Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Развитие политической системы




Читайте также:
  1. CSRP-системы
  2. I. Развитие защиты АП в Европе
  3. I. Создание «советской системы» в экономике
  4. I. Становление современной политической системы в Индии
  5. I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
  6. II. Внутриполитическое развитие
  7. II. Развитие внутриполитической ситуации
  8. II. Развитие защиты АП на Американском континенте
  9. II. Развитие рыночных отношений
  10. III Сущность заработной платы, форма и системы (повременная, сдельная, бестарифная)
  11. III. Городские системы газоснабжения.

С точки зрения доктрины ортодоксального коммунизма, конечной целью являлось развитие народной демократии, т. е. создание таких структур, через которые воля масс непосредственно воплощалась бы в решения властей, минуя какие-либо бюрократические процедуры. Это — давняя мечта романтиков и радикалов всех мастей, не осуще­ствленная до сих пор нигде в мире, хотя множество раз и провозгла­шавшаяся.

Руководители КПК были реалистами. Они понимали, что созда­ние такой системы в Китае потребует времени, а пока народ страдал от слабости государственной власти.

Еще в освобожденных районах удалось создать очень эффективную систему управления, по сути напоминающую «советскую номенклату­ру». Это была система вертикального подчинения,на которой замыка­лись все сферы: партийная, административная, военная, экономичес­кая — все направлялось из одного центра. Случаи неподчинения, неисполнения, а тем более противодействия были полностью исклю­чены.

Китайская модель обладала еще одним достоинством. Благодаря кампаниям «чжэнфэн»,регулярно проводимым с 1941 г., создавалось впечатление, что все чиновники зависят от народа. К мнению людей прислушивались, когда речь шла о судьбе функционеров, — тут реша­ющее значение имело мнение толпы, а не прошлые заслуги и связи. Это стало совершенно новым явлением для Китая, поскольку при­надлежность к власти всегда была связана с образованием или с род­ственными отношениями.

На последнем этапе борьбы за власть КПК демонстрировала при­верженность демократии:она выступала лишь за устранение политиче­ской диктатуры Гоминьдана и не претендовала на единоличную власть. Сразу же, в октябре 1949 г., было создано коалиционное цент­ральное народное правительство. В него формально входили КПК, Революционный комитет Гоминьдана, Демократическая лига и дру­гие политические партии. Но фактической власти этот орган не имел — в нем лишь обсуждались различные проекты. Реальные же го­сударственные функции исполнял Государственный административный совет во главе с Чжоу Эньлаем.

Вооруженные силы находились под контролем Народно-револю­ционного военного совета во главе с Чжу Дэ, а верховная власть при­надлежала председателю КПК Мао Цзэдуну как деятелю, стоящему во главе всей иерархии. В первые же месяцы страна была поделена на четыре военно-административных района. В них была воспроизведе­на уже апробированная в годы освободительной войны система: воен­но-административные комитеты сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Но Мао стремился создавать местные органы власти, избираемые населением, к которым постепенно переходили бы воен­но-административные функции.



На волне энтузиазма в 1950 г. по всему Китаю развернулась кампа­ния по борьбе с контрреволюцией.Повсеместно проходили массовые митинги, где от имени народа выносили приговоры и казнили «сабо­тажников и контрреволюционеров». Это считалось проявлением на­родного правосудия.

В 1951 г. в Китае было объявлено о начале кампании борьбы против «трех зол»:коррупции, расточительства и бюрократизма. Мао пола­гал, что даже в обновленном государственном аппарате могут возник­нуть эти негативные явления.

Для их предотвращения необходимо проводить регулярные чист­ки. И они начались: в партийных организациях, государственных уч­реждениях, армии, на предприятиях проводились митинги, показа­тельные суды и даже казни. Было репрессировано 4,5% служащих государственного аппарата, около 10% всех членов партии.

С начала 1952 г. в стране развернулась кампания борьбы против «пя­ти зол».На сей раз она была направлена против частных предприни­мателей, которые обвинялись в неуплате налогов, взяточничестве, расхищении государственной собственности, плохом выполнении го­сударственных заказов, хищении и использовании в целях спекуля­ции Секретной экономической информации. Было арестовано около 400 тыс. человек, но многие затем были освобождены. Фактически цель кампании состояла в том, чтобы добиться уплаты единовремен­ных денежных сумм.

Советские советники обращали внимание на низкий уровень ра­бочей прослойки в КПК (0,1%); в июне 1950 г. Пленум ЦК КПК при­нял специальное решение об увеличении числа рабочих в рядах пар­тий. В 1951 г. ониуже составляла 6,5%, но и этого было мало (на долю рабочих в Китае в то время приходилось 0,6% от общего числа населе­ния). Рост доли рабочих должен был, по мнению СССР, повышать иммунитет к «мелкобуржуазному перерождению» членов КПК.

С расширением функций государства росло и число чиновников. Численность партийных и государственных работников в КНР (гань-бу) уже в 1951 г. превысила 2 млн. человек и продолжала быстро уве­личиваться. Это не могло не беспокоить вождей компартии. Большие надежды они возлагали на формируемые органы народной власти — Собрания народных представителей. Они избирались населением на местах и замыкались на Всекитайское собрание народных представи­телей (ВСНП). Это был аналог парламента. Также был образован По­стоянный комитет ВСНП во главе с Лю Шаоци. Руководители компартии понимали, что Собрания народных представителей — по сути декоративные органы власти. Но расчет делался на то, что они будут постепенно перенимать реальные функции и станут фактической властью в стране.

Мао Цзэдунзанял пост председателя Китайской Народной Рес­публики — он олицетворял высшую власть. Вторым человеком в госу­дарстве был глава Госсовета — Чжоу Эньлай.Важную роль играл так­же председатель ВСНП — Лю Шаоци.

Особое внимание уделялось урегулированию национальных вопро­сов.В Китае проживало около 50 млн. человек, относящихся к наци­ональным меньшинствам, но они занимали несравненно большую территорию, к тому же имевшую важное стратегическое значение. Было образовано пять национальных районов:Внутренняя Монголия, Синцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский и Тибет­ский. Китайская власть на этих окраинах уже давно стала чисто номи­нальной и ее надлежало укрепить.

В Синцзяневелико было влияние СССР. Еще в годы Гоминьдана там была построена шоссейная дорога силами советских строителей, в 1939 г. установлена монополия СССР на воздушное сообщение это­го региона. В 1944 г. при советской поддержке произошло восстание в Илийском округе Синцзяна и была провозглашена Автономная ре­спублика Восточный Туркестан.

Когда в октябре 1949 г. власть оказалась в руках КПК, Мао Цзэдун пошел на компромисс в отношении Синцзяна. Весной 1950 г. были подписаны соглашения о создании совместных компаний по разра­ботке месторождений цветных металлов и нефти, об эксплуатации гражданских авиалиний. Одновременно стали налаживаться комму­никации, связывавшие провинцию с Китаем, началось строительство шоссейной дороги через район Аксай Чин.

Сложнее складывались отношения с Тибетом,где власть китайцев всегда была чисто номинальной. Правда, Чан Кайши пытался закре­питься там, направив в 1933 г. специальную миссию, которая и нахо­дилась в Тибете вплоть до 1949 г. Но Гоминьдан вел двойную игру: с одной стороны — поддерживал духовного и мирского главу Тибета далай-ламу, с другой — покровительствовал второму лицу в иерархии лам — панчен-ламе.

После 1949 г. коммунисты захватили панчен-ламу в плен и поста­вили его во главе тибетского правительства в изгнании. Попытки ве­дения далай-ламой переговоров с КНР оказались безрезультатными. В октябре 1950 г. китайские войска вторглись в Тибет и захватили большую часть страны. Далай-лама вынужден был признать суверенитет Китая в обмен на обещание автономии в рамках национального района.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.163.42.154
Генерация страницы за: 0.002 сек.