Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника

 

Строго говоря, данная тема выходит за рамки проблем раздела о культуре. Но, во-первых, без знания технического уровня нельзя представить себе повседневную жизнь человек даже средневековой, доиндустриальной эпохи. Во вторых, процессы развития материальной культуры, как и духовной, были едиными на всем пространстве Западной Европы, ибо происходили в рамках общего ремесленного устройства, общих городских порядков, общих представлений о мире. Вообще, тогдашний технический прогресс – это специфика Западной Европы, ее свободных городов и самостоятельного ремесла. Все это делает актуальным рассмотрение названной темы в данном разделе курса средневековой истории.

ТКАЧЕСТВО. Процессы, начало которым положило отделение ремесла от сельского хозяйства, значительно ускорили техническое развитие. В эпоху, к которой относится развитие средневековых городов, в Европе выросли новые отрасли производства, до того известные только на Востоке. Так было освоено изготовление хлопчатобумажных и шелковых тканей[91]. Сырье – хлопок и шелк-сырец импортировался в Европу со времен крестовых походов из Леванта (Ближнего Востока).

Широкое развитие текстильного производства, особенно сукноделия, способствовало возникновению красильного дела. В древности искусство крашения тканей было распространено на Востоке. Применялись растительные краски. Первоначально ткани окрашивались лишь в белый, черный и красный цвета. Синий и зеленый распространились позднее. Рим знал искусство окраски тканей, но во время варварских нашествий оно было забыто и возродилось лишь в ХII-ХIII вв., прежде всего в Венеции и Флоренции, куда было завезено купцами и путешественниками из Азии. Из Италии умение красить ткани пришло во Фландрию, затем, с ХIV в., в Германию, особенно в южнонемецкие города. Из Фландрии умение красить ткани пришло и в Англию. Позднее, с открытием Америки, в ХVI в. в Европу поступила масса новых красителей.

СТЕКЛОДЕЛИЕ – также совершенно новая отрасль производства, которая появилась в средневековой Европе. Оно было известно еще в древнем Египте, в V в. н.э. появилось в Византии. В остальной Европе стекольное дело начало распространяться с конца ХI в. (Венеция, Киев) и в течение ХII-ХIII вв. оно появилось во многих городах. Кстати, тогда же, с ХIII в. рюмки, которые до того использовали только в качестве ритуальных сосудов, стали посудой. Но стеклянная посуда еще долго оставалась дорогой. Даже в замках она была деревянной и керамической, а стеклянные вазы и кубки были роскошью.

В Венеции в конце ХIII в. производство стекла постановлением Большого совета для сохранения в тайне секретов местной технологии было сосредоточено на о.Мурано. Был создан специальный цех стекольщиков с широкими правами, весьма уважаемый в общественной иерархии. С ХII в. началось изготовление цветного стекла для витражей, украшавших храмы. В ХV в. стали производить и простое оконное стекло.

Со стеклоделием связано и производство зеркал. Известно, что первые зеркала делали из бронзы, затем – из серебра. В раннем средневековье секреты изготовления зеркал были утрачены. Вновь, но уже из стекла их начали делать в той же Венеции в ХIII в. и тоже хранили секреты производства в строгой тайне. В ХV в. была введена даже смертная казнь за разглашение тайны сложной технологи венецианских зеркал. Около месяца стекло покрывалось металлом, чем достигалось очень высокое качество отражения и прочность покрытия. Как свидетельство качества можно привести пример из ХVII в., когда стоимость зеркала размером 115 х 65 см в серебряной раме составляла 68 тыс. ливров, тогда как картина Рафаэля – лишь 3 тыс. ливров. Только во второй половине ХVII в. министру французского короля Людовика ХIV Кольберу удалось переманить нескольких рабочих-стекольщиков из Венеции. В то время, когда в интерьерах распространился стиль барокко, зеркала широко применялись для декоративной отделки стен и мебели, создания оптических эффектов.

ЧАСЫ. С развитием ремесел, торговли, вообще – общения большое значение приобрело знание точного времени. В раннем средневековье античные навыки в изготовлении солнечных и водяных часов сохранились лишь в Византии. В Западной Европе хронометры были редкостью; недаром в хроники попало сообщение о водяных часах, якобы присланных в подарок Карлу Великому багдадским халифом Гаруном ар-Рашидом. Подобные приборы были отмечены в Англии и Ирландии в VII в.

Механические часы – первые промышленные автоматы – причем как машины не для развлечений, а для практической пользы, появились в Европе в ХIII в. Первоначально они были башенными, с громоздким колесным механизмом, гирями и боем, имели только часовую стрелку. И часто являлись больше произведением искусства и предметом гордости городов, где были установлены, чем приборами для измерения точного времени. Лишь в ХV в. появились минутные стрелки. Первые механические переносные часы перевозили на лошадях, а конюх следил за их исправностью. Когда громадные гири заменили пружиной, появились и карманные часы, которые нередко носили на шее или животе – как украшения. Позднее их корпуса делали в виде сердца, желудка, перстней, серег. Считается, что первые карманные часы были сделаны в Нюрнберге в 1477 г. Маятники (балансовый механизм) обеспечивавшие точность хода, появились в часах с ХVI в. Время тогда уже стало как бы личным достоянием, его стали ценить, появилось "чувство времени".

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ. Когда и как догадались о рецепте пороха (смеси селитры и древесного угля) – неизвестно. О подобном составе, как отмечалось, писал еще Роджер Бэкон. Упоминаемое в связи с этим имя Бертольда Шварца, придумавшего состав около 1350 г., скорее связано с усовершенствованием рецептуры, ибо применение пороха в Европе известно и раньше. Кстати, самое раннее применение пороха известно в Китае еще до н.э., но использовался там он только для фейерверков. Значение пороха для военного дела пришло лишь в головы европейцев, придумавших пушки.

Известно, что в 1325 г. во Флоренции изготавливали пушки и чугунные ядра для обороны крепостей и замков Флорентийской республики. Тогда же, как будто, французы использовали пушки против англичан в Аквитании. В 1339 г. пушки применил английский король Эдуард III во время осады французской крепости Камбре. А в битве при Креси (1346 г.) англичане стреляли из пушек чугунными ядрами. Церковные соборы запретили применение этого оружия. Но к середине ХIV в. уже многие города имели пушки на своих крепостных стенах. На Руси, кстати, первое сообщение о применении пушек восходит к осаде Москвы Тохтамышем (1382 г.), когда москвичи стреляли из них по нападавшим.

Первые пушки назвали бомбардами из-за производимого ими шума. Судя по названию, они появились в Италии, и представляли собой огромные стволы из толстой листовой бронзы, скрученной и стянутой железными обручами, закрепленные на деревянных лафетах без колес. Для их перевозки требовалось до 10 лошадей, а для установки, наводки и зарядки – 20 солдат. Каждый ствол лежал как бы в ящике из толстых деревянных брусьев, чтобы защитить прислугу на случай разрыва жерла[92]. Для подготовки такого орудия к бою специалисты-бомбардиры разжигали у каждой пушки жаровню, в которой накалялись железные прутья. Одновременно через жерло производили зарядку: засыпали порох, закладывали пыжи из пакли, затем заталкивали каменное или чугунное ядро. Затем немного пороха засыпали в отверстие казенной части, соединенное с зарядом в стволе. После этого прислуга, закрыв уши, падала на землю, а бомбардир длинным раскаленным железным прутом поджигал порох в казенной части и тоже падал на землю. Вес бомбард доходил до 8,3 т, вес ядер - до 130 кг. Знаменитая в средние века Бешенная Грета, изготовленная в ХIV в. (теперь хранится в Генте), весила 16,4 т, имела ствол длинной 5 м, калибр - 64 см. В ХVI в. фитили были заменены кремневым запалом.

Личное огнестрельное оружие – длинноствольная кулеврина (от арабов, но усовершенствованная) и короткоствольные аркебуза и мушкетон – появились в ХV в. В конце этого же столетия отмечено и нарезное огнестрельное оружие.

МЕТАЛЛУРГИЯ. В ХIII в. для обработки металла стали применять молоты весом до 1 т, приводимые в движение водой. В середине ХIV в. появились большие горны, высотой до 2-3 м с мехами, раздуваемыми с помощью водяных колес. С помощью таких горнов достигалась температура плавления железа, и руда превращалась в жидкую массу (а не тестообразную крицу, как ранее). Это позволило лучше удалять из руды примеси, в частности, углерод из чугуна, что привело к массовому производству стали. Так горны в ХIV в. создали доменные печи, первые из которых отмечены в Вестфалии. В ХIV-ХV в. появились станки для изготовления листового железа, проволоки, в том числе прокатные станы с обжимными валками[93].

