Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИТ экономическо-управленческой сферы применения

Тема 3. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Одним из важнейших критериев классификации информационных технологий, способных повлиять на выбор той или иной системы, является сфера применения данной технологии. В зависимости от сферы применения можно выделить ряд классов информационных технологий и систем.

В экономико-управленческой деятельности предприятия информационные технологии могут применяться для выполнения задач бухгалтерского учета, страховой, банковской, налоговой, аудиторской и другой деятельности.

Бухгалтерская информационная система создается для получения и систематизации информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия. Любая бухгалтерская ИС обладает функциями сбора и регистрации хозяйственной информации, ее накопления и хранения и формирования отчетной бухгалтерской документации. Нередко бухгалтерская ИС фирмы представляет собой подсистему единой интегрированной системы управления предприятием. Именно бухгалтерская подсистема является наиболее важной, так как выполняет ведущую роль в управлении потоком информации, направлении ее во все подразделения предприятия, а также заинтересованным лицам вне его. В силу специфики российской системы бухгалтерского учета системы, предназначенные для его автоматизации, занимают доминирующее положение.

Разработчиками бухгалтерских ИС являются следующие отечественные фирмы 1С, Парус, ИнфоСофт, ДиаСофт, Бэст, Турбобухгалтер и др.

В банковской деятельности информационные технологии выполняют, прежде всего, поддерживающую и развивающую функции — начиная с автоматизации простейших банковских операций (транзакций) до моделирования самого банка и его бизнес-процессов с последующим их совершенствованием или реинжинирингом. Специфика банковской деятельности приводит к появлению ряда особенностей, характерных для систем, создаваемых в этой сфере. В зависимости от выполняемых операций банковские информационные технологии подразделяются на три уровня.

Верхний уровень — модули и подсистемы, выполняющие ввод и первичную обработку информации, а также обеспечивающие взаимодействие банка с клиентами.

Средний уровень — функциональные модули внутрибанковской деятельности.

Нижний уровень — так называемое бухгалтерское ядро, т. е. модули и подсистемы, выполняющие, прежде всего, основные функции бухгалтерского учета. В свою очередь внутри каждого из этих уровней (по аналогии с информационной технологией вообще) выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. Обеспечивающие подсистемы организуют связь и коммуникации, защиту информации и т. п. Функциональные подсистемы отвечают непосредственно за бизнес-процессы банка и задачи, непосредственно касающиеся банковской деятельности.

Следующая область экономической сферы деятельности человека, в которой активно внедряются и применяются информационные технологии, — страхование.

В данной сфере автоматизации, прежде всего, подвергаются процессы непосредственного взаимодействия страхователя с клиентом (заключение и расторжение договора страхования, расчет тарифных и резервных ставок и т. п.). В последнее время широкое распространение в страховой деятельности получили системы поддержки принятия решений и подобные им программные комплексы. С помощью таких программ страхователь может выявить потенциальные риски по каждой сделке (например, с достаточно высокой достоверностью выявить потенциального мошенника).

Еще один весьма интенсивно развивающийся сектор приложения ИТ — маркетинговая деятельность. Автоматизация информационных процессов в сфере маркетинга является крайне важным конкурентным преимуществом. Автоматизированная система маркетинга, как правило, включает в себя ряд подсистем, предназначенных для обеспечения принятия маркетинговых решений высшим руководством фирмы и проведения маркетинговых исследований.

Примером систем, автоматизирующих и оптимизирующих маркетинговую деятельность на предприятии, являются CRM-системы (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами). Системы такого класса позволяют собирать, хранить и анализировать весь комплекс информации о клиентах для наиболее полного удовлетворения их потребностей, что, в свою очередь, ведет к повышению лояльности клиентов и увеличению числа повторных продаж. В программе обычно хранится полная история взаимоотношений с каждым клиентом (история заказов, переговоров, встреч и т. п.). При ее использовании автоматизируются рутинные операции работы менеджеров (электронная рассылка, генерация стандартных документов, подготовка отчетов); кроме того, CRM-системы позволяют фиксировать источник появления клиента и причины выбора им поставщика — на основе этих данных можно анализировать эффективность маркетинговой политики фирмы. С помощью программы такого класса менеджер может эффективно управлять ведомыми им проектами. Каждый проект делится на ряд стадий, для каждой из которых в свою очередь определяются задачи, отображаемые на различных видах сетевых графиков.

CRM-системы позволяют оперативно генерировать отчет с любым срезом данных, в том числе и плановые объемы продаж по каждому менеджеру. Для каждого клиента в системе фиксируются планы по закупкам на будущие месяцы. С помощью системы руководитель предприятия может давать задания подчиненным и контролировать ход их выполнения.

