Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Формирование тоталитарного режима





Обоснование специфики Японии

Дискуссия по выяснению сущности «кокутай», развернувшаяся с 1935 г., завершилась в 1937 г. изданием специальной брошюры «Основные принципы кокутай». Она предназначалась для преподавателей «мораль­ного воспитания» в учебных заведениях всех уровней, но стала сводом требований, предъявляемых к подданным в отношении того, как они должны оценивать историю, структуру режима и предназначение Япо­нии. Брошюра была разослана преподавательскому составу всех школ и университетов. Директорам школ вручались специальные уведомления о необходимости использовать любую возможность для ознакомления как можно более широкого круга населения с ее содержанием, чтобы «культивировать и будить национальные чувства и сознание».

Во введении к брошюре подчеркивалось, что причиной внутрен­них беспорядков и волнений в середине 1930-х гг. является распро­странение западных идей, и поэтому необходимо разъяснить широ­ким массам истинную сущность «кокутай».

В первом разделе излагались мифы, связанные с зарождением им­ператорской власти, рассматривались взаимоотношения между импе­ратором и подданными, обращалось внимание на уникальные качес­тва японцев по сравнению с другими смертными.

Во втором речь шла об официальной интерпретации японской ис­тории, об обычаях, образе жизни, чертах национального характера, ритуалах и моральных принципах, особенностях развития культуры, экономики и военного дела.

В заключительной части делался вывод: на Японию «волей богов» возложена особая миссия — усвоить западную культуру, но на базе «кокутай», т. е. соединить технические достижения Запада с духовны­ми ценностями Востока. «Кокутай» стала официальной идеологией тоталитарного режима в Японии.

В марте 1937 г. создано правительство во главе скнязем Коноэ. Оно опиралось на различные группировки в армии, прежде всего, конечно, на «группу контроля», а также на партию Сэйюкай, которая поддержи­вала идею превращения Японии в тоталитарное государство. Нужно было подготовить внутренние структуры государства к ведению боль­шой войны. В том же 1937 г. была создана Лига по мобилизации наци­онального духа во главе с премьер-министром Коноэ. Эта организация развернула в стране широкую деятельность по пропаганде милитариз­ма. 7 июля 1937 г. Япония начала полномасштабную войну с Китаем, не встретив серьезного противодействия со стороны Запада.

В ноябре 1938 г. правительство Коноэ выдвинуло концепцию «ново­го порядка в Восточной Азии»: Япония брала на себя роль «освободи­теля родственных народов» от «западного колониализма» с целью со­здания «новой восточной культуры». Такого рода оправдание внешней агрессии вызвало официальное осуждение Японии со стороны США, Англии, Франции, Голландии и других западных стран, но не более.



Однако еще оставались иллюзии по поводу основного направле­ния японской агрессии в будущем (в августе 1938 г. произошли изве­стные события на озере Хасан, а в 1939 г. развернулись бои в Монго­лии с советскими войсками, под Халхин-Голом).

В 1939 г. группа ученых при кабинете Коноэ сформулировала тео­рию «восточноазиатского сообщества» - речь шла о формировании паназиатской межнациональной общностипод эгидой Япониина базе культурного единства и родства народов Восточной Азии. Это был уже открытый вызов Западу, но Запад сам находился в условиях глубо­кого кризиса, а вскоре началась и Вторая мировая война.

Ужесточение режима

В начале 1939 г. в Японии пришло к власти правительство Хиранума, взявшее еще более жесткий курс. В мае 1939 г. правительство усилило нажим на Китай, потребовав от Запада признать права Японии на сеттельмент Шанхая — это привело к открытому конфликту, в частности был расторгнут японо-американский торговый договор.

Когда в сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война, Япония заявила о «политике неучастия» в конфликте. У нее еще были связа­ны руки в Китае, в марте 1940 г. там было создано марионеточное пра­вительство Ван Цзинвэя. Япония внимательно следила за ходом вой­ны в Европе, а там события развивались явно в пользу Германии.

К июню 1940 г. вся Западная Европа была в руках Гитлера, Франция разгромлена и капитулировала, Англия осталась в одиночестве против фашистских государств. Это побуждало Японию к более решительным действиям в Азии, в частности оккупации Индокитая, где после капи­туляции Франции сохранялась слабая власть администрации Виши.

В июле 1940 г. вторично создается правительство Коноэ: в Японии начинается полномасштабная перестройка всей политической систе­мы в соответствии с военными нуждами. Этому предшествовала идео­логическая реорганизация — именно тогда правительство заявило о намерении создать «великую восточноазиатскую сферу совместного процветания». Образцом должны были служить отношения Японии с Маньчжоу Го. Концепция стала обоснованием японской агрессии и в годы Второй мировой войны считалась официальной доктриной. В будущую сферу должны были входить Китай, страны французского Индокитая, английские колонии Бирма и Малайя, голландская Ин­донезия, американские Филиппины. Эти регионы стали основным направлением агрессии Японии.

В сентябре 1940 г. был заключен «тройственный пакт» (с Италией и Германией) — Япония определилась окончательно. А в апреле 1941 г. подписан договор о нейтралитете с СССР, что должно было дать воз­можность справиться с Китаем и означало окончательный выбор на правления экспансии Японии в район Южной Азии.

К тому времени в стране сложились структуры тоталитарного ре­жима. Были уничтожены все атрибуты парламентской демократии: распущены политические партии, профсоюзы, отменены выборы, ут­ратил свою роль парламент, упразднены все демократические свобо­ды, гарантированные Конституцией.

Вместо политических партий с 1940 г. создана единая Ассоциация помощи трону и ее филиалы на местах; под контроль были поставле­ны все средства массовой информации, пресса и радио стали подвер­гаться строжайшей цензуре.

С осени 1940 г. создаются так называемые «общества служения отечеству», куда в обязательном порядке входили учителя, журналис­ты, писатели, музыканты, деятели культуры и представители других профессий интеллектуального труда. Такого же рода «общества» заме­нили распущенные профсоюзы.

Власти установили жесткий социальный и политический контроль над гражданами через воссозданную систему «соседских общин». Об­щины объединяли людей по месту жительства, занимались распреде­лением талонов на питание и товары широкого потребления, сбором металлолома, подпиской на военные займы и т. д.

Был ужесточен закон «Об охране общественного спокойствия», а в 1941 г. принят еще более суровый закон «Об обеспечении национальной обороны», грозивший каторжными работами даже за распро­странение сведений, «наносящих вред общественному порядку».

Экономика также всецело была подчинена интересам государства. В каждой отрасли созданы «Ассоциации контроля» — через них пра­вительственные чиновники распределяли заказы, устанавливали це­ны, определяли сбыт, поступление ресурсов. Это был аналог промыш­ленных министерств в СССР. Все ресурсы оказались под полным контролем государства, прежде всего — сырье и топливо, поступаю­щие по импорту, металлолом. В Японии создаются стратегические за­пасы на случай войны и блокады.

В этой же системе находились крестьяне: им предписывалось, сколько и чего выращивать, когда и кому сдавать, по каким ценам и т. д. В Японии был установлен строгий режим труда: 14-часовой ра­бочий день, власти получили право снижать заработную плату, ужес­точать административный контроль, принудительно мобилизовывать рабочую силу, был запрещен самовольный уход с работы и переход на другие предприятия.

В идеологической сфере полностью господствовала концепция «кокутай» — проповедь исключительности японской нации и вели­кой миссии Японии по освобождению угнетенных народов в Азии ве­лась повсеместно в обязательном порядке. Все это укрепляло режим, обеспечивало ему поддержку населения. В целом, структуры тотали­тарной власти оказались чрезвычайно эффективны в условиях пред­стоящей войны.

Выводы

1. Экономические трудности конца 1920-х гг. вызвали в Японии серьезные соци­альные потрясения, разочарование в демократии, всплеск ксенофобии и недо­верия к Западу. Это положило конец дальнейшей демократизации общества.

2. Активизации ультранационалистических сил в начале 1930-х гг. способство­вала и более агрессивная внешняя политика, проводимая с 1931 г. Постепенно партия Сэйюкай также начинает поддерживать идею ужесточения власти.

3. Открытое наступление на либералов началось в 1935 г. в ходе идеологической кампании по «выяснению сущности кокутай». В марте 1937 г. сопротивление гражданских структур было сломлено; правительство князя Коноэ встало на путь подготовки к большой войне.

4. Постепенно правящий режим в Японии приобрел все черты тоталитарного: ликвидированы атрибуты парламентской демократии, экономика — под полным контролем государства, идеи «кокутай» служили идеологической подпиткой режима, обеспечивали поддержку населения.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.