МЕЛЬНИЦЫ – первые приспособления, в которых применялся принцип машины (двигатель). Водяные мельницы известны с раннего средневековья[94]. С IV-V вв. их широко применяли в Византии, а с Х в. они появляются и в Западной Европе. Ветряные мельницы известны в Нидерландах с Х в., где применялись для откачки воды, в остальной Европе – с ХI в. Тогда же изобрели кривошип, способный преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот, а также маховое колесо (маховик), выравнивавшее неравномерности вращения[95]. В Венеции и Англии известны также мельницы, работавшие на приливах.

Дальнейшее развитие получило КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ. Его успехи были связаны как с техническими достижениями, так и с некоторым совершенствованием навыков навигации (кое-чему европейцы научились у арабов, другое придумали сами). Стимулировали создание и совершенствование кораблей и речных барж потребности торговли, ибо водный транспорт был наиболее дешевым.

С раннего средневековья использовали лодки длиной 21-24 м, без палуб. Первоначально они были весельными, с VII в. на них стали устанавливать паруса. С ХIII в. на боевых судах появились башни на носу и корме; они представляли собой площадки для воинов, вступавших в контакт с противником при столкновениях. Важную роль в развитии судоходства сыграла замена рулевого весла специальным рулем, навешивавшимся на корму. Такой руль уходил глубоко под воду и позволял удерживать судно в нужном направлении, в том числе при штормовом ветре и сильной качке. Новый руль позволял управляться с более сложной системой парусов, открывшей возможность плыть и при встречном ветре. Все это позволило европейским морякам оторваться от берегов и даже заплывать через Гибралтар и северные проливы в открытый океан. В ХIII в. итальянские моряки уже применяли компас [96].

Типы морских судов были разнообразными. В Средиземноморье преобладали галеры и нефы. Галеры – узкие, длинные (до 45 м), шириной до 6 м, первоначально – весельные до 26 рядов весел), затем появились вспомогательные паруса. Обычно галеры были военными, но их использовали и для перевозки малогабаритных грузов. Нефы – более "толстые" суда (отношение длины к ширине 2:1), парусные, вместительные, но тихоходнее галер. Были и смешанные формы судов: галеоны, галеасы и др. В северных морях развивались суда, бравшие начало от быстроходных парусно-весельных драккаров викингов. Это были суда, более удобные для военных, чем для торговых целей. Примерно в ХIV в. ганзейцы создали более грузоподъемные, удобные для торговли кечи, типа нефов, но более маневренные и быстроходные.

Водоизмещение средневековых кораблей было невелико, всего несколько десятков или сотен тонн. Крупнейшие из них достигали в ХIV в. 300-400 т, в ХV в. – 500-600 т.

Одной из крупнейших верфей был венецианский арсенал, возникший как государственное предприятие в ХII в. и строившие, в основном, военные суда; работало на ней обычно 2-4 тыс. человек, но иногда – до 15 тыс.

ПИСЬМЕННОСТЬ, КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Огромное значение имело изобретение в Европе способа печатания текстов с помощью разборного шрифта и особых прессов – печатных машин. Оно стало одним из величайших технических достижений. Возможность относительно дешевым способом быстро тиражировать любые тексты дала могучий толчок подъему науки, искусства, литературы, самой техники, и др. А до этого все богатства библиотек монастырей, университетов, замков, богатых горожан состояли из манускриптов – блоков написанных листов – рукописных книг[97].

Древнейшая форма книжного манускрипта – свиток. В Европе сначала применяли папирусные свитки, затем пальмовые листья, кожу, полотно, шелк, бумагу. До VI в. средняя длина свитка составляла 6-9 м, ширина – 5-30 см. Позднее появился кодекс – скрепленные или сшитые листы по примеру популярной в Древнем Риме записной книжки из нескольких листиков, скрепленных двумя дощечками[98]. Средневековые кодексы изготавливались из пергамента [99]. Делался он из телячьей или овечьей кожи, с которой снимали волосяной покров, лощили и полировали. Наиболее ценным считался прозрачный пергамент, делавшийся из кожи неродившихся телят ("девичья кожа"). На большую книгу обычно уходило целое стадо. В качестве писчего материала он активно использовался с III до ХIII в. В IХ в. пергамент окончательно вытеснил древний папирус. Новый материал лучше впитывал краску, и с его распространением появились книжные картинки. Чаще всего художники использовали красную краску (по лат. – minium) и потому эти картинки стали называть миниатюрами. Распространение кодекса как основной формы книги, принятой и теперь, связано, вероятно, с тем, что христианская церковь поощряла апостольство – проповеди среди народа. Необходимый для проповедей материал содержался в книгах, а тетрадь из папируса – кодекс – была распространена у бедняков, в противоположность дорогому свитку, достоянию богатых в позднем Риме и раннем средневековье. В IХ-Х вв. византийский кодекс усовершенствовался – в стремлении выделять особо важные части текста, начало главы или абзаца, вводились заставки, заглавные буквы.

В ХII в. в Европе появилась бумага [100]. Первоначально ее считали непрочным материалом и использовали для черновиков. Фридрих II вообще запретил использовать бумагу для написания документов. Но с ХIV в. сфера ее применения стала расширяться. Уже в ХIII в. были изобретены водяные знаки. В ХV в. появилась и цветная бумага.

Писали до ХI в. тростью из расщепленной осоки, но уже с VI-VII в. применяли перья птиц, особенно гусиные и лебединые. Чернила чаще делали из дубовых орешков (утолщений на листьях дуба). Чернильницы были распространены двойные (с красной и черной тушью или чернилами); особенно популярными были сделанные из рога "невыливашки". В ХIII в. появились карандаши из смеси свинца и олова.

Практиковались разные почерки. В раннем средневековье был распространен минускул (малый), без заглавных букв. Сами буквы при этом были округлыми, соединенными между собой, а не стояли отдельно, как раньше. Это ускоряло письмо, экономило место. С ХII в. в Западной Европе распространилось так называемое готическое письмо с угловатыми, узкими и вытянутыми вверх, как в готических храмах, буквами, концы которых украшались ромбовидными утолщениями. Стиль сложный, но из-за узости букв еще более экономный, чем минускул. Лишь в ХIV в. он упростился – появились полуготические округлые узкие буквы. С распространением грамотности в ХIII-ХIV вв. начали появляться и индивидуальные почерки.

Почерки различались и от назначения книг. В церковных служебниках применялось крупное письмо, иногда строчные буквы имели высоту до 14-15 см и более. Крупно писались и книги для необразованных, начальные учебники и т.п., часто таким образом оформлялись и парадные книги. Для ученых применялось некрупное письмо, комментарии писались мельче основного текста, для библиофилов использовался мелкий почерк. В ХIV в. появилась скоропись – курсив [101], образцом которого стал почерк знаменитого поэта Петрарки. Впрочем, известен курсив и в Древнем Риме.

В школах и университетах использовались восковые дощечки, сшитые в кодексы (с тонким слоем воска и палочкой – стилем, как в Риме). На таких дощечках учился Карл Великий. Наиболее распространились сшитые из двух дощечек с воском внутри диптихи [102].

Из букв латинского алфавита Z совпадала с S и использовалась только для транскрипции греческих слов, а G воспринималась как вариант C. Точки над і появились в Италии с ХIV в. в гуманистических текстах. Кстати, меровингский король Хильперик, знавший латынь, попытался даже распространить собственное начертание некоторых букв, но неудачно. Пунктуация была различной, только с распространением книгопечатания установилось единое значение знаков препинания. Цифры до Х в. использовались только римские. Затем, начиная с арифметики, стали использоваться и арабские. До ХV в. римское обозначение 4 - IIII. С ХV в. арабские цифры получили всеобщее распространение.

Размеры книг тоже имели свою историю. Кодексы in folio (полный лист) состояли из пары пергаментных листов в 0,5-0,85 кв.м – сложенной пополам целой шкуры. Отсюда – фолиант. Сложенный пополам лист "ин фолио" называли диплом (греч. – двойной). Дипломы в средине века использовали для документов, передаваемых послами. Так возник термин дипломат. Следующий изгиб листа поперек – in quarto, далее – in octavo, последний вид, 1/8 листа (1/4 фолианта) – тертадион (греч. – четвертной). После изобретения книгопечатания отпечатанные листы стали сшивать в тетради, то есть в блоки размерами в 1/8 полного листа, что легло в основу основного современного книжного формата. Рукописные же книги, особенно дорогие, парадные, часто бывали большеформатными. Об их тяжести свидетельствует случай с тем же Петраркой, однажды уронившим кодекс ин фолио себе на ногу; в результате ему чуть было не ампутировали ступню из-за тяжести переломов.

Книги в средние века имели магическое значение (особенно, пока их было мало, как и грамотных людей). Книгу клали на голову больного, на ней гадали и колдовали. Чтобы сделка признавалась законной, на участок земли, например, клали чистый лист бумаги, а затем его заполняли.

Отношение к книге как к произведению искусства сохранилось и в начале книгопечатания. Для изготовления инкунабул (старопечатных книг, изданных до начала ХVI в.) штампы для шрифтов, орнаменты, тиснения переплетов и т.д. делали ювелиры.

Первые попытки типографской печати известны в Китае, где уже с VII в. печатали с вырезанных досок – ксилография. В ХI в. лепили иероглифы из глины, а в ХIII в. – вырезали из дерева и начали отливать из бронзы. В начале ХV в. бронзовые иероглифы известны в Корее, еще позднее эпизодически делали шрифты и в других странах Востока. Но европейцы об этом не знали и действовали вполне самостоятельно. С конца ХIV в. с досок (клише) печатали игральные карты, календари, редко – книги.

Большинство исследователей считают создателем книгопечатания в Европе с помощью передвижного, разборного шрифта Иоганна Гуттенберга, выпустившего первую книгу около 1440 г. Но с его приоритетом не все ясно. Уже с момента появления изобретения началась тяжба Гуттенберга с другими, которые также настаивали на своем приоритете. Затем появились сведения о том, что в Хаарлеме (Голландия) первые книги появились раньше гуттенберговских и выпущены они были неким Костером. Есть и другие претенденты на титул европейских первопечатников. Откуда такая неясность?

Дело в том, что это открытие было сделано в ремесленный период, когда прав на изобретение и регистраций открытий, патентного права еще не существовало. Обычно создатель оригинального приспособления стремился сохранить собственность на свое детище. Только это давало максимальную прибыль. К тому же средневековье – это период безымянного творчества и не только из-за того, что отсутствовало самосознание человека как личности (все – рабы Божьи), но и потому, что город, монастырь, двор сеньора, деревня и так знали мастера, известность которого распространялась людской молвой. Отсюда – анонимность многих произведений. Создание же книгопечатания стало таким значительным событием, что у Гуттенберга (если он – первый) сразу же появились соперники. Проблема личности изобретателя усложнена еще и тем, что колофон (завершение, данные о книге, помещаемые в конце ее) с именем Гуттенберга, местом и годом издания не обнаружен и его издания выявляются лишь по особенностям шрифтов и другим косвенным признакам.

Иоганн Гуттенберг – младший сын патриция из Майнца и непатрицианки – дочери сукнодела. Позднейшие сведения о рыцарском звании Гуттенберга – нечетки (может, он его получил уже при жизни). Считается, что родился он в конце ХIV – начале ХV в. (записей о крещении не найдено), место рождения – Майнц или Страсбург. В зрелом возрасте он имел звание мастера-ювелира. Известно и то, что большую часть жизни он материально бедствовал. Именно из-за неплатежеспособности в 1455 г. созданная им типография отошла к кредитору и компаньону Фусту, который поссорился с Гуттенбергом, и постарался вместе со своим зятем Шеффером отнять у того мастерскую и славу первопечатника. Фуст и Шеффер стали впоследствии организаторами крупного издательского дела.

Почему же изобретателем все же можно считать именно Гуттенберга? Дело в том, что в то время книгопечатание не могло еще рассчитывать на широкий спрос и, соответственно, окупать производственные затраты. Грамотность, несмотря на распространенность, еще не была массовой, и чтение как вид досуга было еще уделом немногих. Поэтому изобретателем должен был двигать не коммерческий интерес, а, заинтересованность в просветительстве путем тиражирования и, следовательно, удешевления книг, доступности их для широких слоев населения. Однако Гуттенберг был ювелиром, а не человеком книжного мира и, как ремесленник, был едва ли заинтересованным в просвещении. И то, что он вложил все свое состояние в это еще неприбыльное дело можно объяснить лишь его мировоззрением, стремлением через служение людям служить Богу (а может, это было и скрытой формой обнищания как условия "пути к спасению"). Это связывает Гуттенберга со взглядами еретиков вальденского толка, монашествовавших в миру. Последнее подтверждается многочисленными тайнами, окружавшими печатника и отсутствием у него жены, что было несвойственно ремесленникам. О том же могут свидетельствовать и отпечатанные им книги. Так, в изданном им "Зерцале" есть гравюра с изображенным пашущим Адамом и прядущей Евой – сюжетом на тему высказываний Джона Болла. Уместно вспомнить, что Гуттенберг был современником гуситов. Все это может объяснить заинтересованность мастера в налаживании книгопечатания, хотя, конечно, отдельные технические решения он мог позаимствовать у других. Так или иначе, Гуттенберг первым наладил настоящую типографию.

Из Майнца книгопечатание быстро перешло в другие германские города и в Италию, затем появилось во Франции, Нидерландах, Англии, Венгрии, Польше и до конца ХV в. печатные мастерские были уже примерно в 200 городах. Причем типографии оказались вне цеховой системы, что делало их зависимыми только от спроса. К концу ХV в. в Европе было уже около 1100 типографий. Покупали книги все слои населения, но так как грамотных было немного, и они концентрировались в ученой и духовной среде, преобладали книги на латинском языке. Тиражи изданий обычно составляли 400-500 экземпляров, иногда – до 1000 и более. Реализовывались они медленно, в течение 5-15 лет. Так что уже в ХV в. отмечались кризисы перепроизводства. В целях экономии перевозили книги обычно крупными партиями, непереплетенными, в тюках и даже бочках. Специальных книгопродавцов поначалу почти не было, и реализацией книг занимались обыкновенные купцы, торговавшие и другими товарами.

До начала ХVI в. в более чем 250 типографиях было издано около 40 тыс. наименований книг с общим тиражом в 17 млн. экземпляров (на 70-90 млн. европейцев). На первых порах среди печатников преобладали немцы. Затем этим ремеслом стали овладевать и представители других народов. Характерно, что многие первопечатники, в том числе знаменитые Ф.Скорина и И.Федоров, были просветителями, что делает доводы в пользу Гуттенберга более убедительными.

Изобретение книгопечатания способствовало распространению в Европе просвещения, возможностей личного толкования Библии и других текстов. Сама организация печатания, потребности больших вложений с неопределенными результатами, риском разорения формировали людей с новым мышлением, среди которых был и кредитор Гуттенберга – Фукс. Так книгопечатание способствовало культурными и идеологическим изменениям позднего средневековья.

***

Среди других важных средневековых изобретений надо отметить пневматический оргáн, появившийся в Византии еще в раннее средневековье. В 973 г. такой инструмент построили и в Реймском соборе. В 1405 г. в Германии отмечен первый полет аэростата с нагретым воздухом, без экипажа.

Следует учесть, что незначительное количество изобретений в средние века было связано, помимо ограниченного технического опыта и отсутствия научных изысканий, и с тогдашней ментальностью. Ведь основной принцип и цель использования механизма, машины – замена искусного труда простым. Но, как помним, средневековый ремесленник именно вкладывал в сделанную вещь свою душу (ведь хорошее изделие мог сделать только хороший человек). Такое отношение к труду, помимо цеховых уставов, замедляло внедрение в ремесло механизмов.

Но, поскольку, согласно христианской традиции, считалось, что делать надо не только для себя, но и для нуждающихся, многие изобретения рождались в монастырях. В этом отразилось изменение отношения к труду. Развитие городской жизни породило представление, что труд не должен быть монотонным, не должен отуплять. Такие воззрения способствовали росту интереса к техническим усовершенствованиям. Тем самым отвергался древний анимизм – признание за природой святости и христианство начало способствовать усовершенствованию природы. Тому было и догматическое объяснение – природа, как и человек, творение Бога и призвана помогать человеку. Забота об упорядочении природы – человеческий долг. Не в этих ли представлениях причина того, что именно в Западной Европе родилась идея технического прогресса, начавшаяся воплощаться в новое время?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5 | ТЕМА 6. Из-за низкого уровня грамотности в раннесредневековой Западной Европе литературное творчество практически не выходило за стены монастырей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.