В сфере управления инвестициями разработаны и применяются специальные программные комплексы, позволяющие рассчитывать инвестиционный проект финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывать финансовый раздел бизнес-плана предприятия.

Например: Project Expert (Pro Invest Consulting), Альт-Инвест (Альт)

Традиционная коммерция в современных условиях также немыслима без активного использования ИТ. В первую очередь автоматизации подвергается сфера обращения — в отношениях между торговыми организациями и покупателями широко используются средства сети Интернет, с их помощью автоматизируется управление товародвижением, проводится мониторинг рынка. Предпринимательские структуры, использующие средства Интернет, получают прямой выход на новые рынки сбыта, возможность наращивания сбытовых сетей.

Наиболее известными являются следующие разработчики: 1С, Интелект-Сервис, ИнфоСофт, Информатик и др.

Одной из наиболее изученных и легко поддающихся автоматизации сфер деятельности является делопроизводство и документооборот на предприятии. Современная система автоматизации документооборота и делопроизводства позволяет интегрировать технологии делопроизводства организации в единый процесс, обеспечить совместное скоординированное использование автоматизированных методов сбора, обработки, хранения и передачи информации, представленной в любом виде (текстовом, графическом, аудио, видео).

В настоящее время в организациях используются следующие виды систем, ориентированных на делопроизводство:

• система обработки изображений документов, предназначенная для ввода, обработки, хранения и поиска графических образов документов;

• система оптического распознавания символов, переводящая бумажные документы в электронную форму в виде текстового файла;

• система управления документами, выполняющая функции автоматического индексирования, поиска, организацией доступа, контроля версий и защиты документов;

• система автоматизации коллективной работы с документами, включающая в себя рассылку, маршрутизацию, репликацию и совместное использование документов;

• система автоматизации деловых процедур, предназначенная для создания сложных прикладных подсистем коллективной обработки документов в процессе осуществления конкретных бизнес-процессов организации.

Достаточно близко к делопроизводству лежит область кадрового учета. В данной сфере наиболее распространены системы, представляющие собой базы данных со встроенными средствами поиска. С помощью таких программ специалист отдела кадров может вести полный учет всех сотрудников предприятия, анализировать эффективность деятельности каждого из них и выбирать наиболее подходящих кандидатов для собеседования или приема на вакантную должность на основе присланных резюме.

В последние годы весьма популярным направлением, возникшим на стыке управления и информатики, является так называемый реинжиниринг бизнес-процессов, т. е. радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов организации с целью значительного улучшения наиболее важных показателей его деятельности. Подобное мероприятие немыслимо без широкого использования современных информационных и компьютерных технологий. Системы, ориентированные на проведение реинжиниринга, должны охватывать все его этапы:

• стратегическое планирование, т. е. выяснение предназначения предприятия, его целей и задач, показателей эффективности;

• описание бизнес-архитектуры организации (выявление основных деловых процессов, взаимосвязей, возникающих между структурными подразделениями и сотрудниками в процессе их выполнения);

• функциональное моделирование деловых процессов.

В настоящее время существует спектр методик моделирования бизнес-процессов (IDEF, SADT и ряд других). Все существующие программные пакеты, предназначенные для моделирования, так или иначе ориентированы на одну их этих методик или поддерживают сразу несколько (например, такие пакеты, как BPWin или Rational Rose).

Одним из основных инструментов в работе юридических служб, а также бухгалтеров и руководителей различного уровня являются справочно-правовые системы, поскольку для принятия корректных решений необходимо опираться на актуальную информацию об изменениях законодательства и новые редакции нормативных актов. Такие системы содержат постоянно пополняемый и обновляемый свод нормативных актов федерального и регионального уровня, комментарии к ним, справочную информацию экономического характера, формы документов и т. д.

Среди основных функций справочно-правовых систем можно назвать предоставление доступа к текстам нормативно-правовых актов и других документов, осуществление нескольких видов поиска документов или конкретных сведений (в том числе, поиск по реквизитам документа, по запросу, поиск с помощью фильтрации и т. д.), установку закладок в тексте документов и т. д..

В сфере управления предприятием все большее распространение получают системы комплексной автоматизации предприятия, включающие в себя подсистемы учета, анализа и планирования производства, сбыта, планирования и финансирования — бюджетирование и привязку необходимых ресурсов ко всем видам бизнес-процессов предприятия, а также анализ отчетности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологии передачи и представления информации | ИТ социально-культурной сферы применения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.