КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Социально-экономическая политика М. КемаляОдним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В экономической жизни это означало ведущую роль государства. Оно должно было нести ответственность за состояние национальной экономики и социальное благосостояние людей. Это была давняя традиция исламской цивилизации: власть регулировала все экономические процессы. Частная жизнь не имела гарантий от вмешательства. В бизнесе выделялись, в основном, лица нетурецкой национальности: евреи, армяне, греки, выходцы с Кавказа — их всегда могли подвергнуть репрессиям. Быстро развить национальную экономику, создать современную промышленность можно было лишь в условиях госсектора. Государство должно было сократить и экономическую зависимость от других стран. Главным направлением экономической политики правительства в 1920-е гг. был выкуп у иностранных владельцев промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, железных дорог. В руки государства переходили и некоторые концессии, принадлежавшие ранее иностранцам. В 1928 г. Турции удалось достигнуть соглашения с держателями облигаций старых долгов, согласовать общую сумму долга, размеры ежегодных выплат. На этих условиях можно было рассчитывать на получение новых займов от Европы. Позднее, в 1933 г., Турция добилась сокращения общей суммы долга и облегчения условий его выплаты. Стало возможным расплачиваться по долгам не только валютой, но и товарами традиционного турецкого экспорта. Это привело к тому, что выплата внешних долгов пошла быстрее. Окончательно Турция расплатилась ей старыми долгами к 1944 г. В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозаннскому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса. Кризис привел к падению цен на сельскохозяйственную продукцию — главную статью экспорта Турции. Это усугубило финансовый паралич, вызвало острую нехватку валюты. Правительство в 1931 г. вынуждено было резко ограничить импорт. Введены специальные списки ввозимых товаров. В результате импорт сократился вдвое, что ослабило иностранную конкуренцию. В государственном секторе создавались новые крупные предприятия, строились железные дороги, порты, развивалась прочая инфраструктура. Началась ликвидация иностранных концессий. Некоторые были просто аннулированы, большинство же — выкуплены государством. В 1930 г. был создан Центральный республиканский банк. К нему перешли выкупленные у Оттоманского банка акции и право денежной эмиссии. Банк стал главным средством регулирования турецкой экономики в руках государства: он направлял инвестиции главным образом в государственный сектор. За годы выполнения первого пятилетнего плана (1933—1938) объем продукции, произведенной в госсекторе, в стоимостном выражении вырос втрое. Все вопросы координировало Министерство экономики. Оно финансировало предприятия государственного сектора через систему государственных банков, которые специализировались на различных отраслях: «Сюмербанк» — на обрабатывающей промышленности, «Этибанк» — на добывающей промышленности и энергетике; были банки, обслуживающие металлургические заводы, пароходные компании и т. д. Все эти банки участвовали и в управлении государственными предприятиями. Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены натурального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение безземельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). Всего было распределено 700 тыс. га земли. Введена единая система аренды. Правительство пыталось создать условия для повышения товарности сельскохозяйственного производства, увеличить сборы хлопка, табака и других экспортных культур. В годы мирового кризиса проводились государственные закупки сельскохозяйственной продукции, чтобы поддержать уровень цен. Для финансирования крестьян был создан Сельскохозяйственный банк. Государство в Турции традиционно строго контролировало цены: еще в 1920-е гг. были установлены государственные цены на отдельные виды сельскохозяйственных продуктов (табак, свеклу, пшеницу). В 1936 г. принят закон «О контроле за ценами на промышленные изделия». По «Закону о национальной защите», принятому в Турции в 1940 г., власти взяли на себя право определять себестоимость продукции, норму прибыли, масштабы транспортных и накладных расходов. Такого рода жесткий контроль за экономическими процессами сохранялся в Турции вплоть до 80-х гг. XX в. Традиционной была в Турции и забота государства о социальном благосостоянии. Тем более что с 1925 г., согласно закону «об охране порядка», деятельность профсоюзов запрещалась. Тоталитарное государство должно было взять на себя заботу о людях. Оно регулировало цены и условия труда, не допуская массовой безработицы и увольнений. В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он устанавливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы,, регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оплата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, деятельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжайше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие' защищены были от локаутов. Режим М. Кемаля, несомненно, способствовал достижению успехов в реформаторской политике. Разумеется, он был тоталитарным, опирался на силу, но в условиях господства в обществе идей ислама трудно себе было представить другие пути. Сам М. Кемаль в 1936 г. заболел и начал постепенно отходить от дел. Очевидно, в связи с болезнью стал портиться его характер, начались трения с ближайшими соратниками. 25 октября 1937 г. подал в отставку И. Иненю. 10 ноября 1938 г. М. Кемаль умер. Новым президентом был избран И. Иненю, который и стал достойным продолжателем реформ, хотя и не обладал такой же харизмой, как Мустафа Кемаль.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |