Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Иордания и Ирак




В сентябре 1970г., когда король Иордании Хусейнвступил в схватку с отрядами ООПна территории своей страны, палестинцы обратились за помощью к Сирии. Джадид готов был ее оказать, и министр оборо­ны Сирии Хафез Асад послал танковые части, которые вынуждены бы­ли отступить. После того как в этом поражении был обвинен X. Асад, тот арестовал самого Джадида и бросил его в тюрьму, где он и провел более 20 лет, до самой смерти. Власть же полностью перешла в руки X. Асада.12 марта 1971 г. он был избран президентом Сирии.

Курс на расширение государственного сектора в экономике был усилен. Очень быстро X. Асаду удалось национализировать все ресурс­ные и промышленные объекты страны, оставив лишь часть мелких предприятий в частной собственности. Конституция 1969 г. определи­ла плановый характер экономики, ввела ограничения на частную соб­ственность. По Конституции 1973 г. речь шла уже «о ликвидации всех форм эксплуатации». Тупиковый путь вел к неэффективности эконо­мики; кризис не наступил только благодаря огромным финансовым вливаниям со стороны богатых арабских стран (для борьбы с Израи­лем) и экономической помощи СССР.

Асаду удалось укрепить и политическую власть: на ключевых по­стах в госаппарате, армии и прочих силовых структурах уже через не­сколько лет оказались его ближайшие родственники. Формально де­мократические выборы являются камуфляжем военной диктатуры.

Во внешнеполитической ориентации Сирия занимает непримиримые антиизраильские позиции. В декабре 1977 г. Сирия принимала актив­ное участие в создании так называемого Национального фронта стой­кости и противодействия (НФСП). Обращают на себя внимание тради­ционно натянутые отношения Сирии со многими арабскими странами, в частности с Ираком, Иорданией, Египтом; зато сложились тесные контакты с радикальным режимом Муамара Каддафи в Ливии. Это привело к обострению отношений Сирии с Западной Европой и США, Сирию относят к числу стран, «поддерживающих международный тер­роризм». В связи с этим страна подвергалась в 1980-е гг. международ­ным экономическим санкциям. В период кувейтского кризиса Сирия заняла твердую позицию, встав на сторону антииракской коалиции, благодаря чему ей удалось улучшить отношения и с Западом, и с уме­ренными арабскими странами.

В период ирано-иракской войны (1980—1988) Сирия поддержива­ла Ирак. В марте 1991 г. президент X. Асад выступил с инициативой Дамасской декларации, которая призывает к созданию «арабской си­стемы безопасности в районе Персидского залива».

Хафез Асад умер летом 2000 г., преемником стал его сын — Башир Асад. Он начал осуществлять реформы, связанные с переходом к ры­ночной экономике. Премьер-министр Сирии Мустафа Миро обозна­чил главные экономические цели: реформа экономики, борьба с коррупцией, модернизация страны. В стране легализована оппози­ция, освобождаются политические заключенные. Сирия стала вос­станавливать дружеские отношения с соседями: Турцией, Ираком, Иорданией, с ними у Сирии были давние споры. Возобновилось осу­ществление проекта строительства плотины «Аль-Вахда», сняты ог­раничения на торговлю с Ираком. Отношения с Россией отягощают­ся долгом еще с советских времен — 13 млн. долл. Есть данные, что Башир Асад склонен пойти на примирение с Израилем.

Роль Сирии в Ливане

Ливан долгое время являл собой противоположность Сирии: не имея практически никаких ископаемых ресурсов, страна тем не менее де­монстрировала быстрые темпы экономического роста за счет развития посреднической торговли, банковского сектора, сферы услуг и ту­ризма. Ливан по праву считался «ближневосточной Швейцарией», при этом имелось в виду не только экономическое процветание, красоты природы и роль туризма, но и политическая стабильность. В отличие от соседних арабских стран, где перевороты следовали один за дру­гим, в Ливане функционировала конфессиональная система, благода­ря чему ротация политических деятелей происходила без ожесточен­ной борьбы за власть.

С 1956 г. в ответ на нападения отрядов «Аль-Фатах» израильская ар­мия стала наносить удары возмездия по территории Ливана. В 1958 г. в стране вспыхнула гражданская война, которая унесла жизни 3 тыс. человек.

Уже после первой арабо-израильской войны в Ливане появилось около 100 тыс. палестинцев. Все чаще происходят их столкновения с местными властями и полицейскими частями Иордании. Палес­тинских беженцев на территории Ливана находилось немало, но по­сле событий войны 1967 г. и 1970 г. в Иордании их число возросло до 400 тыс. Это стало вносить элемент нестабильности в ситуацию, по­скольку сам факт нахождения в суверенном государстве тысяч воору­женных людей, не подчиняющихся местным властям, способен взо­рвать обстановку.

После 1970 г. штаб-квартира ООП была перенесена на территорию Ливана; палестинцы сумели создать там разветвленную инфраструкту­ру, особенно на юге. Присутствие сотен тысяч мусульман на террито­рии небольшой страны нарушило ее внутренний мир. Когда в 1975 г. произошли столкновения между рыбаками-мусульманами и христиа­нами, палестинцы встали на сторону мусульман. Так началась граж­данская война, которая за короткое время превратила цветущую страну в руины.

Война затянулась на целых 15 лет и повлекла за собой много не­приятных последствий. Одно из них — вмешательство Сирии: в 1976 г. в страну введены сирийские войска под предлогом спасения маронит-ской общины от истребления мусульманами и палестинцами. По сию пору Сирия вынуждена держать в Ливане 40-тысячные лучшие части своей армии. За свою деятельность в Ливане Сирия периодически подвергается критике с разных позиций.

В период с 1982 по 1985 г. Ливан стал объектом военных действий со стороны Израиля, что еще больше запутало ситуацию. Мирный договор заключить не удалось. 5 марта 1984 г. он был аннулирован официально. Летом 1985 г. израильские войска выведены из страны. Покидая Ливан, израильтяне захватили 1 тыс. пленных. Группа экстремистов организации «Аль-Джихад» захватила американский самолет «Боинг-727» и по­садила его в Бейруте. Через посредничество лидера шиитов Набиха Бер-ри удалось договориться об освобождении пассажиров в обмен на осво­бождение Израилем пленных. Это было отступлением от обычной практики, когда американское и израильское правительства принципи­ально отказывались вступать в любые контакты с террористами.

С 1986 г. усилился раскол в маронитской общине Ливана, что при­вело к ужесточению взаимных военных действий и в конечном счете к переориентации Сирии на поддержку мусульманских организаций. С 1987 г. ливанские христиане предпринимают попытки заставить си­рийские войска покинуть Ливан, но после Таифских соглашений 1989 г. гражданская война пошла на убыль. В 1990 г. сирийские воору­женные силы нанесли ракетный удар по позициям христиан и заста­вили капитулировать командующего ливанской армией христианина Мишеля Ауна.

В настоящее время сирийские войска остаются в Ливане, несмот­ря на то, что по условиям Таифских соглашений они должны были по­кинуть страну еще в 1992 г. В конфессиональную систему внесены из­менения: марониты сохранили за собой пост президента, введено равенство в соотношении депутатов мусульман и христиан в парла­менте. Президент Ливана лишен права назначать премьер-министра. Президентом Ливана 15 октября 1998 г. избран командующий ливан­ской армией генерал Э. Лахуд, премьер-министром стал с декабря 1998 г. С. Хосс; председателем парламента с сентября 1998 г. -— Н. Бер-ри.

С 1992 г. правительство Ливана занимается реализацией 15-летне­го плана реконструкции и развития страны «Горизонт-2000», рассчи­тывая привлечь в экономику свыше 60 млрд. долл. иностранных инве­стиций. За последние годы удалось восстановить инфраструктуру, увеличить экспорт, довести рост ВНП до 3,5% в год.

Сейчас Ливан представляет собой множество отдельных террито­рий, находящихся под контролем вооруженных сил определенных группировок. Среди них выделяются мусульманские: общину друзов представляет Прогрессивно-социалистическая партия во главе с Ва-лидом Джумблатом; среди суннитов выделяется несколько крупных организаций, которые ориентируются на Сирию, на Египет и даже на Иран (фундаменталистская организация «Тавхид альислам»); среди шиитов, численность которых в последнее десятилетие сильно воз­росла (вероятно, сейчас это крупнейшая по числу жителей община Ливана, около 30% населения), наибольшим влиянием пользуются организация «Амаль» (лидер — Набих Берри) и проиранская партия «Хесболла», стремящаяся создать в Ливане мусульманское государст­во и начать войну с Израилем. В Ливанском парламенте «Хесболла» представляют 12 депутатов, она имеет в стране 9 школ и 3 больницы, свои органы прессы. У нее насчитывается несколько тысяч сторонни­ков. За время своего существования организация «Хесболла» уничто­жила по всему миру больше американцев, чем какая-либо другая. Ежегодно она получает от Ирана около 100 млн. долл. «Хесболла» чрезвычайно активизировалась в 2001 г. Ее лидер — Хассан Насралла.

Христианские общины также расколоты: традиционное разделение на сторонников кланов Жмайеля и Шамуна в лагере маронитов теперь прослеживается не столь четко. В 1990-е гг. вспыхнули столкновения между новыми лидерами: Самиром Джааджаа, Илие Хобейкой, Ми­шелем Ауном, Ильясом Храуи. Всего в Ливане насчитывается 17 рели­гиозных общин, в каждой из них выделяется несколько влиятельных кланов, имеющих свои частные армии. Все враждуют со всеми. Это со­здает крайне запутанную картину.

Лишь в 2001 г. появились надежды на разрешение ситуации: лиде­ры многих религиозных общин высказались в пользу прекращения военного противостояния. Если из Ливана будут выведены сирийские войска, появится возможность заключения мирного договора с Изра­илем. Пока же официально обе страны, Сирия и Ливан, находятся в состоянии войны с Израилем.

В январе 2002 г. совершено убийство одного из лидеров радикаль­но-христианской партии — Илие Хобейки. Президент Ливана Эмиль Лахуд считает это делом рук Израиля. 15 сентября 2002 г. возник кон­фликт из-за вод притоков реки Иордан: Ливан хочет отвести воды, Израиль угрожает войной. На Ближний Восток прибывает специаль­ный представитель США с целью предотвратить войну.

Роль Иордании в развитии ситуации на Ближнем Востоке

22 марта 1946 г. в Лондоне была провозглашена независимость Тран-сиордании; в мае того же года страна переименована в Иорданию. Ко­ролем стал эмир Абдалла. В мае 1948 г. заключен англо-иорданский договор.

Несмотря на поражение в первой арабо-израильской войне 1948— 1949 гг., Иордания даже кое-что выиграла: она присоединила Запад­ный берег — территорию, предназначавшуюся для арабского государства в Палестине. В июле 1951 г. король Абдалла был убит при входе в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме; так палестинцы отомстили за захват их территории.

Новым королем стал Хусейн. Он пробыл на этом посту 46 лет. В марте 1956 г. Хусейн неожиданно уволил Джона Глэбба и других британских офицеров из состава иорданского Арабского легиона, чем вызвал крайнее недовольство правительства А. Идена в Англии, вос­принявшего этот поступок как преднамеренное оскорбление. Многие полагали, что это лишь усилило мотивы, побудившие Англию вме­шаться в события, связанные с национализацией Насером Суэцкого канала в 1956 г. В марте 1957 г. Хусейн добился аннулирования догово­ра 1948 г. с Англией, а в октябре 1958 г. последние части английских войск покинули Иорданию.

Иордания бедна природными ресурсами, имеет малочисленное на­селение, но территории Западного берега были относительно разви­тыми и многонаселенными. С апреля 1957 г. королю Хусейну удалось укрепить режим личной власти.

После войны 1967 г., когда Иордания потерпела поражение и Запад­ный берег был отторгнут Израилем, на ее территорию хлынул поток из несколько сотен тысяч беженцев-палестинцев. К 1970 г. палестинцы составили 70% населения страны и угрожали самому существованию монархии. В сентябре 1970 г. произошли трагические столкновения между иорданской армией и палестинцами, в ходе которых погибли 20 тыс. человек. ООП была вытеснена из Иордании и перевела свою штаб-квартиру в Ливан.

События 1970 г. шокировали многих арабов, вызвали всплеск тер­роризма среди палестинцев. Король Хусейн долгое время не проявлял дипломатической активности. Хотя в 1974 г. в Рабате он отказался от прав Иордании на Западный берег в пользу палестинцев, но продол­жал вплоть до 1988 г. выплачивать жалованье чиновникам и оказывать социальную помощь населению. Заняв непримиримую позицию по отношению к Кэмп-дэвидским соглашениям, Иордания стала полу­чать с 1978 г. финансовую помощь от богатых арабских стран, это по­могло поддерживать на плаву экономику.

В середине 1980-х гг. король Хусейн предпринял дипломатическую инициативу в разрешении палестинской проблемы: он предложил со­здать федерацию Иордании с палестинскими арабами. Было заключе­но соответствующее соглашение с ООП, начаты предварительные пе­реговоры с целью созвать международную конференцию. Но теракты палестинцев (захват пассажирского корабля «Акилле Лаура» в 1985 г.) толкнули Израиль на меры возмездия (бомбардировка штаб-квартиры ООП в Тунисе). Это привело к срыву мирного, процесса. В 1987 г. Национальный совет Палестины разорвал соглашение 1985 г. между Арафатом и Хусейном о федерации с Иорданией.

Когда в конце 1987 г. на оккупированных территориях началась инти­фада, Иордания в 1988 г. отказалась от всяких связей с Западным бере­гом. Прекращение финансовой поддержки со стороны арабских стран привело к девальвации национальной валюты в 1988 г. на 45%. В даль­нейшем экономическая ситуация в Иордании ухудшалась еще больше.

В отношении кувейтского кризиса Иордания заняла странную по­зицию. С одной стороны, она вроде бы осудила Ирак за захват Кувей­та, с другой — противилась военному давлению и свержению Садда­ма Хусейна. Фактически Иордания оказалась по одну сторону с ООП, поддержавшей С. Хусейна. Это привело к ее изоляции после оконча­ния войны, к прекращению помощи со стороны богатых арабских со­седей. С большим трудом, лишь благодаря поддержке Европейского союза и международных финансовых институтов, ей удалось к концу 1991 г. преодолеть финансовые трудности.

26 октября 1994 г. подписан мирный договор Иордании с Израилем: святые места в Иерусалиме переданы под опеку Хусейна, установлены дипломатические отношения, стали развиваться экономические свя­зи. В результате темпы экономического роста составляют сейчас 6% в год. С 1995 г. правительство Иордании приступило к выполнению программы структурной перестройки экономики и приватизации, поощрению частного сектора. Это позволяет рассчитывать на благо­приятные перспективы развития Иордании. В феврале 1999 г. умер ко­роль Хусейн; новым королем Иордании стал его сын — Абдалла бен аль-Хусейн (Абдалла II). В ноябре 2001 г. он, кстати, совершил визит в Москву. С ним сегодня связывают немалые надежды на окончатель­ное разрешение палестинской проблемы.

Ирак и современная обстановка на Ближнем Востоке

Ирак давно лелеял мечту о создании обширного королевства, вероят­но памятуя о существовании в далеком прошлом Багдадского хали­фата. Поэтому долгое время он соперничал с Египтом за лидерство на арабском Востоке. Монархами в Ираке были сыновья шерифа (правителя) Мекки — Хашимиты (родственники иорданских коро­лей). После Второй мировой войны власть в Ираке осуществлял ре­гент Абд уль-Илах, а его молодой двоюродный брат — Фейсал был королем. Сам Абд уль-Илах рассчитывал стать королем Сирии.

Ирак традиционно поддерживал тесные связи с Великобританией, будучи связанным с ней договором, срок которого истекал в 1957 г. С 1954 г. предпринимаются попытки втянуть Ирак в «холодную вой­ну». Была заключена серия соглашений, которые в 1955 г. оформились в Багдадский пакт (организация с участием Англии, Пакистана, Ира­на, Турции и Ирака). Видя в этом угрозу своему лидерству в арабском мире, Египет предпринял ответный шаг и в том же 1955 г. создал свой союз, объединивший Египет, Сирию, Саудовскую Аравию.

В начале 1958 г., когда был провозглашен союз Египта с Сирией, монархи-хашимиты в Ираке и Иордании провозгласили Арабскую федерацию. Но уже 14 июня 1958 г. король Ирака Фейсал, члены ко­ролевской семьи, премьер-министр Нури Сайд были убиты в ходе во­енного переворота под руководством генералов Абдель Керим Касема и Абдель Салим Арефа.

Революция в Ираке вызвала волнение в тогдашнем мире, предпола­галось, что последуют большие перемены во всем регионе. Подобные ожидания были и в КНР, и в СССР, порвавшем отношения с про­шлым режимом еще в 1955 г. Американцы и англичане, напуганные революцией в центре зоны действия Багдадского пакта, направили войска в Ливан и Иорданию, чтобы не допустить там беспорядков. Но постепенно все успокоилось.

Главные лидеры переворота в Ираке — Касем и Ареф — относи­лись друг к другу враждебно. Так же не сложились отношения круп­нейшей гражданской партии БААС с Касемом. С 1959 г. она предпри­нимает попытки устранить его, что ей удается в 1963 г.

Ареф осуществлял власть, опираясь на военный режим, но в 1966 г. он погиб. Преемником лидера стал его брат Абдель Рахман Ареф, ко­торый был свергнут в 1968 г., когда к власти пришла вновь партия БААС. Правительство Ирака возглавлял президент Хасан аль-Бакр, но реальную власть постепенно приобрел министр обороны — Саддам Хусейн.

Он стал проводить меры по укреплению армии, продвигать своих родственников на влиятельные посты, готовить Ирак к превращению в тоталитарное автократическое государство. Но это, однако, не было самоцелью С. Хусейна; он рассчитывал использовать личную власть для укрепления военной мощи и экономического потенциала Ирака, превратить его в лидера Ближнего Востока.

Сам С. Хусейн до 1979 г. находился в тени, занимался укреплением вооруженных сил. С 1972 г. заключаются договоры с СССР о постав­ках оружия. Но Хусейн налаживал связи Ирака и с другими странами: в 1975 г. он заключил договор с Францией о сотрудничестве в строительстве ядерного центра, а затем и с Италией о поставках военных кораблей в Ирак, в оказании помощи в подготовке офицеров.

Одной из важнейших задач, требовавшей незамедлительного раз­решения, стала проблема иракских курдов, которые в 1960-е гг. подня­лись на вооруженную борьбу с войсками правительства. С. Хусейн на­стоял на включении представителей курдов в состав правительства в 1973 г., объявлении автономии Иракского Курдистана в марте 1974 г. Он добился обещания от иранского шаха в 1975 г. закрыть границу и прекратить оказание помощи курдам. Повстанцы Мустафы Барзани вынуждены были сложить оружие. После принятия курдами автоно­мии Курдистана, 4 члена Демократической партии Курдистана были назначены губернаторами северных провинций.

В 1970-х гг. правительство проводило экономическую политику, нацеленную на усиление государственного сектора и кооперации в сельском хозяйстве. К 1974 г. на долю госсектора приходилось У 4 всей промышленности. Это, разумеется, снижало экономичес­кую эффективность, но отнюдь не приводило к кризису. Причины кроются в резком росте доходов от нефти; именно они составляли 98% всех экспортных поступлений Ирака. В 1973 г. производство нефти достигло 2 млн. баррелей в день, а к концу 1970-х гг. увеличи­лось до 3,7 млн. баррелей. Ирак занимал второе место в мире по экспорту нефти. Нефтедоллары позволяли компенсировать любые расходы, связанные с экономическими просчетами и проводимыми экспериментами.

7 июля 1979 г. X. аль-Бакр был отстранен со всех постов. Саддам Хусейн официально избран президентом Ирака.

8 сентябре 1980 г. С. Хусейн напал на Иран, разорвав соглашение 1975 г. о границе. Однако война не принесла ожидаемого приращения территорий. Ирак понес огромные жертвы и экономические потери, исчисляемые десятками миллиардов долларов. 20 августа 1983 г. было достигнуто перемирие, а 15 августа 1990 г: С. Хусейн обратился к Ира­ну с предложением заключить мир на основе соглашения 1975 г. Ирак быстро вывел войска с иранской территории, состоялся обмен воен­нопленными, и в сентябре 1990 г. были восстановлены дипломатиче­ские отношения с Ираном.

В 1990 г. Ирак стал инициатором еще одного международного кри­зиса. 2 августа 1990 г. его войска захватили территорию Кувейта. С. Ху­сейн ссылался на давние, еще с 1930-х гг. претензии Ирака к Кувейту, но истинная причина кроется в необходимости найти выход из слож­ной финансовой ситуации. Дело в том, что война с Ираном привела к росту военных расходов Ирака, достигших 100 млрд. долл. (только долги неарабским кредиторам составляли 35 млрд. долл.), а Кувейт обладал сказочными богатствами.

Вторжение стало бесспорной агрессией и вызвало повсеместное осуждение. Уже 2 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 660 потребовал немедленного вывода иракских войск из Кувейта, 6 августа против Ирака введены экономические санкции. Безоговороч­но осудили действия Ирака Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Объе­диненные Арабские Эмираты и многие другие страны, в том числе США, Англия и Франция. Началась переброска в этот регион иност­ранных войск, которые должны были составить международные силы.

После многомесячных бесплодных усилий по преодолению кризи­са дипломатическими средствами, 17 января 1991 г. международные силы начали операцию «Буря в пустыне», которая закончилась через 42 дня полным разгромом иракских войск. Армия Ирака понесла ог­ромные потери: только число убитых достигло 100 тыс. человек. Вой­на обошлась Ираку в 60 млрд. долл. В конце февраля 1991 г. С. Хусейн заявил, что готов выполнить все условия ООН. Но страна была по­ставлена под жесткий контроль международного сообщества.

После окончания войны международное вмешательство в дела Ирака не прекратилось. В период с 1991 по 1999 г. СБ ООН принял 13 резолюций по Ираку, инспектора ООН не раз обнаруживали доку­менты о программах разработки ядерного оружия.

ООН занималась двумя вопросами: 1) защита курдов и 2) ликвида­ция оружия массового уничтожения на территории Ирака. Специаль­ные группы международных экспертов инспектировали районы стар­товых площадок ракет, ядерные установки и другие объекты, где, как предполагалось, могло храниться или производиться химическое или ядерное оружие. В 1992 г. были установлены зоны, над которыми за­прещались полеты иракских самолетов: к северу от 36-й параллели и к югу от 33-й параллели. Эти районы патрулировались авиацией За­пада, которая просто сбивала иракские самолеты. В 1993 г. американ­скими и английскими самолетами был обстрелян завод, производив­ший ракеты близ Багдада. Тогда же самолеты нанесли удар по зданию, где размещалась иракская разведка.

В ноябре 1994 г. Ирак официально признал суверенитет Кувейта и согласился с созданием комиссии по взысканию с Ирака компенса­ции за нанесенный Кувейту ущерб. Но в 1995 г. бежит в Иорданию Хуссейн Камель аль-Маджид — руководитель ядерной программы Ирака; приводимые им данные вызывают озабоченность американ­цев. В сентябре 1996 г. США нанесли удары по военным объектам на территории Ирака, когда иракские войска вмешались в конфликт, вспыхнувший между курдскими отрядами на Севере. В 1997—1998 гг. Ирак высылает из страны всех международных инспекторов.

Отношения между Ираком и международными силами стали ухуд­шаться в 1998 г., когда возникли сомнения по поводу выполнения Ираком условий уничтожения оружия массового поражения. В нача­ле 1998 г. в США был даже принят Закон «Об освобождении Ирака», подписанный президентом Клинтоном. В декабре 1998 г. англо-аме­риканская авиация нанесла удары по объектам в Ираке — началась операция «Лиса в пустыне». В 1999—2000 гг. ПВО Ирака обстрелива­ют самолеты США и Англии, те наносят ответные удары.

В 2000 г. Ирак полностью прекращает добычу нефти. Ущерб от международных экономических санкций приближается к 150 млрд. долл. Поскольку установлен запрет на продажу нефти, Ирак был ли­шен средств на закупку продовольствия и лекарств. Это принесло не­исчислимые страдания населению, детская смертность в стране за 1990-е гг. выросла более чем в три раза, но сокрушить режим С. Хусей­на не удалось. Он по-прежнему сохранял всю полноту власти в стра­не, манипулируя настроениями населения, хотя и сталкивался с труд­ностями внутреннего порядка: в 1995 г. из Ирака бежали два зятя С. Хусейна; в 1998—1999 гг. были казнены 33 генерала.

С января 2001 г. Ирак усилил обстрелы английских и американских самолетов, чинит препятствия комиссии ООН по выявлению оружия массового поражения. Участились вторжения иракских войск в курдс­кие районы на Севере. В ночь с 17 на 18 февраля 2001 г. самолеты США и Великобритании нанесли бомбовые удары по объектам в 10—30 км от Багдада. Нажим на С. Хусейна усиливался, но результатов это не дает.

После беспрецедентного террористического акта 11 сентября 2001 г. в США обнаружились связи террористов с Ираком. США и их союзник Великобритания начали непосредственную подготовку к ак­циям против Ирака. Ирак включен в группу из 7 государств, которые считаются пособниками международного терроризма. Утверждается, что Ирак ускоренно разрабатывает оружие массового поражения, международные организации требуют допустить международных ин­спекторов в Ирак.

В сентябре 2002 г. начались массированные бомбардировки авиацией США и Англии территории Ирака. 16 сентября 2002 г. Ирак разрешил инспекторам ООН вернуться для продолжения работы, но Запад сомне­вается в искренности намерения Саддама Хусейна. В настоящий момент санкции США против Ирака одобряют 76% американцев. И это несмо­тря на то, что уже в марте 2002 г. на заседании Лиги арабских госу­дарств Ирак официально заявил, что не будет больше покушаться на независимость Кувейта. Сейчас в армии Ирака насчитывается 430 тыс. человек, еще 650 тыс. находятся в резерве.

В марте 2003 г. началась операция многонациональных сил в Ира­ке, она завершилась к концу апреля полным разгромом иракских войск. В истории Ближнего Востока начинается новая глава. Чем за­менят режим Саддама Хусейна, найдут ли в Ираке оружие массового поражения — покажет будущее.

Выводы

/. С1955 г. Египет вся больше склоняется к действиям в русле советской внеш­ней политики. В самой стране это приводит к «социалистическим экспери­ментам», конец которым был положен уже при президенте А. Садате, сделав­шем ставку на развитие рыночных отношений и поощрение частного сектора.

2. Сирия сближается с СССР с 1957 г. Страна не только становится крупней­шим получателем советской помощи, но и создает масштабную государст­венную экономику. Неэффективность ее до некоторой степени маскирова­лась огромной финансовой помощью извне, в том числе со стороны богатых арабских стран.

3. Ливан сохранял до 1975 г. политическую стабильность благодаря уникальной конфессиональной системе. Возросшая с 1970 г. численность палестинцев взо­рвала внутренний мир в Ливане: в 1975 г. там началась гражданская война, в которую оказались втянуты Сирия (в 1976 г.) и Израиль (в 1982 г.). Война завершилась лишь в 1990 г.; в настоящее время предпринимаются попытки компенсировать ущерб от разрушений этой некогда процветавшей страны.

4. Иордания до 1967 г. контролировала Западный берег. После его оккупации Израилем она отказалась от своих территориальных притязаний в пользу ООП. В период сентябрьских событий 1970 г. в Иордании палестинцы были вытеснены из страны. Окончательно все связи с Западным берегом Иордания разорвала в 1988 г. В 1994 г. заключен мирный договор с Израилем, что созда­ет хорошие перспективы для развития Иордании.

5. Ирак долгое время был соперником Египта в борьбе за лидерство на Ближнем Востоке. После свержения монархии в Ираке в 1958 г. началась череда воен­ных переворотов, продолжавшаяся до тех пор, пока в 1968 г. к власти не при­шла партия БААС. Лидер страны С.Хусейн до 1979 г. был лишь министром обороны, но он укреплял силовые структуры и решал многие ключевые вопро­сы в государстве. За это время в Ираке сложился жесткий автократический режим, в 1979 г. С. Хусейн был официально провозглашен президентом. Его поведение на международной арене отличалось непредсказуемостью и поста­вило Ирак к концу XXв. в положение международного изгоя со всеми вытека­ющими из этого последствиями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.