КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновации и нововведения: понятие и виды
Тема 3.5 Инновации в управлении Лекция 16 Цель: раскрыть сущность и значение инноваций в управлении. План: 1. Инновации и нововведения: понятие и виды. 2. Инновационный процесс. 3. Структура инновационного цикла. 4. Организационные формы инновационной деятельности.
Список рекомендуемой литературы: 1. Балашов А. П. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А. П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 281 с. 2. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд, перераб. и доп. - М.: ТК Велби. - 2009. - 502 с.
Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия: • новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни; • нововведение - процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации). Инновация - конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Потребность в инновациях возникает у фирмы под воздействием внешних (обострение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост затрат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.). Процесс нововведений становится объектом инновационного менеджмента, который непосредственно занимается: • разработкой и оценкой соответствующих планов и программ, их финансово-ресурсным обеспечением; • координацией и контролем хода создания и внедрения новой продукции, технологий; • формированием и стимулированием работы творческих коллективов и целевых групп. Новшество (инновация) создается в результате интеллектуальной деятельности. Последняя превращает результаты исследований и открытий в качественные образцы изделий с более высокими потребительскими, технологическими, техническими, экономическими и иными свойствами, чем существующие. Классификация инноваций: По масштабам распространения они могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь позволяют улучшить использование существующего потенциала. По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и проч. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирования и т. п.). По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, нарастающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации. По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих степень изменения объекта) инновации можно разделить на: • радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); • модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде); • условные (новое сочетание прежних элементов); • комбинированные. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть: • открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль); • заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); • отменяющими (сварка вместо клепки); • возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами); • имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды). По целям выделяют следующие виды инноваций: • для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы; • для приспособления системы к количественным изменениям среды; • для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств при сохранении прежнего функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качественным изменениям среды; • для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних принципов; • для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования. По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии). По направленности выделяют внутриорганизационные и межорганизационные инновации. По характеру - эволюционные и революционные. По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными. Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных знаний, важную роль в деле их реализации играют ноу-хау (англ. know how - знать как). Выделяют следующие типы ноу-хау: 1) технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.); 2) финансовые (условия получения и размещения денежных средств); 3) коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы); 4) управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.). Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 процентов) стоимости фирмы. Поскольку в описании товара они специально опускаются, ибо в большинстве случаев не охраняются патентами, получение ноу-хау возможно на основе дополнительных соглашений. Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основных элементов: • периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия создания); при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться; • периода от выхода на рынок до прекращения выпуска; • периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего новшества и замещение его альтернативным. Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий - производства, сбыта и послепродажного (сервисного) обслуживания. Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досрочное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововведений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери). Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; сопротивление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства. В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством новаторства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |