КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг
После объединения Севера и Юга Вьетнам стал одной из ведущих стран региона: укрепились его связи с СССР, в декабре 1978 г. была оккупирована Камбоджа. Вьетнамцы пошли даже на изгнание из Южного Вьетнама этнических китайцев, которые держали в своих руках большую часть розничной торговли. Не могла оказать воздействия на политику Вьетнама и предупредительная акция КНР в феврале 1979 г. Куда весомее оказались экономические аргументы: неэффективность государственной экономики, постепенное сокращение советской экономической помощи, растущее бремя содержания 250-тысячной армии в Камбодже. Тем более что в 1980-е гг. в соседнем Китае начались бурные экономические реформы под руководством Дэн Сяопина. В 1986 г. умер генсек Ле Зуан, «вьетнамский Брежнев». Перед страной открылись пути выхода из кризиса, от наступления которого спасала лишь советская помощь в размере 3 млрд долл. К концу 1989 г. Вьетнам вывел войска из Камбоджи. В 1991 г. VII съезд компартии Вьетнама провозгласил курс на реформы, которые проводились по китайскому образцу. Еще в 1989 г. Вьетнам входил в группу беднейших государств мира. Съезд разрешил свободное предпринимательство, крестьяне получили право на долгосрочное владение землей и даже передачу ее в другие руки в определенных случаях. В результате рыночных реформ был достигнут устойчивый экономический рост — в 1996 г. ВВП вырос на 13%; в последнее время темпы его роста составляют 9% в год. Успешно осуществляется заимст-нование иностранного капитала, наблюдается прирост инвестиций. В настоящее время во Вьетнаме претворяется свыше 2,3 тыс. проектов с участием иностранных фирм, на сумму свыше 35 млрд. долл. Инфляция заметно снизилась: с 600% в 1988 г. до 4—5% в конце 90-х гг. Экономические успехи позволили повысить благосостояние населения, что стало стабилизирующим фактором в этом многонаселенном государстве (там проживают около 80 млн. человек). Сейчас Вьетнам занимает первое место среди государств Азии по экспорту продовольствия, второе место в мире среди экспортеров риса. В 1985 г. проведена денежная реформа, ас 1989 г. ценообразование выведено из-под жесткого государственного контроля. Государство устанавливает лишь цены на электроэнергию, цемент, нефтепродукты и транспорт. В 1990 г. правительство пошло на резкое сокращение многих министерств и ведомств, отменена государственная монополия на закупку риса. В 1992 г. принята новая Вьетнамская Конституция, подтвердившая ведущую роль компартии в обществе. В том же году произошла нормализация отношений с КНР: на состоявшейся в ноябре 1992 г. встрече на высшем уровне стороны заявили об отсутствии у них стремления навязывать друг другу собственные ценности и пути развития. Отношения с США долгое время после окончания войны оставались враждебными. Вьетнам добивался оказания ему экономической помощи как компенсации за ущерб, нанесенный войной; США выдвигали требование предоставить им сведения о 230 американских солдатах, пропавших без вести. К тому же акция Вьетнама в Камбодже вызвала осуждение со стороны США, Японии, Запада и даже стран АСЕАН. Только после вывода вьетнамских войск из Камбоджи появилась возможность отмены экономического эмбарго США в 1993 г. А в 1995 г. урегулированы все спорные вопросы и между странами установлены нормальные дипломатические отношения. В том же году Вьетнам стал полноправным членом АСЕАН. В 2000 г. состоялся визит президента США Б. Клинтона во Вьетнам. В последние годы Вьетнам успешно преодолевает последствия «азиатского кризиса 1997—1998 гг.»; вновь увеличиваются показатели роста ВВП, экспорт, иностранные инвестиции. В 1990-е гг. отношения Вьетнама с Россией переживали спад: взаимная торговля сократилась менее чем до 4% по сравнению с прошлым уровнем. Отношения отягощала и проблема вьетнамских долгов, наконец в сентябре 2000 г. долги были списаны на 85%, а в отношении остальной части договорились, что она будет выплачена Вьетнамом с рассрочкой на 23 года. В марте 2001 г. состоялся визит президента России В.В. Путина во Вьетнам, в ходе которого достигнуты важные договоренности — подписано 7 документов о расширении сотрудничества. А возможности такие есть: только совместная российско-вьетнамская нефтяная компания «Вьетсовпетро» ежегодно добывает во Вьетнаме 100 млн. т нефти, что дает 20% всех валютных поступлений. 22 апреля 2001 г. на съезде Коммунистической партии Вьетнама избран новый генеральный секретарь — Нон Дук Мэн. Он — выпускник Ленинградского лесотехнического института. Его приход к власти рассматривают как проявление готовности Вьетнама к серьезным политическим реформам. Полагают, что изменится отношение к 54 национальным меньшинствам страны, поскольку сам он принадлежит к выходцам из тайской общины. Председателем Национального собрания Вьетнама является Нгуен Ван Ань. В 1987 г. Вьетнам твердо решил вывести свои войска из Камбоджи, что и было сделано в сентябре 1989 г. Одновременно велись переговоры между различными политическими силами в Камбодже, среди которых необходимо выделить следующие: 1) сторонники правительства Хун Сена, поддерживаемые Вьетнамом и СССР; 2)«красные кхмеры» во главе с Кхиеу Самфаном, поддерживаемые КНР; сторонники принца Н. Сианука, бывшего главы государства; 3) сторонники Сон Санна, бывшего премьер-министра при Сиануке. Армия Хун Сена располагала 40 тыс., «красные кхмеры» — 30 тыс., а сторонники Сианука и Сон Санна имели по 10 тыс. войск. На Парижской конференции, завершившейся в октябре 1991 г., принято решение передать власть в стране Высшему национальному совету, в котором правительство Хун Сена располагало половиной мест. Создана Временная администрация ООН в Камбодже, которая стала готовить всеобщие выборы. Выборы состоялись в 1993 г. под контролем ООН, приславшей для этого 16 тыс. войск. «Красные кхмеры» объявили выборам бойкот. Победу одержала партия сторонников Нородома Сианука, получившая 48% голосов; коммунисты Хун Сена набрали 38%. Было создано коалиционное правительство с равноправным участием двух политических сил. Его возглавили два премьер-министра: первый — сын Сианука, Нородом Ранарит, и второй — Хун Сен. В сентябре восстановлена монархия, сам Н. Сианук вновь стал королем 24 сентября 1993 г. Н. Сианук противоречивая и разносторонняя личность — блестящий оратор и публицист, композитор, музыкант, поэт, кинематографист, знаток искусства. Несомненно, он сыграл в истории Камбоджи исключительную роль. Однако отношения между Н. Ранаритом и Хун Сеном не складывались. В июле 1997 г. в результате переворота Н. Ранарит вынужден покинуть страну, а 26 июля 1998 г. состоялись парламентские выборы, по результатам которых партия Хун Сена получила 64 места, а партия Н. Ранарита — 43 места. Это позволило в 1999 г. Н. Ранариту вернуться и занять пост главы законодательной власти, а Хун Сен сохранил контроль над правительством. Одновременно прекратилось сопротивление «красных кхмеров», что, вероятно, связано со смертью самого Пол Пота в 1998 г. Камбоджа стала полноправным членом АСЕАН лишь в 1999 г. В настоящее время страна находится в очень сложном экономическом положении и живет за счет международной помощи; среди стран-доноров главное место занимает Япония. По оценкам ООН, Камбоджа стоит на одном из последних мест в мире (из 174 стран 140-е место), 40% жителей находятся за чертой бедности, в стране процветает торговля «живым товаром»: родители продают детей, чтобы получить немного денег. Ежедневно на противопехотных минах подрываются 30 человек —- это наследие вооруженных конфликтов. Такого числа калек нет, вероятно, ни в одной стране мира. И все же есть некоторые признаки улучшения положения: так, в 2000 г. ВНП вырос на 5,4%, экспорт — на 40%. Правительство Хун Сена добивается постепенного сокращения военных расходов и армии. Увеличиваются средства на здравоохранение и образование, принимаются меры для сокращения уровня бедности в стране. По сравнению с другими странами у Камбоджи есть преимущество — ее этническое и культурное единство, 90% населения — камбоджийцы, 5% — вьетнамцы; 95% населения исповедуют буддизм. Тем прискорбнее происшедшие 29 января 2003 г. волнения между таиландцами и камбоджийцами — дело дошло до пограничных столкновений. Обе стороны сейчас прилагают усилия для исправления положения. В другом государстве региона, Лаосе, после победы левых сил в мае 1975 г. была упразднена монархия, ликвидирована демократия и создана система правления Народно-революционной партии Лаоса. Страна стала Народной Демократической Республикой Лаос — сателлитом Вьетнама. В 1980-е гг. Лаос признал неэффективность государственной экономики и вместе с Вьетнамом начал отход от командно-административных методов управления хозяйством. Реформы в Лаосе также включили использование рыночных рычагов, привлечение в страну иностранного капитала, создание частного сектора. Это позволило улучшить экономическую ситуацию — темпы роста возросли к концу 1990-х гг. до 7% в год. Сейчас лишь 10% экономики находится в руках государства, в 1999 г. страна впервые сумела обеспечить себя рисом. Постепенно в Лаос возвращаются иностранные капиталовложения, снижается инфляция, повышается курс национальной валюты — кипа. С 1991 г. в Лаосе действует Конституция. Парламент — Национальное собрание принимает законы. В апреле 1996 г. состоялся VI съезд правящей партии, который избрал новый состав руководящих органов. Сейчас президентом страны является СР. Натан, премьер-министром — Баннанг Ворачит. Символы социализма — серп и молот с красной звездой — ныне сняты с государственного герба. Страна стала членом АСЕАН в 1997 г. Выводы 1. После Второй мировой войны Франция попыталась вернуть себе колониальную власть в Индокитае, но ей пришлось столкнуться с сильным националистическим движением, которое возглавили коммунисты Вьетнама. Долгая война завершилась в 1954 г.: согласно решению Женевской конференции, Франция покидала Вьетнам, Лаос и Камбоджу; Вьетнам делился на два государства по 17-й параллели. Это казалось временной мерой, так как предполагалось проведение в 1956 г. всеобщих выборов, которые и должны были привести к объединению. 2. Начиная с 1960 г. США стали стремительно скатываться к участию в гражданском конфликте во Вьетнаме: численность американских войск быстро возрастала и достигла к концу 1967 г. 550 тыс. человек. В 1965 г. начались бомбардировки Северного Вьетнама, но конца войны не было видно. С 1969 г. происходило постепенное сокращение американских войск, но масштабы военных действий возрастали; с 1970 г. война перекинулась на территорию соседних стран — Камбоджи и Лаоса; целью США было пресечение помощи с севера. 3. Движение протеста американской общественности принесло свои плоды — правительство подписало в 1973 г. Парижские соглашения о прекращении войны, а американский Конгресс запретил расходование средств на помощь Южному Вьетнаму и Камбодже. Лишившись помощи США, режим в Сайгоне рухнул в апреле 1975 г.; левые силы пришли к власти также в соседних Лаосе и Камбодже. 4. После объединения Вьетнам стал ведущим государством в регионе. В 1978 г. он бросил вызов Китаю, свергнув в Камбодже прокитайский режим Пол Пота, и наладил союзнические отношения с СССР. Однако следование в фарватере политики СССР вело к росту неэффективности экономики; сказалось и постепенное сокращение советской помощи Вьетнаму. 5. В 1990-е гг. Вьетнам изменил политический курс, начав реформы по «китайскому образцу». Это в считанные годы преобразовало страну, экономика стала успешно развиваться, повысилось благосостояние населения. Возрос международный престиж Вьетнама, были выведены войска из Камбоджи, урегулированы спорные вопросы с Китаем и США. Вьетнам вступил в члены АСЕАН.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |