КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧЕХИЯ В ХI-ХV вв
ТЕМА 10. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Аграрные отношения. В ХI-ХIV вв. происходил процесс массовой феодализации чешских земель. Причем, если в ХI-ХII вв. формировалось крупное землевладение знати - панов [196], то ХIII-ХIV вв. - время массового оседания на землю средней и мелкой части служилого сословия - рыцарей, называвшихся земанами или владыками. В резиденциях дворян - шляхты - поначалу работали только крепостные, которые жили по соседству, в так называемых "служебных деревнях". В ХII в. основная их масса состояла из бывших рабов, посаженных на землю. Но уже с ХII в. начался процесс постепенного подчинения свободных крестьян. Зависимых из бывших свободных называли седляки. Они несли поурочную барщину, оброк и постепенно теряли личную свободу - не могли покидать поместья. Но еще и в ХIII в. седляков привлекали на военную службу. Потому они оставались близкими старой прослойке свободных крестьян - дедичей, которые владели землей по так называемому дедичному праву (то есть по наследству). Землевладелец не мог их лишать земли без компенсации. Несли дедичи относительно легкие и строго фиксированные повинности. Дожил этот слой крестьян в Чехии до ХV в., но в ХII-ХIII вв., в условиях развития феодального землевладения, их число стало быстро сокращаться. Вызывалось это тем, что, одной стороны, естественный рост крестьянского населения в условиях распространения феодального землевладения вел к уменьшению размеров наделов у дедичей. Ведь резервный фонд земель - незанятые угодья - оказались в руках феодалов. С другой, если до ХII в. шляхта в целом еще не была прочно связана с землей и больше напоминала военных слуг знати, жила вокруг их резиденций и кормилась от их стола, то с этого столетия и, особенно, в ХIII-ХIV в., происходило массовое оседание шляхтичей на землю. Их сеньоры, не в силах хозяйственно осваивать дарованные им земли, раздают их своим дружинникам в лены. Так шляхта превращалась в мелких феодалов - ленников. На полученных землях они строят свои резиденции - замки (типа мотте)[197]. Ограниченные в средствах, они усиливают эксплуатацию доставшихся им крестьян. Тем самым феодализм в Чехии распространялся вширь, охватывая основной массив земель. А свободных земель, необходимых для поддержания жизнеспособности дедичей становилось все меньше. Городское производство и торговля. Рассматриваемая эпоха характерна довольно динамичным ростом ремесленного производства и торговли. Последняя стимулировалась расположением страны на дунайском пути. В горах добывали металлы, что имело общеевропейское значение. С развитием городов - с конца ХII в. - получает распространение сукноделие, затем и производство стекла. Чехия и, особенно, Прага, сделались местом обмена между западом и востоком Европы. Здесь соединялись товаропотоки из германских земель, Польши, древнерусских княжеств (прежде всего из Галича, Волыни, Киева), затем из Великого княжества Литовского. Нельзя забывать, что еще и в ХII в. Прага оставалась крупным центром работорговли (рабов везли с востока). ЧЕШСКИЕ КОРОЛИ И ИМПЕРИЯ. НЕМЕЦКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ. Со второй половины ХI в. Чехия распалась на несколько земель с князьями из рода Пржемысловичей, что вызывалось традиционной практикой в ранних государствах: наделением уделами всех прямых наследников правящего рода. В результате формировались удельные центры. Начались усобицы, в которые вмешивались и германские императоры, ведь уже в ХI в. Чехия стала вассалом империи. Она должна была выставлять 300 всадников в походы германского императора и платить 800 гривен серебра. Но, нуждаясь в поддержке Чехии в борьбе с папой, император Генрих IV пожаловал чешскому князю Вратиславу в 1086 г. пожизненный королевский титул. С середины ХII в. этот титул стал наследственным, а затем чешский король вошел в состав курфюрстов, избиравших императоров. Феодальная раздробленность в Чехии была преодолена уже к началу ХII в. У же король Пржемысл-Отокар I (1197-1230), опираясь на духовенство и появлявшееся рыцарство, значительно укрепил королевскую власть, подавил своеволие знати. Пржемысл II (1253-1278) стал наиболее могущественным королем в истории династии. Были проведены административная и военная реформы. Активизировалась внешняя политика. Различными путями - браками, завоеваниями, подкупом - Пржемысл значительно расширил территорию своего государства: присоединил Австрию, Штирию, Каринтию, Крайну. Он совершал походы и против пруссов. С его именем связано основание столицы Пруссии - Кёнигсберга [198]. Однако удачливый король увлекся. Рост его власти насторожил панов. Начавшаяся борьба с императором Рудольфом Габсбургом оказалась Пржемыслу не под силу, он потерпел поражение и погиб. Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна перешли во владение Габсбургов. Тесные связи с Германией, поражения от нее во второй половине ХIII в. способствовали широкой немецкой колонизации, осуществлявшейся прежде всего в церковную среду и города. Чехия приняла католичество от немцев, что предопределило появление в ней немецкого духовенства, которое занимало в стране все высшие церковные должности. Монастыри, также первоначально основанные выходцами из Германии, предпочитали приглашать в свою братию соотечественников. Практика наделения монастырей землей постепенно привела к концентрации крупных владений в руках немецкого, по происхождению, клира. В условиях медленной феодализации деревни и длительного сохранения свободного крестьянства сельские ремесленники не проявляли интереса к переселению в города. Поэтому королевская власть, заинтересованная в городах как источниках обложения, стимулировала рост городского населения за счет пришлых ремесленников и торговцев, каковыми оказывались, опять таки, западные соседи - немцы. Власти предоставляли колонистам существенные льготы, разрешали устанавливать самоуправление. К тому же, поскольку Чехия была вассалом империи, немцы не видели в ней заграницу. В итоге патрициат и значительная часть ремесленников в чешских городах оказались немцами. Им же принадлежала основная масса железных и серебряных рудников. В начале ХV в. в Пражском магистрате из 18 членов было лишь 2 чеха. Аналогичная ситуация сложилась и в Пражском университете, где вначале ХV в. из 4-х землячеств 3 были немецкими[199]. Тесные связи с соседней Баварией способствовали и росту немецкого влияния среди чешских феодалов, многие из которых перенимали соответствующие обычаи, имена, язык. Так значительная часть чешской аристократии оказалась германизированной. В результате происходило переплетение социальных противоречий с национальными: среди правящих кругов и эксплуататоров преобладали немцы и связанная с ними знать, среди мелкого люда - чехи. Поэтому в дальнейшем традиционная антифеодальная борьба в Чехии приобрела и антинемецкую направленность, что стало спецификой дальнейшей средневековой историей страны. Но, несмотря на такое развитие, Чехия оставалась славянской страной и немецкое влияние лишь накладывалось на чешское общество, вступало с ним в противоречие, но изменяло его[200]. ЧЕХИЯ В ХIV в. В 1310 г. закончилось правление династии Пржемысловичей. Последний ее представитель - король Вацлав III был убит при так и не выясненных обстоятельствах еще в 1307 г. Новым чешским королем стал сын германского императора Генриха VII Иоанн Люксембургский (чехи называли его Ян), женившийся в 1310 г. на наследнице чешской королевской семьи Елизавете Богемской. По наследству от отца он в 1313 г. получил и графство Люксембург. Воспитывался Иоанн при французском дворе и в своей политике ориентировался на Францию. Впрочем, политики в его деяниях было немного. Он был одним из известнейших рыцарей тогдашней Европы и одним из самых отъявленных кутил. Как похотливый кот, Иоанн часто крался ночами переодетый по улицам, заводил интрижки с горожанками, дрался с оскорбленными мужьями и соперниками. Он легко встревал в любую европейскую вражду, имел больше врагов, чем земель, жил чаще при французском дворе и за счет французской казны. Он - чудо живости, силы, отваги, веселости, но и глупости: "был столь же глуп, сколь и обаятелен" (М.Дрюон). Уже в старости, ослепнув, из-за воинственного пыла он ввязался в Столетнюю войну на стороне Франции. Присутствовал на битве при Креси. Когда сражение переросло в отдельные поединки, не выдержал и, приказав привязать своего коня к коням двух своих оруженосцев, вслепую ринулся в бой. После битвы в груде тел нашли задавленного раненым конем Иоанна. Злые языки потом говорили, что первыми же взмахами меча Иоанн нанес удары по своим оруженосцам. Столь же нелепой была и его политика. Взойдя на престол при содействии крупных феодалов и духовенства, он, в благодарность, одарял их королевскими милостями и поставил в зависимость от них свои действия как короля. При нем стал регулярно созываться сейм. Но в полном составе он собирался редко, и еще реже на него приглашали представителей городов. Обычно король приглашал то сословие, которое ему было нужно для решения того или иного конкретного вопроса. Убитого в бою, как подобало рыцарю, Иоанна сменил его сын Карл I, избранным затем и германским императором под именем Карла IV (1346-1378) Родился он в Чехии и по рождению получил имя Вацлав (Венцеслав). Уже в 7 лет он был обручен с 7-летней сводной сестрой Карла VI Валуа. Карл тоже участвовал в битве при Креси, был ранен, но спасся. С юности был страстным коллекционером святых мощей и реликвий. Став чешским королем, он торжественно перевез в пражскую сокровищницу: священное копье, гвоздь от тела Христова, руку св. Анны и т.п. Карл был образованным человеком, меценатом, стремился считаться просвещенным государем. Знаменитый итальянский гуманист Петрарка, состоявший в ним в переписке и даже гостивший у него в Праге в 1368 г., восторженно отзывался об утонченности ума и изысканности художественного вкуса Карла. Впрочем, возможно он преувеличивал. Карл был далек от гуманистических ценностей. Но он получил первую ступень университетского образования на факультете свободных искусств Парижского университета и понимал ценность знаний, основав в 1348 г. Пражский университет - подарил на его содержание несколько домов в Праге и деревень в ее окрестностях. Это был первый университет в пределах Германской империи (за пределами Италии). За вторую половину ХIV в. через его аудитории прошло более 15 тыс. студентов из стран Центральной Европы. Именно при Карле I столица Чехии стала "Златой Прагой". К 1348 г. в ней жило 30 тыс. человек, шло широкое строительство. Помимо "Карлова университета", от тех времен остался "Карлов мост" через Влтаву и королевский замок - "Карлштейн". Канцелярия Карла была тесно связана с папской резиденцией в Авиньоне. В условиях тогдашнего церковного раскола даже возникла идея перенести центр тогдашней европейской науки из Парижа в Прагу. Войн он не любил и прибегал в политике ко всяким иным методам, часто весьма низким. Прямой, решительный, недалекий, но по-своему честный его отец Иоанн часто упрекал сына в забвении рыцарского духа и благородства. Он, как, впрочем, и отец, не брезговал брать в заложники еврейских купцов, требуя с их родственников выкупа и провоцировал погромы, забирая себе имущество убитых. Впрочем, поняв, что лучше с них брать регулярный налог, чем грабить, стал даже покровительствовать евреям в духе заинтересованного к росте городов Пржемысла II. Один из современников писал, что Карл "был очень деловым, но без чувства величия, был хитрым простачком и первым мещанином в своем государстве". Он ставил себя выше морали и религии, считая, что судья ему только Бог, что, впрочем, было характерно для тогдашней элиты "голубых кровей". Отличился Карл и на матримониальном поприще - был женат четыре раза и имел около 20 детей (точнее и сам не знал). Пользуясь тем, что он являлся и чешским королем, и германским императором, Карл стремился расширить свои фамильные владения и центром их сделал Чехию, способствовав ее если не расцвету, то оживлению. Он разрешил чешскому купечеству торговать по всей империи и, в общем то, проводил политику богемоцентризма. Очевидно, он сумел понять, что дни величия империи давно миновали и что корни его силы - не в императорской короне, а в наследственных землях, в которые и превратилась Чехия (К.Каутский). Как результат, если в конце ХIII в. в чешских городах было 40 видов ремесел, то в ХIV их стало более 200. При этом Карл умел поддерживать в стране равновесие между чехами и немцами. Люксембурги пользовались и поддержкой папства, за что одаряли церковь многочисленными земельными пожалованиями. Так, пражский архиепископ владел 900 селениями, 14 городами и 5 замками. Но именно Карл и добился открытия в Праге архиепископства. Во второй половине ХIV в., при Карле IV Чехия усиленно втягивалась в западноевропейские социально-экономические процессы. Развивались города, а в месте с ними и товарно-денежное хозяйство. Феодалы заинтересовывались поисками денег, что вело к увеличению крестьянских повинностей. Ибо в условиях неполного закрепощения крестьян добывать деньги коммутацией повинностей и освобождением от крепостного состояния, как на Западе, было невозможно. Наоборот, феодалы начинают нарушать арендные и эмфитевческие договоры с крестьянами, что к рубежу ХIV/ХV вв. вызывает брожение в их среде[201]. Рост шляхты, наиболее интенсивный в ХIII-ХIV вв., приводил к земельному дефициту. Это, а также рост товарности сельского хозяйства вели к преобразованиям в рыцарских хозяйствах. Многие из мелких феодалов в поисках дополнительных доходов организовывали ремесла, промыслы. Особенно выгодным было разведение рыбы на продажу. Но это требовало создания искусственных прудов, что нередко вело к затоплению крестьянских земель и давало дополнительный повод к росту недовольства земледельцев. Но и у многих рыцарей доходы не поспевали за ростом расходов (на оружие, снаряжение, достойный образ жизни). Нередки были рыцари, не имевшие средств на сооружение замка и жившие в деревнях, рядом со своими крестьянами. Их резиденции от крестьянских отличались лишь тем, что находились обычно на окраинах и имели более внушительные заборы. К началу ХV в. лишь 22% рыцарей могло прожить доходами своих владений. Остальные жили за счет дополнительных доходов от военной и административной службы. Естественно, такие рыцари были столь же недовольны своим положением, как и крестьяне, что и проявилось в начале ХV в. ОППОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. ЯН ГУС. Уже отмечалось, что в Чехии сложилась парадоксальная ситуация: высшее духовенство в стране оказалось пришлым, немецким. При Карле IV это не вызывало серьезных нареканий в чешском обществе, ибо страна превратилась в центр империи и рост немецкого влияния компенсировался экономическими и политическими выгодами. Но сменивший отца на чешском престоле Вацлав IV (1378-1419) не сумел удержать императорскую корону и остался лишь королем Чехии, что способствовало обострению немецко-чешских противоречий. Прежде всего, это отразилось на отношении к церкви в Чехии. В течение ХIV в., особенно при Карле, церковь в стране чрезвычайно обогатилась, что стало вызывать массовое недовольство. Рыцари и даже часть знати с завистью смотрели на разбухшие церковные земельные владения. Даже король Вацлав был не против ограничить влияние и богатства духовенства. Экономных бюргеров возмущала роскошь, в которой пребывали высшие церковные иерархи. Они считали это несправедливым, ибо богатства церкви создавались за счет трудового населения. Крестьяне были недовольны ростом поборов и притеснений вообще. Но ведь много земель было у церкви, которая по отношению к крестьянам была эксплуататором-феодалом. Так в крестьянской среде тоже распространялись антицерковные настроения. Бюргерские требования дешевой церкви были в деревне понятны и поддержаны. Но оппозиция вызревала и в собственно церковной среде. Чешское духовенство было недовольно тем, что высшие и доходные посты церкви Чехии принадлежали немцам. Из его среды все чаще выходят священники, пропагандировавшие необходимость ведения богослужения на чешском языке. Для этого ими в Праге даже была создана так называемая Вифлеемская часовня. Показательно, что идея создать такой очаг национальной церкви принадлежала пражскому купцу, а поддержал ее перед архиепископом сам король Вацлав. Надо заметить, что идея применения национального языка в католических странах Европы появилась в ХIII-ХIV вв. и отразила успехи в формировании национальных государств. В Чехии эта идея возникла задолго до соответствующего выступления в Англии Джона Виклифа и была, в определенной степени, реакцией на немецкое засилье. Одним из основателей движения, создавшего Вифлеемскую часовню, был Ян Милич, выходец из простой семьи, самоучка, начавший с писаря. Попал в канцелярию Карла IV! За успешную службу получил бенефиций, а затем стал пражским архидиаконом. Но, увидев глубину разложения клира, отказался от сана и стал проповедником. Он первым в Чехии потребовал свободы проповеди слова Божьего. В 1367 г. был вызван в Рим и арестован инквизицией, но выпущен с помощью покровителей и вернулся в Прагу. Наряду с критикой церкви выдвинул и программу преобразований. Создал общину "Иерусалим" - прообраз Вифлеемской часовни. Среди его деяний - и забота о падших женщинах. В конце концов, он вновь вызвал раздражение клира и отправился в тогдашнюю резиденцию пап в Авиньон, за защитой от обвинений в ереси. Обвинения были сняты, но там Милич и умер в 1374 г. Значение деятельности Милича с том, что он не только вскрывал и критиковал церковную распущенность, лицемерие, ханжество, обжорство. Причины упадка церкви он увидел в возможности получения легких доходов. Но это, считал он, не вина, а беда духовенства, ибо является результатом происков Антихриста (что и оправдало его от обвинения в ереси). Выход Милич видел в съезде епископов. Он был одним из первых, кто сформулировал основное требование будущей церковной реформации в Чехии, а также идею соборного движения за обновление церкви, осуществленную в ХV в. В начале ХV в. во главе оппозиции католической церкви в Чехии стал Ян Гус (1369-1415)[202]. Он был священником, с 1401 г. проповедником Вифлеемской часовни. Учился в Пражском университете, в 1393 г. стал бакалавром, спустя 3 года магистром, а затем и профессором университета. Вошел в историю как страстный просветитель и патриот чешского народа. Его религиозные воззрения были развитием идей Виклифа. Он признавался, что "Виклиф раскрыл мне глаза". Родился в местечке Гусинец близ баварской границы, в семье небогатого крестьянина. Первоначальное образование получил в Праге, где зарабатывал пением и прислуживанием в церкви. Увлекался шахматами. Под влиянием Виклифа стал почти аскетом. Отличался крайней скромностью в общении с женщинами, хотя те очень любили его проповеди. Причины всех пороков католической церкви Ян Гус, вслед за Виклифом, видел в ее богатстве. Богатство рождает жадность, жадность - все другие пороки. Лишив церковь ее богатств, можно добиться исчезновения и ее пороков. Он говорил: "Псы дерутся за кость, возьми - перестанут". Поэтому Гус требовал секуляризации церковных земель. Выступал он и против произвола богачей, говорил, что несколько пражских ростовщиков и банкиров разоряют все население города. Поскольку духовенство в массе своей было немецким, патрициат тоже, выступления Гуса против поведения клира сразу же приняла антинемецкий, национальный характер. Эта черта особенно проявилась в его борьбе за передачу управления Пражского университета в руки чехов. В конце концов, при поддержке короля, он добился увеличения роли чехов в университете, что вызвало в 1409 г. уход немцев из Праги в Лейпциг, где они основали новый университет[203]. Гус горячо приветствовал Грюнвальдскую битву, принесшую победу славянским народам над Тевтонским орденом. Но, выступая против немецкого засилья, шовинистом Гус не был. Известна его фраза: "Мне хороший немец милее плохого чеха". Вообще, в межнациональных отношениях Гус, как и другие реформаторы, был осторожен. Он нигде не выступал, например, с критикой евреев, хотя горожане не любили их как ростовщиков. Один из его сторонников, магистр университета, вообще предложил разрешить евреям заниматься ремеслами и земледелием, что должно помочь им интегрироваться в чешское общество. В 1412 г. произошел открытый разрыв Яна Гуса с католической церковью. Став при поддержке короля ректором Пражского университета, Гус устроил в нем диспут по поводу продажи индульгенций (грамот, дающих отпущение грехов за деньги). Он блестяще доказал недопустимость торговли ими. Число сторонников Гуса росло. Движение становилось массовым. Паписты в ответ усилили давление на короля, лояльного к Гусу. Преследования со стороны католических иерархов и уговоры короля, признавшего, что он не может противостоять нажиму, вынудили Гуса покинуть Прагу и поселиться на юге Чехии. Там он перевел на чешский язык Библию, подчеркивая, что каждый народ имеет право пользоваться родным языком в богослужении. Тем самым он стал основателем чешского литературного языка, а также ввел диакритические значки вместо буквенных сочетаний в передаче шипящих звуков, что облегчило чтение чешских текстов. Там же Гус написал ряд сочинений, направленных против католической церкви и ее злоупотреблений. Папу в итоге назвал антихристом, а учение о его непогрешимости - богохульством. Такая радикализация воззрений Гуса не прошла незамеченной. Он был отлучен папой от церкви и в 1414 г. вызван на Констанцский церковный собор. Несмотря на предостережение друзей, Густ отправился на собор, наивно надеясь, как это было на диспуте в университете, убедить своими доводами собравшихся. Правда, он заручился охранной грамотой императора Сигизмунда (король Вацлав на судьбу Гуса больше не реагировал). Но в Констанце Гуса слушать не стали, а бросили в местную тюрьму в надежде, что реформатор отречется от своих взглядов. Спустя год, в 1415 г., после того, как в очередной раз Гус ответил отказом на очередное предложение одуматься, его присудили к сожжению. Напрасно Гус протестовал, настаивал, чтобы привели доказательства из Писания. Ему ответили: "Если Собор скажет, что у тебя один глаз, ты должен согласиться". Ссылался Гус и на охранную грамоту императора, тоже присутствовавшего на соборе. Действительно, поначалу Сигизмунд возмутился арестом Гуса, вопреки его грамоте. Но потом дал себя уговорить, признал независимость Собора в вопросах веры. Ибо ему намекнули, что могут самого отлучить от церкви за противодействие инквизиции, которая не подчинялась светской власти. В итоге император заявил, что гарантировал лишь безопасность проезда, а на Соборе Гус находится в распоряжении духовных властей, которые его, как нераскаявшегося еретика, вправе наказывать по своему усмотрению. Поскольку церковь сама приговоры в исполнение не приводила, Гус, вопреки протестам его сторонников на Соборе, был передан властям Констанца и сожжен. Сигизмунда даже во Франции упрекали потом за отречение от Гуса. Но Собор по каноническому праву не мог поступить иначе. Такое "пустое" основание, как "охранная грамота, инквизицией не признавалась, ибо еретики обычных гражданских прав не имели. В следующем, 1416 г., был там же сожжен и последователь Гуса Иероним Пражский. Этот еще молодой человек, был широко образован: изучал богословие в Гейдельберге. Кельне, Оксфорде. С проповелями он объехал ряд земель, в том числе выступал в Новгороде, Пскове, Вильне (возможно, и в Могилеве). Происходил он из зажиточных пражан - чехов, стал бакалавром в 1395-96 гг. (в возрасте всего 17-18 лет), магистром - 1 1405 г. В 1409 г. он выступил с концепцией "святой" чешской нации: все, от рыцаря до подмастерья, принадлежат ей, чешский язык - лучший, сами чехи - от древних греков и в этом их преимущества перед немцами. Эти идеи потом использовали в чешском национальном движении ХХ в. То есть, Иероним, будучи радикальнее Гуса, стол предтечей чешского национализма. Кстати. В отличие от учителя, на соборе Иероним, все-таки отрекся. Но когда фанатичное большинство потребовало от него дополнительных доказательств раскаяния, Иероним отрекся уже от своего отречения, и был отправлен на костер. Пепел сожженных старательно собрали и бросили в Рейн. Так католическая церковь решила с корнем вырвать ересь в Чехии. Однако результат получился обратный. Казнь Гуса вызвала бурю возмущения в Чехии, и его учение получило новый импульс распространения. Негодование чехов было усилено и тем, что в их стране не было инквизиции и не знали ее судов. Особенностью русизма была его социальная направленность: от "божьей правды" к справедливости, которую надо нести людям. До этого в христианстве не ставилась цель объединять религиозно-обличительную проповедь с актуальными экономическими, социальными и политическими потребностями. Отсюда - демократизм проповедей, доступных всем - от шляхты до крестьян, что обеспечивало широкую общенародную популярность и поддержку гуситских идей, содержавших, как отмечалось, и национальный момент. Гус подчеркивал, что "в духовных вопросах надо повиноваться не людям, а Богу" и если духовная власть идет против учения Христа, ей надо сопротивляться. Любой мирянин должен проверять повеления духовной власти Писанием. Так позднее говорил немецкий реформатор Лютер, но от будущей Реформации русизм отличался отсутствием индивидуального аспекта, личного отношения верующего человека к Христу. В Праге стали поступать согласно учению Гуса. Миряне стали причащаться, как требовал Гус - из чаши, чем достигалось принципиальное равенство между людьми [204]. Идея причащаться из чаши (хлебом и вином) стала лозунгом гуситов. Вслед за бюргерами на борьбу с католической церковью поднялось крестьянство и городской плебс. Проповедники из чешских священников призывали не платить церковной десятины, оброков церкви, а заодно появились призывы вообще истреблять всех господ. ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ. События были ускорены смертью короля Вацлава IV в 1418 г. и объявлением наследником чешского престола его младшего брата - ненавидимого большинством чехов императора Сигизмунда. Как отмечалось, унаследовав от отца, Карла IV, помимо чешской, еще и императорскую корону, Вацлав ее не удержал. В возникшем церковном расколе он поддержал не римского, а авиньонского папу и не поехал в Рим на коронацию, оставшись лишь "римским королем", то есть неполноценным императором. А в 1400 г. императором был избран Рупрехт Пфальцский. В итоге Чехия потеряла не только статус императорского домена, но и связанные с этим льготы. Появились новые налоги, что ухудшило экономическое положение в стране. Поддержка авиньонского клира ухудшала отношения с римским духовенством. Но, оставаясь чешским королем, Вацлав всячески старался управлять в интересах своей страны. Он стремился ограничивать своеволие магнатов и духовенства, усилившегося при его отце. В стремлении укрепить свое влияние, король лояльно относился и к деятельности Гуса, пока тот боролся против немецкого засилья и церковных злоупотреблений. Король сам враждовал с пражским архиепископом, любившим пиры, считавшимся лучшим танцором и охотником, но после тяжелой болезни ставшим ханжой. Такая перемена Вацлаву не понравилась, и он однажды так избил пражского первосвященника, что того пришлось, опасаясь огласки, утопить. Но защитить реформатора от обвинений в ереси Вацлав уже не мог. Впрочем, вслед за Гусом он выслал из Праги и четырех богословов-папистов, а в 1413 г. постановил, чтобы впредь чехи составляли половину ратманов (членов городского совета) в Праге. Вообще король отличался образованностью, умом, добротой, но и безволием. Часто он принимал решения под воздействием винных паров, хотя данное слово старался держать. Постепенно накопилась усталость, усиливавшаяся болезнью. И когда после казни Гуса в Праге начались волнения, он делал вид, что ничего не замечал и лишь угроза императора Сигизмунда начать войну заставила Вацлава выступить против гуситов. Разрастание движения вынудило короля бежать из Праги, и от переживаний он умер. До избрания императором Священной Римской империи в 1410 г. Сигизмунд был всего лишь правителем Бранденбурга, затем женился на дочери императора Людвига Марии, предполагавшейся наследнице польского и венгерского престолов. Попытка стать королем Польши закончилась восстанием и изгнанием претендента. Стал он королем Венгрии. Но и там ему приходилось постоянно бороться с восстаниями и заговорами. Подозрительный король жестоко истреблял заговорщиков. После поражения от турок под Никополем в 1396 г. и бегства, Сигизмунд с трудом восстановился на венгерском престоле. Характером он был довольно развратным, и неудачи постигали его обычно тогда, когда он был занят очередной пассией. Но в минуту опасности Сигизмунд отбрасывал развлечения и жестоко мстил своим врагам. Был день, когда, по его приказу, сразу 33 знатным венграм отрубили головы. Внешне он был простым, обходительным не только с дамами, но и с бюргерами, у которых бывал на похоронах и крестинах. Знал латынь, французский и немецкий языки. Последователи Гуса - гуситы, в число которых вошла и шляхта, отказались признать Сигизмунда своим королем, ибо он содействовал расправе над их кумиром. И в конце 1419 г. по всей стране началось восстание. На юге Чехии, на горе Табор собралось свыше 40 тыс. крестьян с семьями и беднота ближайших городов. Проповедники по всей стране бросили клич - защитить мечом "божью правду". Вслед за выступлением крестьян стал подниматься городской плебс. Патрициат, в основном немецкий, подвергался избиению или изгнанию. Восстания в городах и деревнях стали сливаться, образовывался единый плебейско-крестьянский лагерь движения. Центром его стал город Табор у одноименной горы. Отсюда и название участников этого движения табориты. Следуя идеологии уравнительства, табориты установили общность имуществ. Вся их община была разделена на 2 части: работающих дома и работающих на поле брани. Социальный состав таборитов был неоднородным. Среди них находились крепостные и свободные крестьяне, ремесленники и городской плебс, даже разорившиеся рыцари. Разумеется, такая пестрота не могла не вызвать разногласия, которые вскоре и появились. Программа таборитов сводилась к требованиям всеобщего равенства: отмены всех феодальных повинностей, уничтожение сословных привилегий, а среди горнорабочих и городского плебса высказывались требования введения общности имуществ. В целом, идеал таборитов - безгосударственное потребительское братство на условиях социального равенства. Но реальная жизнь вскоре подкорректировала эти идеи. Сказалось и состояние общества. Общность имуществ "рассасывалась": военная добыча из монастырей и других источников подвергалась дележу, много присваивали командиры. А с 1420 г. Табор наложил повинности на окрестных крестьян и превратился, таким образом, в коллективного феодала. Так несоответствовавшая реальной жизни уравнительность вскоре исчезла. Недовольные этим объединились в движение пикартов [205]. Они не молились, считая, что Бог и Дьявол - в сердце, а не на небе, причисляли себя к адамитам, которые, символизируя равенство, ходили голыми, ввели общность жен в своей среде, ибо требовали упразднения семьи и общности во всем, то есть - полного коммунизма[206]. Вооруженные силы таборитов возглавил разорившийся рыцарь Ян Жижка, прославившийся тем, что командовал чешским отрядом в Грюнвальдской битве, где потерял один глаз. Он вошел в историю как национальный герой чешского народа, не знавший поражений. Жижка не разделял радикальные взгляды левых таборитов и вначале даже ушел из Табора со своим отрядом. Но затем организовал изгнание пикартов и выдвинулся в военные руководители таборитов. Вслед за крестьянско-плебейским восстанием поднялось бюргерство и чешское дворянство. Они выступали против немецкого засилья, но не хотели, естественно, коренного преобразования феодального общества. Их активность вызывалась рассмотренным выше ухудшением экономического положения, которое нередко заставляла шляхтичей самим заниматься хозяйством в своих владениях, ибо ренты не хватало. Такое отмечалось еще при становлении рыцарства в ХII-ХIII вв. Но развитие товарно-денежных отношений в ХIV в. еще более осложнило положение этого слоя. Многие разорялись. Еще до гуситского движения шляхтичи нередко решала свои материальные проблемы в разбойничьих дружинах. Тем более они были заинтересованы в разгоравшемся восстании, но со "своей колокольни". Требования бюргеров и шляхты, составленные в Пражском университете, получили название " 4 пражские статьи " и сводились к следующему: 1. Богослужение - на чешском языке; 2. Причащение - под обоими видами, из чаши; 3. Секуляризация церковных имуществ; 4. Бесплатность церковных обрядов. Так сформировалось умеренное крыло национально-религиозного движения, получившее название чашники (или подобои)[207]. В 1421 г. гуситы выбрали комиссию из 4-х человек для руководства своей церковью в Чехию (только для чехов). Эта комиссия ведала делами церкви в Чехии на протяжении всех гуситских войн. Пражский архиепископ, родом из Вестфалии, хотя и признал 4 пражские статьи, реальной власти не имел. Для таборитов-немцев, согласно идее Гуса, богослужение велось на немецком языке. Высшее духовенство, крупные феодалы и патрициат, то есть все те, против кого было поднято движение, объединились вокруг папы и императора Сигизмунда. Добивавшегося признания в качестве чешского короля. В 1420 г. папа организовал первый крестовый поход против Чехии. Возглавил его Сигизмунд. Набралось около 100 тысяч участников, преимущественно немцев. Перед лицом грозной опасности чашники и табориты объединили свои силы. Навстречу крестоносцам выступила армия Жижки и в решительном сражении одержала победу. Вслед за этим на протяжении 10 лет, до 1431 г. было совершено еще 4 крестовых похода против гуситов, и все они окончились провалом для их организаторов. Среди причин непобедимости гуситов, помимо общей приверженности учению Гуса и объединяющей воинов всех сословий идеи защиты Родины, сказался и военный талант Жижки. Он учел, что костяк его армии - крестьяне и городская беднота - не имели никакого военного опыта. Обычно их без особого труда изрубали закованные в латы рыцари. Шляхтичей же, равных по выучке крестоносцам, было мало. Не рискуя таким воинством встречаться с крестоносцами в открытом бою, Жижка применил особую тактику. Из таборитов он организовал дисциплинированную пехоту, передвигавшуюся на повозках, использовавшихся в бою как передвижные укрепления. Один борт каждой повозки делался закрытым. Перед боем повозки обращались укрепленными бортами наружу и скреплялись цепями. Внутри такой подвижной крепости и размещались воины, вооруженные молотами, луками, а также огнестрельным оружием, в том числе и легкими пушками. Нередко в ожидании приближавшихся крестоносцев поле перед повозками покрывали большими полотнами, в которых запутывались кони рыцарей. В процессе боя повозки по команде Жижки перемещались, создавая лабиринты, в которых, по словам очевидцев, рыцари запутывались, как в сетях. Внутри такого лагеря, названного немцами вагенбургом, обычно располагался конный резерв из шляхтичей, которые в решительную минуты также нападали на потерявших ориентацию крестоносцев[208]. Когда военное преимущество гуситов вполне определилось, страх перед ними нередко приводил к тому, что крестоносцы рассеивались, едва услышав их боевые песни, ржание лошадей и скрип телег. В последние годы своей жизни Жижка ослеп, но военными действиями продолжал руководить до самой смерти в 1424 г. (от чумы), руководствуясь звуками боя и докладами помощников. После смерти полководца табориты стали называть себя "сиротами". Разнородный социальный состав гуситского движения предопределил неизбежность противоречий между различными группами. Левые и правые, чашники и табориты, объединились лишь для совместного отпора внешнему врагу. Когда первые крестовые походы были успешно отражены, когда чешские бюргеры изгнали из городов немецкий патрициат, когда было изгнано и высшее духовенство, чашники оказались удовлетворенными. Тем более, когда часть церковных земель была секуляризована и ею воспользовалась шляхта, чашники посчитали возможным прекратить движение. Они опасались, что крестьяне и городской плебс выступят против феодальных собственников и нового, чешского патрициата в городах. Действительно, в ряде случаев крестьяне начали отказываться нести традиционные повинности, а городские низы - платить налоги и подчиняться новым властям. Вскоре даже начались военные столкновения между чашниками и таборитами. И лишь новые крестовые походы на время примиряли противоположные полюсы гуситского движения. После смерти Яна Жижки командовать таборитами стали два Прокопа: Прокоп Большой (или Голый - лысый), из патрициата, с университетским образованием, и Прокоп Малый (Прокопек). Под их руководством табориты продолжали не только успешно противостоять крестоносцам, но и сами вторгались в пределы Германии, доходя даже до Балтийского моря. Эти вылазки были своеобразными крестовыми походами бедных против богатых, ибо во многих еретических движениях богатство ассоциировалось с принадлежностью Дьяволу. Во время этих походов в Саксонии и Франконии было сожжено более 100 городов, много замков, захватывался и уводился в Чехию скот, много дворян было убито. Так что нельзя отрицать и наличие мародерства в среде таборитов, как и то, что походы преследовали и устрашение врагов. Часто эти походы использовались и для обеспечения таборитской армии. Кстати, стремление таборитов действовать исключительно силой постепенно привело к изоляции их в чешском обществе и усилило раскол среди гуситов. Окончательный разрыв между чашниками и таборитами произошел 1431 г., чему предшествовало сближение чашников с официальной церковью. После очередного поражения в пятом крестовом походе противники гуситов убедились, что в открытом бою победить чехов невозможно. Они уже опасались не столько потери Чехии, сколько того, что учение Гуса может распространиться на другие страны. Было решено изменить тактику - начались дипломатические игры. Папа Мартин V заявил: "Чехов могут победить только чехи". Учтя разногласия между гуситами, Базельский собор в 1431 г. повел переговоры с чашниками, завершившиеся подписанием в 1433 г. соглашения - Пражских компактатов. Эти соглашения признавали основные требования чашников: причащение мирян под обоими видами (то есть признание гуситской обрядности) и согласие с проведенной секуляризацией в пользу шляхты. Принятие компактатов делало неминуемым разрыв чашников с таборитами, что и произошло год спустя в битве у Липан (1434). В ходе сражения таборитская конница, состоявшая из мелких рыцарей и зажиточных крестьян (умеренных таборитов) перешла на сторону чашников. Табориты были разгромлены, пали оба Прокопа. Расправа с побежденными, как это часто бывает в гражданских войнах, была беспощадной. В плен их не брали. Погибло более 13 тысяч таборитов, в том числе находившихся в обозе женщин, детей и стариков. Но это было поражение именно таборитов. Чашники победили Пражскими компактатами. Их условия соблюдались, что открыло, наконец, ворота Праги Сигизмунду. Но встречен он был пражанами с нескрываемой ненавистью и презрением как предатель. Движение таборитов было подавлено. Лишь укрепленный лагерь в Таборе держался до 1452 г. Оценивая гуситское движение, следует отметить, что оно было общенародным, объединившим, помимо низов, средние слои чешского общества - бюргеров и шляхту против засилья магнатов на земле и патрициата в городах. Острота борьбы была вызвана даже не национальными и религиозными противоречиями, а совпадением по времени коммунального движения и внутренней борьбы в городах с крестьянским движением, что в других европейских странах, особенно западных, происходило в разное время. Вспомним, что внутригородские движения были характерны для Западной Европы в ХII-ХIII вв., что завершило уже к ХIV в. установление равновесия между патрициатом и цехами. Крестьянские восстания прокатились в ХIV в. В ХIV-ХV вв. происходили самостоятельные выступления плебса в городах (чомпи во Флоренции в 1378 г., кабошьены в Париже в 1413 г.). В Чехии же все это слилось воедино в начале ХV в. ПОСЛЕДСТВИЯ ГУСИТСКИХ ВОЙН. ЧЕХИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХV в. Примерно на 2 столетия было отодвинуто дальнейшее распространение в Чехии немецкой культуры. В городах победил чешский элемент, усилилась роль чешского языка. Крестьяне избавились от десятины и других церковных поборов. Поражение таборитов усилило панов и шляхту. Им достались секуляризованные земли. Шляхта стала участвовать в земских судах. Усиление панов привело, однако, к ослаблению центральной власти и возрождению феодальных неурядиц, в которых охотно вмешивались иностранные государи. Усиление феодалов, их победа над крестьянским войском привела к усилению закрепощения землепашцев. Они подлежали суду своих господ. Был запрещен переход крестьян от одного пана к другому. Беглых возвращали из городов. За их укрывательство устанавливался большой штраф, что ограничивало права городов. Остатки таборитов, потерпев поражение в открытом бою, отказались от активной борьбы. В 1457 г. они образовали общину "Чешских братьев", которые проповедовали нравственное самоусовершенствование, отказ сотрудничества с государственной властью. Изменилось и положение Чехии в Европе. Если при Карле IV страна находилась в центре европейской культуры и политики, то после гуситских войн она замкнулась в себе и превратилась в европейскую провинцию. Торговля затухала из-за ухудшения безопасности на дорогах. Из-за уничтожения многих ценностей пришла в упадок церковная культура. Светское искусство, вследствие осуждения гуситами удовольствий и развлечений, тоже приходило в упадок. Это была плата за сохранение национальной самобытности - такова диалектика! После смерти Сигизмунда в 1437 г. во главе Чехии стал Иржи Подебрад. Поначалу он был регентом, затем, с 1458 г. - королем. Он являлся ставленником панов, но пытался укрепить свою власть. Это вызвало столкновение с феодалами, которые даже обратились за помощью к венгерскому королю Матьяшу Корвину. И хотя Подебрад разгромил панов, но, ослабленный, потерпел поражение от венгров, захвативших Моравию и Силезию. В 1483 г. Подебрад умер и после непродолжительной борьбы, в которую вмешались и польские Ягеллоны, Чехия попала под власть Венгрии, заключив с ней унию. Наконец, в 1526 г. под Могачем турки нанесли поражение объединенным чешско-венгерским войскам. Большая часть Венгрии досталась туркам, а Чехия оказалась под властью австрийских Габсбургов. На этом завершилось существование чешского государства в средние века.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |