Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление окружающей средой и природными ресурсами на муниципальном уровне

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения в числе прочих отнесены:

· обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

· регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов;

· участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Компетенции органов местного самоуправления закреплены также в законе «Об охране окружающей среды» и отраслевых законах («О недрах», Водном кодексе, Лесном кодексе, «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых территориях», «Об отходах производства и потребления» и др.). В части не противоречащей Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» действительны полномочия предоставленные Законом РФ «О местном самоуправлении в РФ» (1991 г.).

Орган местного самоуправления, отвечающий за охрану окружающей среды и использование природных ресурсов на территории муниципального образования в соответствии с основными направлениями региональной политики, действующим законодательством и имеющимися полномочиями выполняет следующие функции:

1. Разрабатывает местные планы действий по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов на территории муниципального образования.

2. Вносит предложения в Администрацию субъекта Федерации и территориальные органы МПР для включения в экологические программы, соответственно, регионального и федерального значения.

3. В соответствии с действующим законодательством принимает участие в осуществлении экологического контроля за деятельностью всех хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.

4. Совместно территориальными органами МПР составляет протоколы по фактам выявленных экологических правонарушений и принимает меры для привлечения виновных к административной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

5. Согласовывает планы природоохранных мероприятий на территории муниципального образования, контролирует их выполнение.

6. Участвует в выборе площадок под строительство хозяйственных объектов и приемке объектов в эксплуатацию.

 

Лекция 11. Система экологического менеджмента на предприятии

 

В соответствии со стандартом ISO 14001:2004 система экологического менеджмента (СЭМ) – это часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики (рис.3.3).

Структура СЭМ на предприятиях газовой отрасли должна учитывать существующую в дочерних Обществах двухуровневую систему управления производством. Первый уровень - СЭМ всего Общества, в которой природоохранная служба выделена в отдельное подразделение - Отдел охраны окружающей среды во главе с его руководителем.

Второй уровень - СЭМ филиалов Общества, в которых специализированная экологическая служба отсутствует, а экологический менеджмент осуществляет отдельный квалифицированный специалист - эколог филиала, уполномоченный решать экологические задачи.

Система экологического менеджмента ООО «Кавказтрансгаз» включает следующие основные документы:

· экологическая политика Общества;

· руководство по применению СЭМ;

· ранжированный перечень значимых экологических аспектов;

· целевые и плановые экологические показатели;

· программа природоохранных мероприятий;

· номенклатура документов СЭМ;

· повышение квалификации и экологическая подготовка сотрудников;

· обращениязаинтересованных сторонпо экологическим вопросам;

· программа производственного экологического контроля;

· программа производственно-экологического мониторинга;

· программа аудита СЭМ;

· акты экологических проверок и контроль за исполнением;

· анализ СЭМ со стороны руководства, предложения по совершенствованию СЭМ;

· годовой отчет о природоохранной деятельности.

Кроме этого, СЭМ Общества включает документы, регламентирующие специальное природопользование, вопросы выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, обращения с отходами и др.


 

Рис. 3.3. Модель системы экологического менеджмента ООО «Кавказтрансгаз» и соответствующее нормативно-правовое обеспечение (номера пунктов указаны по стандарту ISO 14000:2004)


СЭМ в филиалах ООО «Кавказтрансгаз» представлена следующими документами:

· обязательства экологической политики;

· ранжированный перечень значимых экологических аспектов;

· целевые и плановые экологические показатели;

· программа природоохранных мероприятий;

· план природоохранных мероприятий и отчет о выполнении;

· номенклатура документов СЭМ;

· план-график аналитического контроля;

· акты экологических проверок и отчет об устранении несоответствий.

Кроме этого, в филиалах находятся документы, регламентирующие специальное природопользование, вопросы выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, обращение с отходами и др.

Нормативно-методическую основу системы экологического менеджмента в ООО «Кавказтрансгаз» составляют четыре блока нормативно-методических документов:

I. Международные и Российские стандарты в области систем экологического менеджмента:

· ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;

· ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

· ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»;

· ГОСТ Р ИСО 14031-2001. «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования»;

· ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь».

II. Нормативно-методические документы ОАО «Газпром»:

· ВРД 39-1.13-011-2000 Концепция системы управления охраной окружающей среды на объектах ОАО «Газпром» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14000.

· ВРД 39-1.13-012-2003 Система менеджмента охраны окружающей среды ОАО «Газпром». Требования и практические рекомендации к разработке нормативной документации по этапам создания, внедрения и совершенствования систем управления охраной окружающей среды в ОАО «Газпром».

III. Стандарты организации (СТО) ООО «Кавказтрансгаз»:

· «Порядок составления и принятия экологической политики»;

· «Порядок идентификации экологических аспектов»;

· «Порядок разработки целевых и плановых экологических показателей, программ и планов природоохранных мероприятий»;

· «Первичная отчетность по охране окружающей среды»;

· «Порядок информационного взаимодействия и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды»;

· «Требования и порядок проведения мониторинга и измерений, связанных с охраной окружающей среды»;

· «Порядок проведения аудита системы экологического менеджмента»;

· «Оценка эффективности природоохранной деятельности»;

· «Требования и порядок управления документацией, связанной с системой экологического менеджмента»;

· «Положение о производственном экологическом контроле»;

· Руководство по системе экологического менеджмента».

IV. Нормативно-методические документы филиалов Общества:

· инструкция по охране окружающей среды на КС;

· инструкция по охране окружающей среды на производственных объектах ОПС;

инструкция по охране окружающей среды на АГНКС;

· инструкция по охране окружающей среды на ГРС;

· инструкция по охране окружающей среды на объектах вспомогательных служб.

 

Модуль 4. Управление водными ресурсами

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Управление окружающей средой и природными ресурсами на региональном уровне | Лекция 12. Экологические проблемы водопользования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.