КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Детский туризм до революции
Лекция 7. История детского туризма в России Лекция 6. Туристско-экскурсионная работа в годы советской власти. Образовательные экскурсии в России. Деятельность российского туринг-клуба и дальнейшее развитие туризма в России. Зарождение российского туризма. Становление туристско-экскурсионного дела в России в 18-19вв. Вопросы к семинару. Путешествия при Петре I. Екатерина II - первая покровительница путешествий в России. "План предприемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем" (1777г.) Издание первых путеводителей.
Создание союза велосипедистов-туристов в России. Начало издания первых туристских журналов: "Велосипед", "Русский турист". Их задачи, направления, содержание. Учреждение Российского Общества туристов в 1895г. Становление Общества.
Литература · Усыскин Г.С. "Очерки истории российского туризма. - СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. · Шаповал Г.Ф. История туризма: Пособие. - Мн: ИП "Экоперспектива", 1999.
Основные вопросы темы: Туристско-экскурсионная работа в первые годы советской власти. (1918-1926 годы) Первые годы советской власти были очень трудными для России: гражданская война, голод, разруха. Однако, уже в 1918 году при Народном комиссариате просвещения создается бюро школьных экскурсий.
В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий. Их организаторами и пропагандистами были передовые педагоги А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, декабрист И.Д. Якушкин, работавший в Ялуторовской женской гимназии. Оздоровительное значение для детей прогулок и экскурсий отмечал Г.Ф. Лесгафт. Широкую известность в учительской среде России получила экскурсионная деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе, преобразованной в дальнейшем в учительский институт. Длительное время это учебное заведение возглавлял известный на Кавказе педагог Н.П. Захаров, важным средством обучения считавший экскурсии, на которых закреплялись знания, получаемые на уроках. Уже в конце XIX - начале XX вв. экскурсии стали входить в систему общеобразовательных занятий некоторых учебных заведений. Журнал «Русская школа» писал по поводу экскурсий в школе: «При рекомендуемой нами системе организации и проведения экскурсий будущие поколения с детских лет будут изучать родной край самым разносторонним образом, а потому и будут его любить, так как «чему послужишь, то и полюбишь», говорит пословица. Интеллигенция, найдя живое дело дома, не будет наводнять собою столицы, и молодые люди, пройдя высшее учебное заведение, будут стремиться домой, в родную, знакомую и милую сторону, где у них уже есть свое дело. Они будут любить свои далекие уголки, заботиться о подъеме истинной культуры на далеких окраинах широкой Руси, они будут горячими патриотами, потому что будут знать свою родину и привыкнут служить ей с малых лет по мере своих сил и способностей». Вопросам организации экскурсий среди учащихся стали посвящать многочисленные статьи в журналах и педагогических изданных, книгах. «В некоторых государствах Европы образовательные экскурсии учащихся успели войти в учебно-воспитательную систему: их давно рассматривают как могучее образовательное и воспитательное средство, коим прекрасно можно практически знакомить молодое поколение со строем жизни, с нравами и обычаями, с чудесами современной техники и с окружающими явлениями природы, развивать в нем эстетическое чувство. любовь к Родине и ее истории, вообще отзывчивость к высшим интересам духа. Важное значение образовательных экскурсий учащихся призвано в последнее время и нашим Министерством Народного Просвещения. Вопрос о правильной постановке и устройстве ученических поездок был подвергнут внимательному рассмотрению и, насколько нам известно, решен в утвердительном смысле, экскурсии включены в число необязательных занятий во время каникул и даже уделено несколько дней из учебного времени, посвящая эти дни экскурсиям в окрестностях города, осмотрам музеев, выставок и тому подобным разумным развлечениям, а с прошлого учебного года начальникам учебных заведений рекомендовано заботиться об организации ближних и дальних ученических экскурсий, предварительно обсудив этот предмет в педагогических советах. И мы знаем — педагогические советы охотно откликнулись на этот призыв, внимательно обсуждали организацию учебных образовательных экскурсий со стороны их плана, места и времени практического осуществления. В ведомстве военно-учебных заведений этот вопрос также считается очень важным и имеющим весьма существенное значение в учебно-воспитательном деле, а в некоторых учебных заведениях экскурсии эти уже нашли широкое практическое применение. На практические занятия, в том числе и на экскурсии, с прошлого года ассигновывается в каждое заведение определенная сумма в размере 2 рублей на каждого воспитанника в год, и выдаются от казны прогоны и суточные деньги лицам, сопровождающим воспитанников в дальние поездки. Одним из самых лучших средств развлечь молодежь и поднять в ней бодрость духа, по общему признанию, являются дальние поездки по России. Действительно, нельзя в достаточной мере не оценить все разнообразно-плодотворное влияние, какое поездки эти могут оказывать на душевное настроение, умственное развитие и даже на здоровье учащихся, тесно связанное с их расположением духа. Прежде всего — благодаря образовательным экскурсиям может установиться самая тесная связь между учащимися и воспитывающим их учебным заведением — связь, отсутствие которой всегда сопровождается печальными результатами для учащихся. Чтобы успешно воспитывать молодежь, необходимо внушить ей расположение и доверие к воспитателю, а это расположение и доверие приобретается только действительным участием заведения, или, в частности, воспитателя к сердечным потребностям воспитывающихся: когда ребенок или юноша убеждается. что учебное заведение. кроме обыкновенных классных занятий, заботится также о его полезных развлечениях. старается наполнить приятным и поучительным содержанием его дни досуга и скуки, и когда он приучается смотреть на свое заведение как на родную, заботливую семью, а на воспитателей, как на своих близких друзей, тогда и пребывание в заведении становится приятным, оставляет на всю жизнь в учащихся светлые мысли о своих школьных годах, а теплое и благодарное воспоминание о заботливых воспитателях составит отраду всей последующей жизни. Кроме того, занимая досуг молодежи, всегда ищущей какого-нибудь занятия, интересными для нее поездками, прогулками, работами или играми, воспитатель спасает эту молодежь от губительного врага человека — безразличия и праздности, а они-то и вызывают дурные привычки и даже пороки, которые убивают здоровье хуже самых трудных занятий, в этом-то, кажется, и надо видеть одну из причин, почему между молодежью встречается так много хилых, бесхарактерных и отсутствие в них внутренней дисциплины и серьезного взгляда на свои обязанности. Поездки по России, разумно направленные, имеют еще и то незаменимое значение, что они могучим образом поднимают в молодой душе живое чувство к Родине, знакомят, не по книгам только, а лицом к лицу с родною природой, родным народом, народной историей, родными святынями и родной промышленностью, раскрывают всю широкую картину мощи Русской земли, приучают любить и уважать свое отечество, его героев и подвижников в разных сферах жизни и вместе с тем наполняют пробуждающийся впечатлительный ум подрастающего поколения огромным запасом разно роднейших знаний и впечатлений, воспринимаемых в живом осязательном виде, а не в форме книжных представлений, искусственно навязываемых уму. Рассматриваемые с этой стороны, ученические экскурсии — лучшая школа патриотизма, любви к природе и ее Божественному Творцу. С гигиенической точки зрения ученические поездки, даже в течение только 3-4 недель, несравненно полезнее для здоровья, нежели жизнь только в городе, но даже на пригородной даче. Особенно это нужно сказать про поездки по большим русским рекам, например по Волге, или морям, где летние путешествия обыкновенно проходят при самых благоприятных условиях. Вообще путешествия и экскурсии учащихся в каникулярное время есть лучшая форма отдыха, восстанавливающая здоровье и обогащающая опыт и знания. Нельзя не согласиться и с тем, что подобные экскурсии весьма полезны и в смысле развития духа товарищества, давая возможность поддерживать связь между заведениями и приучая молодежь быть радушными, предупредительными и умелыми хозяевами, — приветливыми, внимательными и признательными гостями. Но чтобы ученические экскурсии приносили молодежи ту пользу, о которой только что была речь, надлежит дать им правильную организацию. Прежде всего — руководителем экскурсий должен быть человек знающий, опытный и любящий дело: предварительно поездку следует подробно обсудить и точно определить ее план, наметить предметы осмотра и познакомить с ними экскурсантов: число экскурсантов в партии не должно быть слишком велико. например. не более 30. Выбор экскурсантов должен быть предоставлен педагогическому совету — по преимуществу из воспитанников хороших по успеваемости и поведению. любознательных. выносливых ІІ способных совершать экскурсии: при этом желательно, чтобы хотя несколько воспитанников вели дневники, в которые бы заносили свои впечатления от поездки, и вели общие очерки виденного. а сами осмотры производились бы обстоятельно, а не поверхностно. Нужно всеми мерами заботиться о том, чтобы приучить экскурсантов смотреть на поездки не как на забаву и прихоть, а как на дело серьезное, но при этом обращать внимание, чтобы учащиеся чрезмерно не утомлялись и не голодали». Большой вклад в становление экскурсионной работы с учащимися внесло существовавшее с 1902 г. «Кавказское горное общество в Пятигорске» (КГО) под руководством Р. Лейцингера. Общество взяло на себя организацию научно-воспитательных экскурсий по Кавказу для учащихся средних учебных заведений и предлагало следующее: 1) составление подробных маршрутов и смет, считая исходным пунктом Пятигорск; 2) предоставление бесплатного опытного руководителя: 3) предоставление льготного проезда, где на это было предоставлено право членам общества; 4) бесплатную остановку и ночлег в бараках и горных хижинах, принадлежащих обществу, и в казенных зданиях, на которые имеется разрешение властей; 5) собирание древесных пород, рыбную ловлю и охоту в местностях, на которые имеется разрешение; 6) безвозмездную выдачу всевозможного рода советов, справок и льготных документов. В 1906 г. издается брошюра Р. Лейцингера «Несколько слов об ученических экскурсиях», которая высылается в Министерство народного просвещения, а затем — во все учебные округа и 640 учебных заведения России. А в 1907 г. Р. Лейцингер открыл в своей усадьбе «Ученический приют КГО, который принимал до 250 учащихся одновременно, причем за проживание в приюте денег не брали, наоборот, помогали консультациями, снаряжением, закрепляли за группой опытного гида. Это направление деятельности КГО нашло полную поддержку в Российском обществе туристов, при котором в 1907 г. была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России». Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся. совершающих групповые экскурсии, несколько менялись. но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г. Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1910 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные н губернские земства. начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа — «Ученические экскурсии». Московское губернское земство обеспечивало экскурсантов завтраками и ужинами на сумму 14 коп в день на человека, взяло на себя оплату осмотра учреждений, входивших в экскурсионный маршрут, проезда на пароходе по Москве-реке в размере 5 коп. на человека в день и половину стоимости проезда по железным дорогам, что составляло примерно треть всей суммы расходов, остальные 2/3 приходились на родителей, попечителей школ и др. Всего услугами земств Московской губернии в 1914 г. воспользовались 393 школы. Почти 14 тыс. школьников посетили Москву, где познакомились с Кремлем, Оружейной палатой, Этнографическим музеем, художественной галереей, аэродромом, панорамой «Бородино» и др. Наиболее значительной в развитии экскурсионного дела в сельских школах была роль Московского уездного земства. Например, в 1913 г. оно способствовало проведению экскурсий из 152 школ Московского уезда (75% всех школ); в них приняло участие 40 процентов учеников — 6708 человек. Среди уездных земств других губерний Центральной России выделялось своим отношением к экскурсиям для учащихся Ростовское Ярославской губернии, из года в год увеличивавшее ассигнования на экскурсионную работу. Если в 1912 г. выделялась на экскурсии сумма 300 руб., то в 1914 — уже 500. Росло также число школ, совершивших экскурсии, и число участников: 1912г. - 23 школы (213 участников), 1914 - 40 (900). К 1914 г. Ростовское уездное земство организовывало экскурсии почти в половине школ уезда. Оно заблаговременно высылало во все школы анкеты, которые давали возможность выяснить перспективы предстоящего экскурсионного сезона, и затем выделяло средства прежде всего для школ, впервые совершавших экскурсии, а также расположенных в удаленных глухих районах уезда. Кроме того, земская управа заключала соглашения с организациями на оказание помощи экскурсантам в дороге и при осмотре достопримечательностей городов. Известен вклад и ряда других земств в развитие экскурсионного дела в школах. Так, Саратовское уездное земство в 1914 и 1915 г. выделяло для экскурсий по 1000 руб., в 1914 г. Пермское ассигновало 500 руб., а Нижегородское губернское земство отпустило 2000 руб. на «летние занятия по родиноведению». Однако чаще всего суммы, выделяемые уездными земствами для организации экскурсий, составляли 100-200 руб., губернские же в большинстве своем ограничивались созданием условий по приему школьных экскурсий с периферии. В 1910-е гг. в России начали издаваться три «специальных» журнала, посвященных экскурсионному делу: «Экскурсионный: вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, о чем говорит и его название, то два других вопросам развития экскурсионного дела в учебных заведениях России уделяли меньше внимания, однако постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др. Ведущим экскурсионным журналом к середине 1910-х гг. становится «Русский экскурсант», издававшийся членами Ярославской экскурсионной комиссии, основанной Ярославским педагогическим обществом. Популярность его среди сторонников экскурсионного дела была высока еще и потому, что к работе редакционной коллегии журнала привлекались специалисты многих других городов России: Москвы и Петрограда, Киева и Саратова, Ростова-на-Дону и Владивостока. Среди большой группы представителей Москвы значилось имя Н.А. Гейнике, а среди петроградцев — Б.Е. Райкова — ведущих теоретиков российского экскурсоведения. Журнал «Русский экскурсант» сохранил и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся. Все они группировались в 8 типов: 1) историко-археологические, 2) историко-литературные, 3) естественноисторические, 4) на фабрики и заводы, 5) художественно-географические и этнографические, 6) экскурсии трудовой помощи, 7) общеобразовательные и бытовые, 8) экскурсии отдыха и развлечений (Ярославское совещание по вопросу об экскурсиях, 1916). Приведенная экскурсионная классификация, без сомнения, сегодня вызывает целый ряд серьезных возражений, но нельзя забывать, что это был первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися, и ее несовершенство вполне объяснимо. Война, начавшаяся в 1914 г, отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось число дальних экскурсий, но продолжали совершаться ближние, по территории своих губерний. В 1915-1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств. Первой министром народного образования была подписана новая программа для высших начальных школ. В объяснительной записке к программе указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по несколько полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения. Серьезным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий, С развитием экскурсионного дела рос и интерес, особенно среди учителей, к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть в основном из журналов «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Труды общества землеведения», где освещались вопросы географических экскурсий, «Естествознание и география», «Русская школа» и ряда других изданий, в достаточно большом количестве выходивших в различных губерниях России: «Известий Вологодского общества изучения Северного края», «Известий Общества изучения Олонецкой губернии», «Бюллетеня Харьковского общества любителей природы», «Известий Архангельского общества изучения Русского Севера» и др. Родители, образовательные учреждении, местные органы власти оказывали помощь в развитии ученических экскурсий, но говорить о государственной поддержке этого нового явления еще нельзя, хотя было сделано немало.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |