Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В индийской экономике все еще преобладал традиционный сектор




Хотя правительство всячески поощряло создание мелких предприя­тий (только за 1961—1966 гг. их возникло свыше 86 тыс.), происходи­ла стагнация традиционного производства.

Даже в обрабатывающей промышленности 70% занятых приходи­лось на кустарей. Доходы людей едва позволяли им сводить концы с концами — отсюда медленный рост покупательной способности на внутреннем рынке. В современной фабричной промышленности бы­ло занято лишь около 5 млн. человек (3% населения). К тому же быс­трый прирост населения в Индии обострял проблему занятости.

Возникли трудности и в современном секторе. Прежде всего были исчерпаны основные факторы его роста — за счет внутреннего рын­ка. В первые годы введения высоких таможенных пошлин он был ог­ражден от иностранной конкуренции. Но индийские предприятия уже насытили внутренний рынок, а на внешние рынки пробиться им было трудно из-за низкой конкурентоспособности производимого товара.

Крупные предприятия частного сектора все больше монополизиро­вали производство отдельных товаров: 10 крупнейших концернов к концу 1960-х гг. сконцентрировали в своих руках 1/3 производства хлопчатобумажной промышленности, 3/4 переработки джута, 9/10 про­изводства бумаги. Они стали стремиться сокращать производство, чтобы вызвать рост цен на дефицитные товары и сырье и тем самым повысить собственную прибыль.

Мелким производителям правительство предоставляло льготы в нало­гообложении, давало возможность приобретать сырье, топливо и строй­материалы по заниженным ценам. Средние предприятия таких льгот не имели, но стремились попасть в их число.

Многие мелкие производители стали паразитировать на государст­венной поддержке: получая по льготным ценам продукцию от госу­дарства, они пытались перепродать ее по более высоким ценам.

Производственные мощности частного бизнеса были загружены лишь наполовину, а 1.2% всех мелких предприятий Индии (по резуль­татам проверки 1966 г.) оказались фиктивными, т. е. созданными лишь для получения льгот.

Государственный сектор в Индии охватывал примерно 29% промы­шленности. Многие предприятия управлялись некомпетентными чи­новниками, действовали неэффективно, производство велось нерен­табельно, огромная часть мощностей оставалась незагруженной.

После войны 1965 г. в 5 раз сократились государственные ассигно­вания на капиталовложения, что еще больше сократило темпы роста. В стране выросли цены, особенно на черном рынке, в несколько раз увеличилась инфляция, возросла безработица. Материальное поло­жение населения в целом ухудшилось.

Недовольство всех социальных слоев концентрировалось на пра­вительстве. Частный сектор, в том числе и мелкие производители тра­диционных товаров, требовал ограничения огромных ассигнований на нужды госсектора, передачи ряда предприятий в руки частных лиц, сокращения вмешательства чиновников в дела экономики.

Перераспределить финансовые ресурсы в свою пользу требовали и селяне: они добивались большей поддержки государства в разви­тии аграрной инфраструктуры, контроля в перераспределении зем­ли и финансовой помощи.

Даже работники самого госсектора, рабочие и служащие, устраи­вая забастовки, выступали тем самым против правительства, хотя их протесты, вызванные ростом цен, безработицы и т. д., понятны.

Вопросы экономической политики становились главной темой вну­триполитической борьбы. В столкновение приходили три социально-экономические концепции:

1. «Курс Д. Неру» на расширение госсектора и регулирование госу­дарством экономических и социальных процессов. Под государствен­ным контролем должна была происходить интеграция всех укладов в единую экономическую систему. Правительство предполагало по­степенное ограничение крупного производства в частном секторе.

2. Частный капитал был ориентирован на рыночные механизмы, а не на государственное регулирование. Предприниматели добивались со­кращения госсектора, передачи в их руки части государственных предприятий, сокращения вмешательства бюрократии в бизнес, раз­вития сотрудничества с иностранным капиталом. Крупный бизнес требовал, чтобы правительство отказалось от поддержки мелкого предпринимательства и традиционного уклада, усилило концентра­цию капитала. Также раздавались требования приостановить аграр­ную реформу в части изъятия излишков земли, чтобы дать возмож­ность развивать рентабельные крупные фермы и плантации.

3. Население, занятое в традиционном укладе, добивалось измене­ния всей экономической политики: она должна быть переориентиро­вана на удовлетворение нужд большинства и предусматривать сокра­щение современного уклада до минимума. Роль современного уклада должна свестись лишь к удовлетворению нужд традиционного. Вы­двигались требования децентрализации экономики, большего выделения средств на нужды мелких производителей и крестьян, пропове­довался экономический изоляционизм.

Разумеется, в чистом виде эти платформы не существовали. Вы­двигаемые идеи и требования переплетались между собой, их вырази­тели состояли в разных политических партиях, в том числе и в самой ИНК. В течение трех лет (с 1966 по 1969 гг.) правительство шло на ус­тупки частному сектору: был сокращен контроль государства над рас­ширением производства, ценами, распределением материалов, топ­лива и сырья, приостановлено составление пятилетних планов.

Перелом наступил в 1969 г., когда И. Ганди обнародовала свою программу «10 пунктов». Это означало возврат к курсу Д. Неру, более интенсивное его проведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.