Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.(9.09.10.)




Классификация трудовой деятельности

4. Конвейерская форма труда определяется дроблением процесса труда на операции с заданным ритмом со строгой последовательностью автоматической подачи детали к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затраченный на операцию, тем монотоннее работа, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

5. Форма труда, связанная с дистанционным управлением. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности действия.

6. Формы интеллектуального труда

а. оператор – отличается большой ответственностью и высоким эмоциональным напряжением.

б. управленческий – определяется огромным объемом информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной ответственностью за принятые решения при возникновении конфликтной ситуации.

в. труд преподавателей и студентов – отличается постоянными контактами с людьми, дефицитом времени, что обуславливается эмоциональным напряжением. Труд студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.

г. творчество – требует значительного объема памяти, напряжения и внимания. Композиторов, архитекторов, конструкторов приводит к значительному эмоциональному напряжению. При таком напряжении можно наблюдать тахикардию, изменение кровяного давления и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Общие принципы гигиенической классификации условий труда.

Гигиенические критерии – это показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами для которых исключено дыхание или попадание на кожу, которые дают право отнесения условий труда к определенной степени вредности.

Степень вредности и опасности(4класса):

1. Оптимизация условия труда

Условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпослыки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные принимаются такие условия при которых вредные условия отсутствуют либо условия, которые не превышают уровня безопасного для людей.

2. Допустимые условия труда

Характеризуются такими уровнями фактора среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для работы. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника и его потомства. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

3. Вредные условия труда

Характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенически нормативы и оказывают неблагоприятные действия на организм работника или его потомство.

Вредные условия труда по степени вредности условно делят на 4 степени:

1степень-оптимальные

Условия труда характеризуются такими отклонениями уровня вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном, чем к началу следующей смены. Увеличивается риск повреждения здоровья.

2степень-допустимые

Уровень вредных факторов, вызывающий стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, без потери профессиональной трудоспособности. (После 15 лет и более)

3степень-вредные

Условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов работы среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило профессиональных болезней слегкой и средней степенью тяжести с потерей профессиональной трудоспособности в периоде трудовой деятельности. Условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных болезней с потерей общей трудоспособности. Отмечается значительная роль числа хронических заболеваний и высоких уровней заболеваемости с временной потерей трудоспособности.

4степень – Условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний.

4класс - Опасные условия труда характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействия которых в течение рабочей смены создает угрозу жизни, острых профессиональных поражений и тяжелых форм.

Классификация опасных и вредных производственных факторов.

Важное значение на первой стадии идентификации опасности имеет классификация опасных и вредных производственных факторов. По воздействию на человека опасные и вредные производственные факторы делятся на 4 группы:

1.Физические

К ним относятся механические факторы силового воздействия. Источниками являются: а.наземный транспорт, станки, обрабатывающие инструменты, системы повышенного давления, емкости и трубопроводы со сжатым газом.

б.высота, падающие предметы

в.острые предметы, колющие, режущие предметы

г.механические колебания – вибрация. Источником являются – перфораторы, отбивные молотки, транспортирующие и строительные машины

д.акустические колебания – шум, ультразвук, инфразвук. Источники – двигатели внутреннего сгорания. Источниками шума являются технологическое оборудование, механизмы ударного действия, ультразвуковые генераторы…

е.Электромагнитные поля и излучения(инфракрасное тепловое излучение, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение – сварочная дуга, зона плазменной обработки)

ё.Статическое электричество (окрасочные установки)

ж.Ионизирующее излучение(ядерное топливо, радиоактивные отходы, радиоприборы, рентгеновские приборы…)

з.Электрический ток(электрические сети, электроприводы…)

и.Температура поверхности оборудования – повышенная или пониженная(холодильное оборудование, водопроводы…)

2.Химические

К ним относятся:

а.загазованнность рабочей зоны, возникающая из-за утечки токсичных и вредных газов из негерметичного оборудования

б. испарение из открытых емкостей

в.запыленность рабочей зоны(транспорт сыпучих веществ…Источники – заточка, шлифование, сварка, газовая резка, переработка сыпучих материалов)

г.попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки(опрыскивание, окраска, заполнение емкостей)

д.попадание ядов в желудочно – кишечный тракт человека.

3.Биологический

а.микроорганизмы(бактерии, вирусы)

б.макроорганизмы(растения и животные)

4.Психофизические

а.Нервно-психические перегрузки

б.Умственное перенапряжение

в.Перенапряжение анализаторов

г.Эмоциональные перегрузки

Конкретные условия труда, как правило, характеризуются совокупностью негативных факторов и различаются уровнем вредных факторов и рисков опасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.