Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ





Панова

Э

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

БЕНЧМАРКИНГ- управленческая процедура, которая состоит втом, что впрактику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций - аналогов.

БЮРОКРАТИЯ - 1) рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне и в точном соответствии с законами и другими правилами; 2) по Веберу: особый тип административного штаба, созданного для рациональной организации деятельности, как самый эффективный тип исполнительского штаба в системе управления из всех созданных человечеством за всю историю.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - отделение управленческой работы от неуправленческой приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего (низового) уровня или звена.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОФИСЫ - офисы, в которых основными средствами производства являются компактные коммуникационные средства - электронная почта, сотовые телефоны, портативные компьютеры, факсимильные аппараты, модемы, системы проведения видеоконференций.

ВЛАСТЬ - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств (права, авторитета, воли, принуждения).

ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ - возможность социальных субъектов в силу определенного положения в системе формальных отношений в иерархической структуре организации влиять на поведение других людей; право и возможность распоряжаться, определяемые совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм организаций согласованную совместную деятельность людей и структурных подразделений учреждения.

ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ, - форма власти, проявляющаяся в тех случаях, когда исполнитель уверен, что влияющий оценит его действия определенным вознаграждением.

ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ, - форма власти, которая характеризуется тем, что исполнитель выполняет указания влияющего под страхом наказания.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - внешние условия существования и развития организации, включающие такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации. Важнейшими характеристиками внешней среды являются ее динамика, степень предсказуемости изменений (неопределенности), сложность строения и гетерогенность.



ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - части самой организации, ситуационные факторы внутри нее (структура, технология, цель, персонал).

ВОЗДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ - сознательное действие субъекта управления по отношению к объекту управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирующий единое общемировое, интернационализированное товарное, финансовое, информационное пространство и интегрирующий самых разнообразных субъектов в общемировые процессы.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - разделение труда руководителей по функциям. Более глубокое горизонтальное разделение труда руководителей предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - 1) совокупность органов публичной власти; 2) выполнение государственными служащими своих функциональных обязанностей в государственных органах или, другими словами, это деятельность лиц, занимающих должности в аппарате государственных органов власти, направленная на достижение основных целей государства - развития экономики, культуры, социальной сферы, зашиты прав, свобод и законных интересов граждан, охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, осуществления внешней политики государства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - это вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, регулирующих совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, наций и ассоциаций. Государство как субъект управления обладает внутренней структурой, имеет для реализации своих полномочий законодательные, исполнительные и судебные органы.

ГРУППА - совокупность из двух или более взаимодействующих индивидов, поддерживающих устойчивые отношения между собой, разделяющих общие цели и воспринимающих себя в качестве группы.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА - процесс формирования и функционирования формальных и неформальных групп в организации.

ДВИЖЕНИЕ КАДРОВ - повышение в должности или квалификации, перевод на другое равноценное рабочее место, понижение в должности, увольнение; обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ - передача полномочий и обязанностей на нижние уровни управления при сохранении ответственности за руководителем.

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ - определенный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних другим; включает в себя систему идеалов, на которые опирается руководитель, чтобы достичь поставленной цели; базируется на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения, как в организации, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - методы и формы руководства, основанные на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления.

ДЕПАРТАМЕНТИЗАЦИЯ - объединение схожих видов деятельности в рамках отдельных подразделений.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

ДИАПАЗОН УПРАВЛЕНИЯ - границы влияния руководителя на организацию; определенный объем организационного пространства, который руководитель в состоянии контролировать; количественный предел подчиненных, которыми управляющий может руководить с оптимальной эффективностью.

ДИРЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ - волевой, авторитарный стиль управления, характеризующийся чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию.

ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ - уверенность в жестких и законных правах на принятие решений, разделяющих менеджеров и рядовых сотрудников.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ - основной документ, регламентирующий назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

ДОЛЖНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ - первичный структурный элемент в органе управления, определяемый установленными задачами, правами и обязанностями, обусловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ - форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения.

ЖЕСТКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - модель, опирающаяся на теорию X и включающая совершенствование механизма принуждения, установление жесткой регламентации производственной деятельности и контроля, оплату труда строго в соответствии с установленными нормативами.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ - совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ - самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ - последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу.

ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ - репутация организации, ее доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под влиянием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации.

ИНТЕГРАЦИЯ - уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.

ИНФОРМАЦИЯ - совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА - общие установки и целенаправленная деятельность органов управления по формированию требований к работникам, их подбору, подготовке и рациональному использованию.

КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ- средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование.

КАДРЫ - это основной, постоянный состав квалифицированных работников какого-либо предприятия, учреждения, организации.

КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ - работники, профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления.

КАНАЛ - средство передачи информации.

КАРЬЕРА- 1) индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; 2) активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ - оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели.

КОМАНДА- взаимодействующая сплоченная группа людей, которые самоорганизуясь, четко и гибко распределяют функции иответственность, проявляя творчество, берут на себя обязательства по достижению общей цели и добиваются высоких результатов посредством связывания заботы об удовлетворении своих жизненных потребностей с эффективностью работы организации в целом.

КОММУНИКАЦИЯ - 1) управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой; 2) процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего или обмена информацией между сторонами.

КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - включает определение целей коммуникации, путей их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ - препятствия, не позволяющие получателю эффективно воспринимать информацию. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

КОНТРОЛЬ - функция управления, призванная обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития организации. В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

КОНФЛИКТ - столкновение противоположных целей и интересов двух или нескольких людей.

КООРДИНАЦИЯ - управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями.

ЛИДЕР (от англ. «leader» - ведущий, руководитель) - человек, способный выдвигать продуктивные цели развития, находить оптимальные пути их достижения и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач.

ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РАБОТУ - лицо, которое внимательно контролирует других лиц и следит за их работой.

ЛИДЕР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РАБОТНИКОВ - лицо, которое контролирует работу других лишь в общем виде, пытается разрешить другим ощутить самостоятельность и поддержку.

ЛИДЕРСТВО - 1) умение вести людей за собой; 2) умение организовывать работу других без принуждения; 3) моральная и интеллектуальная способность осуществлять то, что является наилучшим для процветания компании и ее служащих.

ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ - линейные полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и предоставляющие начальнику узаконенную власть.

ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ - схема управления, основанная на принципах единоначалия и централизма; предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений.

ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ - схема управления, основанная на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними. Реализуется принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения производятся коллегиально, а принятие решения и ответственность - только первым руководителем единолично.

ЛИЧНОСТНЫЕ БАРЬЕРЫ - коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей, неумением слушать собеседника, различия в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте, психологическая несовместимость людей, участвующих в коммуникации.

МАКРОСРЕДА- совокупность факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия.

МАЛАЯ ГРУППА - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в личном общении, что служит основой для возникновения групповых норм и групповых процессов.

МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ - схема управления, направленная на реализацию целевых программ (проектов), стоящих перед организацией, для выполнения которых выделяются специальные руководители. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны,- непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта.

МЕНЕДЖЕРЫ - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

МЕНЕДЖМЕНТ - 1) специфическая деятельность, направленная на обеспечение успешной деятельности организации; 2) управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка; 3) деятельность человека, проявляющаяся в руководстве, планировании, организации, мотивации и контроле в процессе распоряжения человеческими, финансовыми, физическими, информационными ресурсами в целях достижения функционирования предприятия наиболее эффективным способом.

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ -набор организационных, технологических, экономических, правовых и социальных мер, направленных на формирование управленческого решения.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ - способы воздействий субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Существуют административные, экономические, социально-психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ - способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления.

МИКРОСРЕДА- совокупность отдельных субъектов (конкретных организаций, групп и отдельных лиц) и их характеристик, оказывающих непосредственное влияние на данного субъекта менеджмента и его возможности.

МИССИЯ- основная общая цель развития организации, которая определяет смысл еесуществования, причину появления и деятельности на рынке и является отправной точкой для выработки стратегических направлений развития организации.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

МОДИФИЦИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ- модели, использующие в различных сочетаниях и элементы жесткой модели, и элементы мягкой модели.

«МОЗГОВАЯ АТАКА» - метод стимулирования творческой активности, исходящий из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

МОНИТОРИНГ- специфическая технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла, имеющая, как правило, своими объектами слабо структурированные среды. Мониторинг позволяет эффективно контролировать ситуацию, выявлять причины расхождения между сущим и должным и выступает фактором снижения риска при разработке управленческой стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности, особенно при смене модели развития.

МОТИВ- внутренняя побудительная причина, вызывающая тот или иной тип действий индивидуума, социальной системы.

МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ- система способов изучения и формирования внутренних (эмоциональных и рациональных) побуждений субъекта, направленная на раскрытие его потенци­ала с целью повышения результатов деятельности.

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - совокупность мотивационных составляющих (уровень потребностей, интересов, целевых установок, ценностных ориентации, ожиданий) и способностей (физиологических, интеллектуальных, профессиональных) работника группы, определяющая готовность и возможности работника, группы к выполнению результативной деятель­ности.

МОТИВАЦИЯ - управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов.

МОТИВАЦИЯ ВНЕШНЯЯ - побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения, договора об обмене результата деятельности работника на блага, психологического воздействия для формирования тех же целей, что и у руководителя.

МОТИВАЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ - побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями.

МЯГКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - модель, опирающаяся на теорию Y и предусматривающая мягкое направление энергии работников в заданное русло, привлечение к творческой работе, доверие, предоставление свободы действий и поощрение.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - группа в организации, возникающая стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми, использующая механизмы самоорганизации. В отличие от формальной организации она является сферой регулирования поведения конкретных людей как в деловой жизни, так и вне ее.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ - обмен информацией, передающейся с использованием неречевых знаковых систем, посредством кинестетических, паралингвистических, проксемиологических, визуальных форм общения. Производится при помощи мимики, жестов, пантомимики - моторики различных частей тела, вокализации и др.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - ответ получателя на послание, коммуникация с помощью обратной связи превращается в двустороннее движение и динамический процесс.

ОБЯЗАННОСТЬ - круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.

ОБЪЕКТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ - управленческие отношения, т.е. такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы, на которые направлено властное воздействие субъекта управления. Объект управления обеспечивает реализацию принятых субъектом управления управленческих решений.

ОПЕРАТОРНЫЙ ТРУД - техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - процесс выработки оптимальных решений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - выдержавшая испытанием времени система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ - 1) управленческое решение, предметом которого является организационная проблема; 2) решение, направленное на формирование или изменение организации деятельности. К организационным решениям относятся решения по распределению функций управления, установлению меры ответственности, дисциплинарных требований, распределению и делегированию полномочий, введению регламентов и нормативов, определяющих границы деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - разработка и внедрение проектов и программ рационализации управленческого труда.

ОРГАНИЗАЦИЯ - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ - наличие определенного порядка или степень упорядоченности социальной системы.

ОТБОР ПЕРСОНАЛА- комплексная кадровая технология, обес­печивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - характеристика последствий принятых решений, осуществления действий для лица, которому переданы полномочия принимать такие решения, осуществлять действия.

ОТПРАВИТЕЛЬ - это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА- кадровая технология, содержанием кото­рой является познание и результат сравнения выделенных ин­дикаторов (предметов), характеристик (качеств) человека с за­ранее установленными критериями.

ПАРТИСИПАТИВНЫЙ СТИЛЬ - стиль управления, основанный на участии рядовых сотрудников в управлении организацией.

ПЕРСОНАЛ- все работники предприятия, организации, выполняющие производственные функции, обладающие определенными качественными характеристиками и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.

ПЛАНИРОВАНИЕ- функция управления, состоящая ввыборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления, формулировании целей и разработке перечня конкретных мер (увязанных по ресурсам и срокам) по достижению данных целей.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ - это сочетание стремления личности к карьере, т.е. последовательность определенных работ, с возможностями, которые имеются в организации.

ПОДСИСТЕМА - часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

ПОЛНОМОЧИЯ - 1) право на принятие управленческих решений, закрепленное организационным положением; 2) реализация власти в действиях руководителя. Полномочия определяют иерархическое строение системы управления, выделение ступеней, а также характеризуют степень централизации управления. Объем полномочий отражает состав проблем, которые может и должен решать руководитель, масштаб полномочий - состав и количество подчиненных ему непосредственно звеньев системы управления.

ПОЛУЧАТЕЛЬ - лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ - это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процес­се своей жизнедеятельности.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ - это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике того или иного варианта поведения управляемых

ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА - информация, исходя из которой, объект управления может принимать конкретные действия.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР- разновидность профессионального отбора, представляет собой поиск наиболее соответствующих должностей, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности, накопленный профессиональный опыт, стаж, способности человека.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ - управленческая деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД - подход к управлению, согласно которому управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий - функций управления.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ - теории мотивации, с помощью которых анализируется, как то или иное поведение активизируется, направляется, поддерживается и сменяется другим (теория ожидания мотивации, теория справедливости, теория постановки целей).

РЕГУЛИРОВАНИЕ - управленческая деятельность по поддержанию режимов функционирования управляемой социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и целей объемлющей (управляющей) системы, а также по обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций, достижения целей управляющей системы. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов.

РЕФЕРЕНТНАЯ ВЛАСТЬ - форма власти, основанная на личных качествах или способностях влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются примером для подражания.

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ- самобытная иисторически сложившаяся в течение нескольких веков модель, основанная на национальных традициях иопирающаяся на следующие базовые принципы - экономическая самодостаточность, преобладание духовной мотивации трудовой и общественной деятельности, соборность, общинное самоуправление, совместное и равное владение собственностью, взаимопомощь, совместное решение проблем на основе гармонии интересов, взвешенный патернализм.

РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - способность системы самостоятельно без воздействия извне реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

САМОУПРАВЛЕНИЕ - автономное функционирование какой-либо организационной системы, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в технологию выработки решений; конкретное управление как участие всех членов организации, взрослых граждан в деятельности органов управления.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ - коммуникативные помехи, порождаемые приписыванием разными людьми различных значений одним и тем же символам.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - результат совместных усилий членов команды, который оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь.

СИСТЕМА- совокупность взаимосвязанных частей, взаимоотношения между которыми имеют упорядоченный и целенаправленный характер, а результат превосходит возможности отдельно функционирующих элементов; множество взаимосвязанных частей (компонентов), объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регуляр­ностью на конкретном отрезке времени.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - подход к управлению, в рамках которого предполагается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы, поэтому необходимо учитывать в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации, оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование.

СИТУАЦИЯ - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - подход к управлению, в рамках которого предполагается, что поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод наиболее соответствующий данной ситуации, т.е. менеджер должен правильно оценивать ситуацию и принимать конкретные меры для эффективного управления.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ - теории мотивации, фокусирующиеся на внутренних факторах индивида, дающих импульс, направляющих, поддерживающих и прекращающих данное поведение (модель иерархии потребностей Маслоу, ERG - теория Альдерфера, двухфакторная теория Герцберга, теория приобретаемых потребностей Макклелланда).

СООБЩЕНИЕ - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта; основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.

СОЦИУМ - динамичное и многомерное пространственно-временное образование, устойчивая, предельно широкая социальная общность, метасистема со сверхсложной структурой.

СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ- совокупность элементов и факторов, оказывающих влияние на организацию опосредованное и отсроченное воздействие.

СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ- совокупность элементов ифакторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.

СРЕДСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА - все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела); Управленец - это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке «люди-цели».

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА- устойчивая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом организации, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса. Различают три основных стиля управления: директивный (авторитарный), демократический и либеральный.

СТИМУЛ- внешнее воздействие, активизирующее (деактивизирующее) поведение индивидуума, социальной системы.

СТИМУЛИРОВАНИЕ- процесс побуждения (принуждения) к тем или иным действиям, основанный на использовании внешних по отношению к субъекту и не зависящих от него факторов.

СТРАТЕГИЯ- план управления организацией, направленный на удовлетворение определенных потребностей, через который достигается укрепление ее позиций во внешней среде, а соответственно, и поставленных целей.

СТРУКТУРА- совокупность всех взаимоотношений между частями системы; совокупность элементов системы или орга­низации и связи между ними.

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - физическое или юридическое лицо, направляющее властное воздействие (используя властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические, морально-этические рычаги воздействия) на объект управления.

 

ТЕОРИЯ X - совокупность установок, при которых руководитель убежден, что подчиненные ленивы, не хотят работать, не способны проявлять инициативу и не обладают должной ответственностью.

ТЕОРИЯ У- совокупность установок, при которых руководитель убежден, что подчиненные хотят работать и, работая, стремятся реализовать свою потребность в самовыражении и в творчестве. Они трудолюбивы и обладают внутренней организованностью и самодисциплиной.

ТЕОРИЯ Z- совокупность установок, при которых руководитель, работая в условиях жесткой модели, отчетливо видит преимущества мягкой модели и психологически готов к применению последней, но сознает, что его подчиненные к этому не готовы, и потому вынужден внедрять поэлементно ипостепенно отдельные составные части мягкой модели в «ткань» действующей жесткой модели.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - 1) наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений; 2) совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления; 3) наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ - искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации.

ТЕХНОЛОГИЯ - средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный результат.

УПРАВЛЕНЕЦ- это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке «люди-цели».

УПРАВЛЕНИЕ - 1) элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности; 2) специфический вид деятельности, который обеспечивает единство, взаимосвязь и целенаправленность деятельности кооперирующихся индивидуумов в интересах достижения поставленных целей; 3) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с данным объектом.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ - вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

УПРАВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ-управление процессами, протекающие в природе.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - управление объектом которого являются люди, их отношения, поведение.

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ - управление рукотворными объектами.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ - деятельность, направленная на предупреждение и разрешение конфликтов.

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ - сознательное, целесообразное воздействие на общественную систему в целом, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями.

УПРАВЛЕНИЕ НА БАЗЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ -основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ - предполагает принятие управленческого решения после получения результатов по предыдущему решению.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ - управление по упреждению (предвидению) для организаций с сильным аналитическим подразделением. В основе данной технологии лежит бизнес-план, который составляется как для организаций, так и для каждого ее работника.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - искусство, мастерство и умение, набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия. Управленческая технология включает совокупность: методов и средств сбора и обработки информации; приемов эффективного воздействия на работников; принципов, законов и закономерностей организации и управления; систем контроля.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между людьми в процессе управления, особая форма связи между субъектом и объектом управления, управляющей и управляемой системами в процессе осуществления управленческого труда на основе познания и использования объективных тенденций и принципов функционирования и развития социальных систем.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД - сознательная деятельность человека по целенаправленному согласованию совместной деятельности других людей; относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА- система управленческих взгля­дов, обусловливающих принципиально новое качество управ­ления, востребованное жизнью; исходная концептуальная схе­ма, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки управленческих проблем и их решения.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по решению проблемы и изменению цели.

УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ - способность системы поддерживать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия.

ФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА - группа внутри организации, которая создается и существует по воле руководства в рамках конкретной деятельности.

ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ - коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - связи, определенные аппаратными или штабными полномочиями, включающие рекомендательные, обязательного согласования, параллельные и функциональные полномочия.

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - человек, наделенный в глазах его подчиненных авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

ХОУТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ - научные исследования, которые представили доказательства необходимости учета социальных взаимоотношений между сотрудниками организации.

ХОУТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ - заключается в том, что наблюдение за деятельностью группы людей оказывает существенное воздействие на поведение ее членов.

ЦЕЛЬ - 1) образ будущего результата; 2) конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться человек или группа, работая вместе; 3) прогнозируемое, планируемое и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.

ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ - полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесса управления: получения информации, принятия управленческого решения, передачи решения для реализации.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ- ресурсная трудовая составляющая (трудовые ресурсы, персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом) и социокультурные характерис­тики, личностно-психологические свойства людей, проявляю­щиеся вих отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям.

ШУМЫ И ПОМЕХИ - любое вмешательство в коммуникационный процесс, способное исказить смысл послания.

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ - формирование и трансформация моделей управления в соответствии с объективными потребностями экономики.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ТРУД - совокупность действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений - организационных, экономических, технических.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - отношение полученного результата к затратам.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ - это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет их экономических интересов.

ЭКСПЕРТНАЯ ВЛАСТЬ - форма власти, основанная на признании окружающими наличия у индивида недоступных им специальных знаний.

ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ- минимальная целая часть системы, ко­торая функционально способна отразить некоторые общие за­кономерности системы в целом.

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ (от англ. emergent - внезапно возникающий) - свойство, которое означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей.

ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ - система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ - 1) относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности, причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики; 2) один из основных оценочных показателей управления, определяемый посредством сопоставления результата и затрат на его достижение.

 


Учебно-теоретическое издание

Наталия Николаевна

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.03 сек.