Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг




Читайте также:
  1. I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
  2. I. Развитие защиты АП в Европе
  3. II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
  4. II. Внутриполитическое развитие
  5. II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
  6. II. Развитие внутриполитической ситуации
  7. II. Развитие защиты АП на Американском континенте
  8. II. Развитие политической системы
  9. II. Развитие рыночных отношений
  10. II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
  11. II. Социально-экономическая политика И. Ганди в первой половине 1970-х гг.
  12. III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.

30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной по­литике. Она предусматривала расширение государственного сектора; государственное регулирование распространялось отныне на 17 отрас­лей. Правительство получало право создавать предприятия и в частном секторе, проводить национализацию уже существующих предприятий. Это привело к возрастанию доли госсектора в промышленности до 10% к 1960 г.

В Индии началась интенсивная индустриализация— темпы еже­годного роста промышленности достигли 7,5%. Приступили к стро­ительству крупных государственных объектов: в 1955 г. началось со­оружение Бхилайского металлургического комбината с помощью СССР.

Правительство поощряло переход пакета акций предприятий в ру­ки индийцев. Даже на предприятиях частного сектора проводилась «индианизация» административного аппарата: устанавливались сро­ки, в которые все технические специалисты-иностранцы должны быть заменены на индийцев.

Но результаты экономического роста «съедались» быстрым приро­стом населения: если в 1950г. в Индии проживало 360 млн.человек, то в 1960 г.— уже 440 млн.По-прежнему сказывалось отставание сель­ского хозяйства, дававшего больше половины валового национально­го продукта (ВНП). В 1959 г. был установлен новый максимум земель­ного владения, но и он был велик — земли в стране все равно не хватало, производство продовольствия росло медленно.

В 1961 г. страна приступила к выполнению третьего пятилетнего плана. Предусматривалось увеличение доли госсектора до 18%. Впер­вые два года (1961—1962) были достигнуты темпы промышленного роста в 7,7%.

Начиная с 1963 г. Индия испытывает серьезные экономические трудности. Их основные причины состоят в следующем:

1) возможности внутреннего рынка, за счет чего и развивалось на­циональное производство в период высоких импортных пошлин, бы­ли исчерпаны. Да и сам рынок был довольно узок: покупательная способность гигантского населения Индии не превышала покупательной способности населения маленькой Швеции. 55% ВНП шло на по­требление; из городского населения лишь 5—6% могли производить какие-либо накопления, а о сельском и говорить нечего;

2) Индия испытывала хронические затруднения с валютой, кото­рая постоянно требовалась на оплату импорта сырья и полуфабрика­тов, — такова уж структура промышленности (добыча собственных ископаемых ресурсов отставала). А тут еще участившиеся неурожаи потребовали экстренного выделения средств для закупок продо­вольствия за границей. Это сократило средства, которые страна мог­ла потратить на импорт машин и оборудования для нужд промыш­ленности;

3) несмотря на все усилия правительства по развитию кооперации между традиционным и современным секторами, последний разви­вался много быстрее и подавлял традиционных производителей. Раз­рыв между ними возрастал, накапливались противоречия, обостря­лась проблема занятости;



4) усилилась критика в адрес государственного сектора эконо­мики. Он охватывал все большую часть потенциала, но экономиче­ски был малоэффективен: работал на неполную мощность, управ­лялся некомпетентными чиновниками, всегда рассчитывавшими на государственные субсидии. Сектор поглощал огромную часть государственного бюджета, но отдачи не было. Частные предпри­ниматели требовали сокращения госсектора, передачи им части его предприятий;

5) критика усиливалась и в адрес государственного регулирования: чиновники в Индии всегда отличались крайним корыстолюбием, ис­коренить коррупцию в этой среде практически невозможно. В усло­виях, когда государство брало на себя все большие функции по руко­водству экономической деятельностью, это становилось тормозом. Предприниматель по любому вопросу должен был обращаться к чи­новнику, а тот вымогал взятки;

6) отставание аграрного сектора, на который приходилась большая часть ВНП, также тянуло экономику назад;

7) быстрый рост населения сводил на нет всякий экономический прогресс.

В результате к 1964 г., несмотря на огромные успехи в сферах здра­воохранения и образования, в развитии науки и культуры, усилия в экономике не привели к существенному повышению общего уров­ня жизни населения.

Выводы

1. В связи с разделом страны в 1947 г. правительству Д. Неру пришлось срочно решать проблемы нехватки продовольствия и сырья, налаживать нормаль­ную работу инфраструктуры и госаппарата, адаптировать княжества в со­ставе единой Индии.

2. Главную проблему Индии — разобщенность современного и традиционного секторов экономики планировалось решать путем закрепления отдельных отраслей за определенными укладами. Предполагалось, что при регулирую­щей роли государства будет происходить постепенное сближение и взаимо­проникновение двух укладов.

3. Суть экономической политики Д. Неру заключалась в расширении госсекто­ра и государственного регулирования. Сессия ИНК в Авади в 1955 г. решила форсировать этот процесс.

4. Во второй половине 1950-х гг. проведенная национализация и государствен­ные инвестиции резко увеличили долю госсектора в промышленности. С1963 г. экономическое развитие страны застопорилось в силу ряда серьез­ных, стратегического плана, причин.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.