственного аппарата и армии. И реформа Ван Аньши тоже была направлена на подавление нарождавшейся самостоятельности горожан путем ужесточения контроля над городским хозяйством.

Объединения городских ремесленников - ханы, существовавшие с VI-VII вв. превращались в исключительно фискальные организации и участие в них ремесленников с ХI в. стало обязательным. И так было до ХVI-ХVII вв. В итоге на ханы налагались трудовые повинности, разные налоги, государственные закупки по низким ценам. Не было в городах и гарантий прав собственности. Городские власти часто требовали регистрации лавок и мастерских, регулировали рыночные цены, заработную плату. Были даже установлены регламенты для формы одежды каждого хана. Внутри ханов существовала круговая порука за налоги. Индивидуальной экономической ответственности производителей не было. То есть хан превратился в городскую копию крестьянской общины. Существовало в городе и казенное ремесло, находившееся в государственной собственности. Все это затрудняло развитие городской экономики и способствовало постепенному ослаблению империи Сун.

Ослабление и гибель династии. Х-ХIII вв. были отмечены невиданным до тех пор натиском на границы империи со стороны соседних государств. Эта непрерывная борьба еще более усугубляла внутренние трудности.

ХI в. прошел под знаком борьбы с северными племенами - киданями [245]. В ХII в. шла упорная борьба с другими представителями тунгусской группы - чжурджэнями, отторгнувшими от империи не только Маньчжурию и Монголию, но также Северный Китай и даже бассейн р. Янцзы, и основавшими на завоеванных землях государство Цзинь. Но попытки кочевников отвоевать юг Китая, где сохранилась власть династии Сун, окончились неудачей, прежде всего благодаря начавшейся всенародной борьбе с захватчиками. Но страна с населением 70-79 млн. человек была разорена.

В этих тяжелых условиях в 1211 г. в Китай вторгся Чингизхан и захватил северную его часть, разгромив государство Цзинь. Затем монголы продвигаются на юг и сокрушают сунскую династию. Борьба, однако, продолжалась еще несколько десятилетий и только в 1271 г. внук Чингизхана Хубилай утвердил на всей территории страны монгольскую династию, известную под китайским названием Юань, ставшую вассальной по отношению к монгольским ханам.

КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МОНГОЛОВ (1271-1368)[246]. Завоевателям удалось утвердиться не только с помощью своих войск. Монголы использовали китайских чиновников и ученых. Необходимость этого хорошо определил один из сподвижников Хубилая: "Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно".

Монголы разделили страну на 10 дорог (областей), во главе которых были поставлены монголы. Сельское население было подразделено на соседские общины по 50 семейств, старейшины должны были обеспечивать регулярный сбор налогов. Для поддержание порядка по всей стране были размещены монгольские гарнизоны, создавались также военные поселения. Крупные землевладения сохранялись, но арендаторы-крестьяне были прикреплены к наделам и стали бесправными, приравненными к рабам.

Наибольшего могущества империя Юань достигла при ее основателе - Хубилае, во второй половине ХIII в., когда империя вступает в оживленные торговые и дипломатические отношения со многими странами. В Китай приезжают индийские, персидские, хорезмские купцы и путешественники[247]. Появляются и европейцы: христианские миссионеры и купцы. Среди последних наиболее известен венецианец Марко Поло, посетивший Китай в течение 1271-1291 гг. дважды, причем во второй свой приезд он прожил там 17 лет, даже побывав в должности губернатора одной из южных областей.

Хубилай отличался государственными способностями, умел привлекать в свою администрацию нужных людей вне зависимости от их происхождения. Помимо упоминавшегося Марко Поло, министром финансов ему служил узбек Ахмед, ставший вторым человеком по силе власти после самого императора. При нем широко распространились бумажные деньги. Хубилаю, как знатоку Китая, Великий монгольский хан Мункэ поручил провести диспут между буддистами и даосами. Последние проиграли, ибо Знаток Китая поддержал буддистов. В старости Хубилаю плохо стало с ногами, ибо он часто напивался, хотя дед (Чингиз) требовал не напиваться более трех раз в месяц. Умер Хубилай в 80 лет.

В конце ХIII в. монголы силами прежде всего китайцев, совершают две военные экспедиции против Японии. Но обе оказались неудачными и нападавшие понесли большие потери.

Первая половина ХIV в. проходит под знаком распада монгольской державы в Китае из-за: во-первых, сепаратизма отдельных ханов, начальников областей, крупных землевладельцев, во-вторых, благодаря непрекращающейся народной борьбе китайцев против захватчиков, вылившейся к середине ХIV в. во всеобщее вооруженное восстание. Господство иноземцев оскорбляло национальные чувства китайцев. Им запрещалось передвигаться по ночам, устраивать сборища, изучать иностранные языки и военное искусство. Многие китайцы были обращены в рабство. Даже китайское чиновничество выступило против монголов, которые покусились на их традиционное положение в обществе, отменив экзамены и запретив занимать иные государственные должности, кроме советников. Произвол монголов, растущие налоги из-за их агрессивной внешней политики, продолжающийся захват крестьянских пахотных земель под пастбища привели к тому, что разрозненные крестьянские выступления поддержали широкие слои горожан в центральных и южных провинциях. Во главе восстания оказался сын бедного арендатора, осиротевший в 17 лет и ставший послушником буддийского монастыря Чжу Юаньчжан. В 1367 г. борьба с монголами завершилась их изгнанием из Южного и Центрального Китая.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIII-ХV вв. В 1368 г. Чжу Юаньчжан, превратившись в честолюбивого деспота, принимает титул императора и основывает китайскую династию Мин со столицей в Нанкине, просуществовавшую до 1644 г.[248]

Новый император отличался непривычной для Китая жестокостью к подчиненным: если раньше чиновник во время дворцовой аудиенции обращался к императору стоя или даже сидя, то теперь - на коленях. Стали привычными частые порки царедворцев, массовые казни подозреваем в измене, был создан специальный отряд императорской гвардии (типа придворной тайной полиции), имевший право арестовывать и пытать любого в обход всех законов. Даже в стихах император искал крамолу и если находил, карал сочинителей. Даже из конфуцианского канона было вымарано более 80 пассажей, бросавших тень на императорскую власть. Чтобы предотвратить узурпацию власти родственниками императриц, наследных принцев император обязал брать в жены девушек из семей простых воинов.

В первое столетие своего существования она достигает значительных успехов в укреплении государственного аппарата, а также во внешней политике. Китайцы оттесняют далее на север монголов, наносят поражения японским пиратам. Это время активной внешней экспансии, основанной не тезисе: земля, где побывали китайские солдаты, чиновники, сборщики ясака, купцы или путешественники, является частью китайского государства. В конце ХIV в. были детально разработаны правила и регламенты взаимоотношений с соседями, условия их вассалитета по отношению к китайскому императору. Наиболее интенсивным было продвижение в Юго-Восточную Азию, где было создано много торговых факторий. Но попытки присоединить эти земли оказались неудачными. В дальнейшем внешнеполитическая активность династии ослабевает.

Кратковременный подъем Китая объясняется тем, что война против иноземцев сплотила широкие слои города и деревни. Крестьяне явочным порядком освобождались от многих феодальных повинностей. Частично они получили земли изгнанных магнатов. Уровень повинностей - снижен. Сократилось крупное землевладение. Однако присущие феодализму процессы: обезземеливание крестьян и сепаратизм крупных феодалов неумолимо развивались и привели к ослаблению центральной власти.

Уже Чжу Юаньчжан в конце ХIV в. стремясь укрепить новую династию и распространить контроль двора на места, создал многочисленные уделы. Четких границ они не имели. Владельцы уделов получали второй после императорского титул " ван " и контролировали местные власти, имели право им приказывать. Ваны имели штат до 19 тысяч чиновников, войска (но армию могло изымать центральное правительство). Властители уделов, обычно дети императоров, содержались местной казной, могли судить представителей местной администрации, а сами были подсудны лишь императорам. Однако вскоре начался проявляться неизбежный при такой системе сепаратизм ванов. Одновременно рос и бюрократический аппарат. Если в 1371 г. первый Мин имел на государственной службе лишь 5488 мандаринов (крупных чиновников), то в ХVI в. их было уже 20400.

Начиная С ХVI в. династия Мин слабеет, Китай вновь становится добычей соседних завоевателей: его западные границы закрывают от остального мира монголы, восточное побережье контролируется японскими пиратами.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ХIII-ХV вв. Нашествия завоевателей в ХII-ХIII вв. сильно затормозило развитие экономики и культуры Китая. Страна была разорена, ирригационная сеть и многие города - разрушены, народ обеднел. С изгнанием захватчиков начинается возрождение страны. По переписи, проведенной по распоряжению Чжу Юаньчжана в 1370 г. его солдатами, в Китае проживало 60 млн. человек.

С ХIV в. усиливается процесс превращения государственной земельной собственности в частную. Земля по-прежнему расхищается феодалами, чиновниками, ростовщиками, сельскими богатеями. Крестьяне, работавшие на земле помещика, отдавали ему часть урожая и продукты домашнего производства, вносили денежную ренту и были обязаны разного рода отработками. Кроме того, они платили и налог государству. Все это означало дальнейшее увеличение нормы эксплуатации крестьян.

Впрочем, в ХIV в. Мины стараются сохранить и государственных крестьян, расширяют самостоятельность их хозяйств, но и усиливают прикрепление к земле. То есть, можно констатировать, что в аграрной сфере сохраняются все основные атрибуты феодального строя, причем в обеих его вариантах: государственном и частновладельческом, который, как уже отмечалось, носил ограниченный и подчиненный характер.

С ХV в. усиленно развиваются города. Сохраняются ханы (цехи), уставы которых известны с ХIV в. Появляются частные и государственные мануфактуры. Они специализировались преимущественно на производстве вооружения, шелка, фарфора, бумаги и т.п. Основанные, в основном, на труде зависимых работников, они обслуживали рынок, двор, казну. Но в социальном отношении особых прав горожане при Минах не получили.

Вместе с тем сохраняется большая роль домашнего ремесла, которое в деревне сочеталось с селькохозяйственными занятиями. Это вызывалось недостатком земли, что вынуждало крестьян искать дополнительные источники существования, а их бедность ограничивала возможности покупки необходимых изделий, произведенных профессиональными ремесленниками. Избыток трудового населения сохранял выгодность ручного труда и в городском ремесле - было проще и выгоднее нанимать дополнительных работников за минимальную плату, чем тратиться на технические новинки. Поскольку же основными покупателями были феодалы, двор и состоятельные горожане, развивалось производство предметов роскоши. Это предопределило общий застой в китайской экономике, но способствовало развитию традиции высококачественной ручной работы, особенно в изготовлении предметов роскоши (шелковые ткани, фарфоровые и керамические изделия).

Большого развития достигла торговля. Купцы были организованы в компании, обслуживали внутренний и внешние рынки. Вскоре, однако, налаженные торговые связи со странами бассейнов Тихого и Индийского океанов, нарушаются появлением там европейцев. Впрочем, и власти Мин сами запретили самостоятельную внешнюю торговлю своим купцам. С 30-х гг. ХV в. - побеждает группировка, стоявшая за свертывание внешних связей. В 1436 г из Пекина отослали на родину послов из 11 стран. Это было вызвано победой традиционалистов - конфуцианских ученых над дворцовыми евнухами, поощрявшими из-за собственной жадности коммерцию, в том числе и океанские плавания, очень распространенные, особенно в начале ХV в. Тогда до Африки плавали флоты, насчитывавшие до 300 судов, с 28 тыс. экипажа. В числе капитанов были даже мусульмане. Но в 1500 г. за строительство судна более двух мачт стала полагаться казнь, а в 1525 г. все океанские суда были вообще уничтожены.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА КИТАЯ В Х-ХV вв. Большинство институтов и структур Минской эпохи дожили до ХХ в. Одной из целей власти, поставленной Чжу Юаньчжанем, было воспитание народа, прежде всего через церемонии, что соответствовало, кстати, конфуцианским традициям. Каждый в стране должен был знать свое место и обязанности. Регламентировался быт: простолюдин мог иметь не более чем трехкомнатный дом. В одежде определялись для всех слоев общества ткани и цвета, вводилась особая одежда для церемоний. Были восстановлены экзамены для чиновников.

Спецификой истории Китая является поразительная устойчивость территории, государственности и культуры. Каждая новая династия за последние 2 тысячи лет сохраняла единую сущность, что отражает цикличность развития. Китая раньше соседей освоил весь доступный природный и селькохозяйственный ареал. В процессе этого освоения возникло самое многочисленное население в средние века, что привело к нехватке земли. Многолюдность снижала ценность рабочей силы и повышала стоимость земли, что породило незаинтересованность к экономии трудовых ресурсов, при усиленном внимании к агрикультуре: качеству рассады, обработке посевов. К техническим усовершенствованиям, как отмечалось, не стремились. Нехватка пастбищ не способствовала развитию скотоводства, что привело к преобладанию у китайцев растительной пищи. Избыток рабочих рук приводил к крайне низкой плате за труд, приблизительно равнявшейся расходам на содержание скота. Излишек работников стимулировал выполнение грандиозных проектов: строительство многокилометровых каналов, Великой китайской стены. Порой оплата труда была столь минимальной, что выгоднее было вообще не работать. Крестьяне зимой вообще нередко, чтобы сберечь силы, как бы впадали в спячку - ели 1 раз в день[249]. Государство регулировало торговлю сельскохозяйственной продукцией, борясь со спекуляцией. Но нехватка питания при избытке населения рождала нищету. При нехватке питания ремесло считалось подсобным и нежелательным, ибо оттягивало из деревни рабочую силу.

Рост населения "съедал" все усовершенствования в агрикультуре и за последние 2 тыс. лет количество продуктов на одного человека оставалось в Китае постоянным. Традиционная деспотическая власть тоже консервировала систему, ибо подавляла частную инициативу. Все это порождало цивилизационное постоянство, но и общественный застой.

Особенности мировосприятия. Для китайского общества, причем не только в рассматриваемую эпоху, было характерно отличное от Европы мировосприятие. Если у европейцев долгое время господствовала богоцентричная философия, а затем, с эпохи гуманистов, постепенно усиливалось внимание к индивиду, человеку как личности, то в Китае традиционно и мировосприятие, и общественная жизнь опиралась на сумму личностей - на коллектив. Поведение людей в китайском понимании определялось внешними силами, но не небом, а коллективом, социальными процессами. Отсюда - интерес к социально-политическим проблемам. При этом не было стремления к выработке всеобъемлющей, универсальной картины мира. Наоборот, стремились не к абстракциям, а к конкретным примерам. Особенно это относится к этике, нормам поведения. Поэтому, например, в классических романах, весьма популярных в Китае важным был не столько сюжет, сколько детали, нюансы поведения[250]. Образы и символика имели однозначное значение. В образованности ценились знания гуманитарных истин. Невнимание к философским обобщениям вело к косности, следованию уже однажды познанным истинам. Складывался определенный набор необходимых для жизни знаний, а более - не нужно, в отличие даже от европейских схоластов, в поисках истины не знавших границ (хотя и в общих философско-религиозных рамках). В итоге китайское мировоззрение было очень консервативным, малоподвижным. При всех коллизиях искали древние аналогии (но поэтому всегда хорошо знали свою историю).

С другой стороны, конфуцианская идея добиться достойного существования на земле делала китайцев весьма прагматичными в жизни: все обряды (в культе предков) - рациональны, театрализованные религиозные действа отсутствовали. А сложные, но непонятные иностранцам ритуалы были призваны отбросить личное, растворить человека в коллективе.

Коллективистская психология делала невозможным эгоцентризм[251]. Общественная единица - семья, клан. Каждый зависит от благополучия всего этого коллектива. Но наследство делили на всех и каждый должен был своим трудом идти к счастью. Долг был превыше чувства. В отличие от европейских гуманистов с их идеей всесторонне развитой личности, в Китае определяющим было соответствие конкретной личности месту, которое она занимала в коллективе[252].

Религия. Буддизм, с этикой всеобщего равенства сыграл объединительную роль в китайском обществе. В сельской местности при Сун возникли малые храмы с 1-3 монахами, обслуживавшими определенные деревни. Даосизм был популярным не из-за оригинальности его мировоззрения, чего ему не доставало, не в цельности его теории и практики, о которой даосы не очень заботились. Вышедший из народных верований, даосизм унаследовал их аморфность, связанность со всеми аспектами быта и духовной культуры китайцев. В подражание буддизму даосизм ввёл институт монашества и тоже создал монастыри. На 1019 г. в сунской империи на 231 тысяч буддийских монахов приходилось 7 тысяч даосских. Из иностранных религий раньше всего в Китай был занесен зороастризм - в VI в. Тогда же появилось и христианство несторианского толка. Популярным с III в. было манихейство.

Научно-технические знания. Образование. Исходя из изложенного, и научно-техническое развитие средневекового Китая было нацелено не на познание общих истин, а на конкретные знания и изобретения, нужные людям. Отсюда высокий уровень медицинских, географических, геологических, ботанических знаний. Рано были выработаны стандарты в архитектуре и строительстве. Уже с VII-VIII вв. в городах вводилась четкая планировка: улицы - по сторонам света, в центре - дворец. В начале ХII в. был издан свод стандартных строительных деталей, позволявший из строго определенного набора деталей сооружать разные здания (по принципу детского конструктора).

Вообще, период Сун считается "золотым веком" ученого сословия. Экзаменационная система стала массовой. Ежегодно в столице выдерживало государственный экзамен до 1 тыс. человек, а на одно чиновничье место претендовало до 100 человек. Причем среди сдавших экзамен - до 56-58% составляли выходцы из неслужилых семей. Династия создавала условия для расширения своей социальной опоры.

Уже с VIII в. в Китае, как отмечалось, начали печатать с деревянных досок, вырезая на них иероглифы. Глиняный разборный шрифт, появившийся в ХI в., не привился. Но в ХIII в. в Корее на основе этого неудавшегося опыта придумали отливать бронзовые литеры. Распространение книгопечатания способствовало увеличению числа образованных людей, особенно в городах.

Больших успехов достигла живопись. Уже с VIII в. стало проявляться умение изображать объемное пространство. К ХI в. законы перспективы уже широко применялись и были теоретически объяснены. Катаклизмы монгольского нашествия отразились в живописи уходом в интимный мир человека, которого обычно изображали в одиночестве и слитым с могучей и все поглощающей природой.

Городская жизнь. Города Китая, не имевшие, в отличие от Западной Европы, самоуправления, были, однако, средоточием официальной жизни страны. В них жили чиновники и ученые. В городах же предпочитали находиться и крупные землевладельцы, которые устраивали там свои карьеры. Рядом с чиновниками наверху социальной лестницы находились купцы. Формально они оставались бесправными, но в реальности обладали огромным весом и влиянием, нередко добиваясь даже свержения неугодных городских правителей. Именно богатое купечество определяло деляческий дух городов. Перенимая образ жизни и манеры чиновной знати, обладавшие большими средствами купцы создавали атмосферу расточительности и снобизма в городах. Купеческие сынки представляли собой золотую молодежь. Подражая властям купцы занимались благотворит, но были в гор и массы нищих. Среди горожан много также было мелких лавочников и ремесленников, часто совмещавших оба эти занятия в одном лице. Ремесленники, особенно казенные занимали приниженное положен и в социальной жизни города особой роли не играли. Была и масса мелких бродячих торговцев. Налогов они не платили, но жестокая конкуренция постоянно висела над ними дамокловым мечом разорения. Не последнюю роль в городах играли монахи. Много было в городах слуг, среди которых: учителя словесности, музыки и пения, художники, садовники, архитекторы, портные, лакеи, управляющие хозяйством, поденщики, красивые женщины, особенно умеющие петь. Много было также проституток, очень богатых, обслуживавших высший свет и бедных. Наличествовала и мужская проституция. Была масса грабителей, причем особую опасность представляли шайки, грабившие всех подряд среди бела дня. Банды имели свои названия, а их вожаки именовались "дедами".

Важное место в повседневной жизни городов играла торговля. Она тщательно регламентировалась. В городах, не являвшихся административными центрами, рынки не разрешались. Работали рынки световой день и после захода солнца закрывались. Раз в 10 дней власти танского Китая устанавливали единые для страны цены. Уличенных в мошенничестве или спекуляции били палками. Были, правда, сельские рынки, не контролировавшиеся властями. Были и ночные рынки. Существовала и уличная мелкая торговля. Особенно она распространилась после краха танской системы регулируемого рынка, в Х-ХI вв. В торговле и ростовщичестве широко участвовали и буддийские монастыри. На рынках каждый торговый ряд (хан) имел своего старшину и подчинялся круговой поруке. Главной функцией ханов у ремесленников являлась охрана монопольных прав на изготовление и продажу определенного вида товара и фиксация цен, а также совместное отправление членами каждого хана религиозных обрядов и, кроме того, помощь и услужение властям. Но рабочее время ремесленников, в отличие от уставов европейских цехов, не ограничивалось, ни днем, ни ночью.

Отличительная особенность средневековых городов Китая - высокий уровень быта и повседневных жизненных удобств. С начала II тыс. в городах распространялись бани, аптеки, меняльные конторы, увеселительные заведения, часты были водяные часы, в быту применяли масляные свечи, фонари. По улицам ходили водоносы и предлагали теплую кипяченную воду. С ХII в. в городах перестали запирать на ночь дома.

Время с древности определяли по водяным часам, установленным при чиновничьих управах. Но абстрактное восприятие времени в Китае до знакомства с западной культурой не сложилось. Ночь делилась на 5 частей, отмеряемых стражей ударами гонга или барабана. Днем о времени в официальном порядке не сообщали. Просыпался город рано. Работа в государственных учреждениях и даже императорские аудиенции начинались с восходом, в 5-6 часов утра. Опоздавших били палками. Ночью же танский гор замирал. Каждый ночной путник рисковал получить от патруля по 70 ударов палками. В сунскую эпоху город бурлил и ночью - работали ресторанчики, чайные, ночные рынки. К середине ХI в. уже не били по ночам в барабаны, исчезли и патрули. Из-за плотной деревяной застройки и опасностью пожаров была создана государственная пожарная служба в сунских столицах: в Кайфыне на каждые 500 дворов приходилось караульное помещение с командой из 5 человек. На возвышенностях были сооружены кирпичные наблюдательные вышки с военными командами и необходимым оборудованием.

Личная гигиена была на высоком уровне. С древности было популярно купание, бани. Еще ханьскую эпоху чиновники и воины каждые 5 дней получали "день для мытья и отдыха", в который отправлялись домой и принимали ванну. В средние века такой отпуск представлялся ежедекадно. Но на Востоке и Юге мылись чаще, чем в северных и западных областях. В качестве мыла с V в. использовали "моющие бобы" - жидкую смесь гороха с травами. Богатые имели ванны. Популярным был приём ванн в горяч источниках. С ХII в. умывались, обтираясь смоченным в тазу и отжатым полотенцем. С ХIV в. отмечен обычай ежедневного мытья ног в специальном ведре. В городах сунского Китая было много аптек, в то врем, как сельские жители, особенно на Юге, не признавали медицины и предпочитали обращаться к шаманам. В ХV в. придумали зубную щетку, состоявшую из бамбуковой или костяной ручки с прикрепленной к ней щетины, снятой исключительно с шеи сибирского вепря. Из Китая ее завезли и в Европу.

Скученность городского населен уже в сунскую способствовала распространению сферы быстрого обслуживания, привычек готового питания в закусочных или покупки готовой еды на улице. Сотни харчевен, винных лавок, ресторанов, часто с фирменными блюдами были разбросаны по разным кварталам буквально каждого города. В солидных заведениях официанты записывали на карточках подробные заказы богатых посетителей и передавали их на кухню, а если хоть раз перепутывали - теряли место. Специальные конторы организовывали банкеты, выделяли поваров, музыкантов, знатоков чая и вина, овощей, фруктов, сладостей, сервировки столов и освещения залов, уборщиков, распорядителей, руководивших застольем и одновременно певцов, рассказчиков. Лишь в Южном Китае иметь таких распорядителей было не принято. В городах были многочисленные сберегательные кассы и пункты проката разных вещей (от повозок до свадебного и похоронного реквизита). Был распространен наем разного рода слуг, секретарей и даже монахов. Много вин лавок, прокатных контор и увеселительных заведен содержало государство.

Развлечения в городах, в отличие от деревенских, были проникнуты духом публичности и массовости. В эпоху Сун сложилась индустрия развлечений - появились целые комплексы - скопления многочисленных балаганов. В Ханчжоу ХIII в., например, существовало более 20 таких центров, в которых были сцены, окруженные скамейками или площадками, вмещавшими по несколько тысяч человек. Представления обычно продолжались весь день. Власти контролировали артистов целым штатом чиновников. Актеры, в зависимости от специальности, носили одежду определенного цвета и покроя. Среди номеров: дрессированные рыбы (по звуку гонга рыба в тазике всплывала, на неё одевали шапочку и рыба начинала кружиться в подобии танца, а затем она уходила на дно и хозяин вызывал другую рыбу), дрессированны черепахи (по знаку дрессировщика 7 черепах заползали друг другу на спины и получалась пирамида, напоминавшая пагоду). Были развлечения и в публичных домах с ресторанами и красными фонарями у входа. Девицы обычно приписывались к государственным увеселительным заведениям. Иностранцы, например, Марко Поло, восхищались ими. Существовали и специальные игорные заведения, где играли на деньги ли заменяющие их жетоны. Формально они должны были работать по праздникам, но функционировали постоянно.

В эпоху Тан-Сун сформировались основные специфические черты традиционного китайского жилища, специфика его прежде всего - в наличии особого комплекса строений - усадьбы. Обычно постройки сооружали из бамбука. Окна, каркасы, стены обмазывали глиной, на крыши часто клали циновки, закрепленные на шестах. Циновки и щиты из плетенного бамбука часто использовали в качестве заборов. Отапливали жилые помещения лежанками, которые в ходе похолодания (после VII в.) проникли и на юг страны. Еще в III-IV вв. в конторах, на официальных приемах появились раскладные стулья, однако дома предпочитали сидеть на полу. Но уже к Х в. стулья, кресла, столы на ножках распространились и в быту. Это была настоящая революция в бытовых традициях. Раньше пол считался "чистой поверхностью" и потому перед входом в жилище обувь снимали. С появлением стула "чистыми" стали он, а также постель, а по полу можно ходить в обуви. Но в глуши и в ХIII-ХIV вв еще сидели на полу, поджав ноги, на циновках, что сохранилось в деревнях и теперь.

Питание. Вероятно, в танское время китайцы познакомились с сахаром, распространились специи. У состоятельных в эпоху Тан-Сун, распространилось молоко. Вообще же в танский период распространились все современные виды приготовления пищи. В рассматриваемую эпоху особо распространилась жаренная пища. С VI-VII вв. в кухню проникают металлические предметы (бронза, чугун), чаще использовали глубокие сковородки (вытеснявшие прежние котлы), на которых жарили лепешки, мясо и овощи, варили зерна. Чай - отвар из листьев чайного дерева на юге вошел в обиход в III-VI вв., а в VII-ХIII вв. распространился по всему Китаю. В IХ в. чай стал не мен важен, чем соль или рис, и появилась государственная монополия на чай. Тогда же возникла особая чайная посуда, особенно фарфоровая. Распространение мясной пищи связано с монгольским влиянием - с ХIII-ХIV вв. В ХV в. появились печи с несколькими отверстиями для котлов.

До новой эры особенностью китайской одежды было отсутствие принципиальных различий ее у мужчин и женщин. Различия возникают с танской эпохи. В VII-ХII вв. появляются варварские элементы - куртки, высокие сапоги, широкие пояса, халаты с широкими отворотами. Для традиционно китайской одежды характерны рубахи с широкими рукавами и часто ассиметричным воротом. Длинные одежды носили верхи, короткие - бедняки. С VIII в от варваров в официальный костюм проникли пояса.

Обувь. Высокие кожанные сапоги - от варваров (в них было удобно ходить по траве). Модными были черные сапоги до колена. Они распространились с распространением стульев. До IХ-Х вв. мужская обувь почти не отличалась от женской. Но с этого времени возник обычай бинтовать женские ноги, особенно в аристократической среде.

Средства передвижения. В пределах всей Евразии седло и стремена впервые появились примерно в конце III-начале IV в. в Манчжурии и Северной Корее. В Ханьском Китае было принято ездить в экипажах. В VII-ХIII вв. и мужч, и женщины стали ездить верхом и престиж экипажа падает, он превратился в обычную закрытую повозку с дверцей спереди или сзади. При монголах особо распространилась верховая езда в среде чиновников, которые таким образом добирались на службу, а так как многие не могли влезать на коня, применялись специальные табуретки, которые подносили слуги.

Игры. Было известно поло, в котором сидя на конях, гоняли клюшками мяч, команда на команду. Игра распространилась во многих странах Азии и Европы, но изобретена, кажется, в Тибете. С VII в. в Китае появилась игра в ножной мяч[253]. Играли командами и мужчины, и женщины - это была наиболее распространенная в средневековом Китае простонародная игра.

Семья. В основе семейных норм - конфуцианская мораль. Молодая жена входила в дом мужа и полностью ему подчинялась. Поводами для развода были непочтительность молодой жены к старшим, особенно к свекрови, сварливость, ревность и растрата семейного состояния. Девическую невинность строго оберегали, опозорившую свой дом безжалостно выбрасывали на улицу. Кочевнический обычай лишать невинности до замужества китайцы воспринимали с ужасом. В состоятельных семьях держали наложниц, но передача им права хозяйки после смерти закон жены считалась предосудительной. Но традиции кочевой аристократии, в среде которой женщины имели больше свобод повлияли на усиление прав знатных женщин и у средневековых китайцев. Среди прост народа, где женщины играли большую роль в хозяйстве, они имели и больше прав: разводы осуществлялись по взаимному согласию ("если муж и жена живут как мышь и кот в одной норе").

Особенности сексуальных отношений. Императоры имели гаремы, что демонстрировало их потенцию[254]. В быту можно было предлагать дочь гостю. Пребывание девушки в борделях не являлось препятствием к замужеству. В дао вообще провозглашалась свобода половых отношений. Искусству секса обучали через популярную литературу. В сексе активной была роль женщины. При существовавшей полигамии она должна была привлекать мужчину. Следствие определенного эротики в среде знати - распространение гомосексуализма. По Конфуцию жена в семье - хозяйка и воспитательница, а муж должен не поддаваться чувству и относиться к женщине рационально. Девушки должны были вести себя скромно, не выходить к гостям без разрешения. В итоге любовь и секс как бы разграничивались: развратом считался не секс, а любовь между мужчиной и женщиной. Секс в саду, на качелях, с помощью слуг - допускался, а касания рукой супругов, объятия на людях, поцелуи - считались развратом. Поэтому китайцы считали неприличными изображения мадонн, кормящих женщин, сидение мужчин и женщин рядом в храмах. К эстетическим особенностям можно отнести то, что в фигурах женщин главным считалась грациозность, миниатюрность, поэтому бинтовали не только ноги, но и грудь.

От детей в бедных семьях, при нужде родителей, часто избавлялись; в больших городах их обычно оставляли на улицах, в деревнях чаще - топили. В ХII в. было издано много эдиктов с запретами детоубийств и с запрещениями оставлять их без присмотра. Власти начали создавать детские приюты и специальные продовольственные фонды для малоимущих семей. Но традиционное равнодушие чиновников свело эти меры к нулю.

Популярным в средневековом Китае было празднование дней рождения[255].

Погребениям придавалось большое значение, часто их откладывали на длительное время для лучшей подготовки. Знатных полагалось хоронить не ранее 2-3-х месяцев после смерти. Часто трудно было найти подходящие места для могилы, ибо удачный выбор, считалось, благоприятно влиял на покойника. Для подбора места погребения существовали специальные геоманты. На время поисков места тело помещали на временном кладбище или в буддийском храме. Дороговизна погребений - главная причина распространения с Х в. кремации (варварского обычая, по мнению аристократов). За кладбищами смотрели специальные монахи, состоявшие на государственном жаловании.

***

Таковы были особенности средневековой культуры Китая, которые наряду с характерными чертами его государственной организации определяли специфику его цивилизации

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Китай в раннем Средневековье | Япония в раннее Средневековье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.