Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция римского права

Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифоло­гическим характером. Нормы светского права применялись только в составе религиозных запретов. Роль толковате­лей, комментаторов древнего права принадлежала жрецам-понтификам, являвшимся одновременно и судьями. Важным средством правового регулирования были законы римских «царей», несомненно, обладавших судебными функциями (согласно преданиям самыми первыми являлись законы Ромула, отно­сившиеся к VIII в. до н.э.). Правопорядок в римском обще­стве регулировался общими предписаниями (fas), имевшими божественное происхождение и не подлежавшими оспарива­нию, и (jus) – человеческими правоустановлениями. Право того (доклассического) периода характеризовалось влиянием общинных от­ношений, примитивностью основных институтов, строгим формализ­мом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима – квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным правом.

Обычно в литературе выделяют три основных периода развития древнеримского права:

¨ архаи­ческий или доклассический (VI – сер. III в. до н.э.);

¨ классический (III в. до н.э.– III в. н.э.);

¨ постклассический (IV–VI вв. н.э.).

По мере развития римского общества, трансформации социальной струк­туры и эволюции государственно-политического строя потре­бовалось создание правовых источников, отра­жавших новые реалии. Таким источником стали Законы XII таблиц, созданные в середине V в. до н.э. комисси­ей патрициев-децемвиров. Законы были начертаны на двенадцати дос­ках и выставлены на центральной площади Рима (Форуме) для всеобщего обозрения. В оригинале они не дошли до нас, поэтому современные исследователи могут анализировать лишь фрагменты двенадцати таблиц, сохранившиеся в сочинениях древниx авторов.

Законы отличались формализмом, казуистичностью и наличием религиозно-правовых представлений. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, отно­сящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы стали классическим образцом цивильного (квиритского) права, применявшегося, как говорилось, только к лицам, обладавшим римским гражданством. Борьба плебеев против патрициев завершилась приобщением первых ко всем привилегиям, предусмотренным цивильным правом.

Значительная часть статей этого источника посвящалась отно­шениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права (собственно римское право делится на пуб­личное (jus publicum) – право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста классического периода, относится «к положению римского государ­ства», и частное (jus privatum), от­носиящееся «к выгоде отдельных лиц»).

Важнейшей тенденцией, зак­репленной в Законах, стало первоначальное закрепление частной собственно­сти и постепенное признание ее неприкосновенности. Частная собственность уже охранялась Законами, и преступле­ния против нее жестоко наказывались. Одна­ко община в течение длительного времени продолжала сохра­нять право верховного контроля над имущественными сдел­ками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике об­ряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в при­сутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совер­шались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель «накладывал руку» на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использование меди подтвер­ждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество еще не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции.

В архаический период в Риме не было выработано юриди­ческой категории для обозначения собственности. Тогда при­менялся термин dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые вообще не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в инди­видуальном обладании – например, предметы божественного права. Основное богатство, которым считалась пахотная земля, считалась обществен­ным достоянием. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервиту­ты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д.

Важное место в Законах XII таблиц отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи находился глава семейства (pater familias), обладавший практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвласт­ными, которых называли агнатами). Распоряжаться всем имуще­ством мог только отец. Лишь после его смерти сыновья полу­чали равные доли наследства и могли вести самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства. Но впоследствии власть главы семьи над детьми постепенно ослабевала.

Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником воз­никновения обязательств могли служить договоры и правона­рушения (деликты). Законы XII таблиц регули­ровали договоры займа, купли-продажи, аренды, найма, по­клажи и др. Для действительности договора было необходимо: согласие обязанных сторон, которое не должно быть порож­дено насилием или обманом; соответствие договора праву (закону). В архаический период договоры носили односторонний характер, то есть правом требования по вы­полнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед кредитором не только своим имуще­ством, но и личной свободой (при неуплате долга он превра­щался в раба кредитора). В течение 60 дней должника три раза вы­водили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга, которую могли погасить сородичи. Впоследствии долговое рабство превратилось в предмет острой полити­ческой борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия: теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом.

К важнейшим достижениям архаического римского права (несмотря на многие ро­довые пережитки) можно, таким образом, отнести как минимум пре­одоление религиозности и мифологизма; появление письменных источни­ков права; легальное закрепление частнособственнических прав; первичную разработку юриди­ческой терминологии.

Благодаря этим новациям стал возможен расцвет римской юриспруденции в классический период. В Риме в 367 г. до н.э. была учреждена должность претора как помощника консула для решения внутригородских проблем. Жестко скованное традициями цивильное право с IV–III вв. до н.э. стало корректироваться новым источником права – преторскими эдик­тами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным право­отношениям, вызванным ростом товарного производства, товаро­обмена, банковских операций и пр. Законы XII таблиц перестали отражать потребности римского обще­ства в правовом регулировании различных сфер жизнедея­тельности. А эдикты фактически содержали в себе норму права, предписывая судьям, какое решение следует вынес­ти по тому или иному делу. Каждый последующий претор подтверждал эдикты своего предшественника и со­здавал новые. Значение претора в судопроизводстве возрастало по мере сокращения компетенции понтификов, и вскоре за ним закрепился статус «лучшего знатока права». Уходит в прошлое юридический формализм, вводятся принципы «равенства сто­рон», «доброй совести» и «справедливости».

В 242 г. до н.э. дополнительно учреждается особая должность перегринского пре­тора – для рассмотрения споров между римскими гражданами и перегринами. Перегринский претор не был скован рамка­ми квиритского права, что позволяло ему создавать новые формы судебных исков, в большинстве случаев опира­вшиеся на «право народов», отличавшееся рационалистическим подходом. Роль преторов как создателей новых норм права обусло­вила название этого периода в истории римского права – преторское право.

Так как судебный процесс всецело опреде­лялся теперь формулой претора, то он стал называться фор­мулярным – взамен архаичного легисакционного. Официально формулярный процесс был введен в судопроизводство в период с 149 по 123 гг. до н.э., и судьи обязаны были следовать преторскому предписанию.

В классический период деление вещей на манципируемые и неманципируемые отступает в прошлое. Разрабатывается категориальный аппарат вещного права. Важнейшей конструкцией вещного права становится владение. Под ним понималось фактическое господство над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (то есть пользо­ваться, извлекать выгоду). Институт владения затрагивал в основном сферу поземельных отношений. Когда фактическое обладание совпадало с правом распоряжения, возникало пра­во собственности. Закон устанавливал и новые сроки давности. При Юстиниане (VI в.) срок давностного приобретения устанавливался в три года для движимых вещей и 10 лет – для недвижимых, если прежний собственник и вла­делец по давности проживали в одной провинции, или 20 лет, если они проживали в разных провинциях. Еще одной новой категорией вещного право стала держание, пред­ставлявшее собой результат договора найма. Новая формула собствен­ности получила название преторской, или бонитарной. Важнейшая роль претора проявилась в том, что он взял на себя функцию защитника плебейской собственности, а также собственности перегринов что спо­собствовало разрешению противоречия в римской конструк­ции собственности архаического периода, когда легитимны­ми правами собственников обладали только патриции. Классический период также ознаменовался окончательным ста­новлением частной собственности на землю: в 111 г. до н.э. был издан закон, запретивший передел земельной собственнос­ти. Римские юристы придавали большое значение способам приобретения собственнических прав. Архаическая манципация уступала место (traditio), что означало передачу факти­ческого владения вещью приобретателю от отчуждателя.

В классический период продолжают развиваться различные сервитуты: личные и вещные; городские и сельские; краткосрочные и пожизненные. Распространенной категорией римского вещного права классического периода стал узуфрукт, который означал пра­во пользования вещью и пра­во потребления ее плодов. Узуфруктуарий за­щищался законом не только от нелегитимных претензий тре­тьего лица, но и от самого собственника.

Римское классическое обязательственное право разделяло все договоры на вербальные и литтеральные; реальные и консенсуальные. Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого еще во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке). Позднее возникли литеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве.

Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры, которые характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а лишь с момента передачи вещи. К таким контрактам, напри­мер, относились договоры хранения, договоры займа, договоры ссуды. При консенсуальном же договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

Еще с архаического периода в Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

· правильный, или брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа. Священный брак представлял собой религиозную цере­монию, во время которой жених и невеста съедали жертвен­ную лепешку в присутствии жреца-понтифика и свидетелей, которых должно было быть не менее десяти человек.

· брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

· брак sine manu – без власти мужа или «неправиль­ный» брак.

«Неправильный» брак всегда предполагал более либеральный ста­тус древнеримской женщины: она имела право распоряжаться своим иму­ществом и вступать в различные сделки. Но такой брак необхо­димо было ежегодно возобновлять, для чего жена должна была отлучаться из дома три ночи подряд – иначе брак пере­растал в «правильный» с традиционной властью мужа. Именно этот брак становится господствующим в классический период. Обязательным условием установления брачных отноше­ний также признается свободно выраженное согласие брачующихся – как же­ниха, так и невесты. Развод также стал свободным. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Издержки со­вместной жизни нес муж, но он был вправе и распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. В области семейных отношений наметилось и разло­жение патриархальной семьи, показателем чего стало ослаб­ление власти отца над подвластными. Убийство детей было признано преступлением; сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество; был упрощен порядок усы­новления внебрачных детей.

Радикальные измене­ния происходят в постклассический период, когда мораль, нравственность, семья становятся индикаторами системного кризиса импе­рии и рабовладельческого строя в целом. Римские императо­ры предпринимали меры финансового, социального, мораль­ного характера в целях укрепления семейных устоев. Император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить обязательный брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не со­блюдался. Впоследствии неженатые мужчины не могли вступать в права наследства, а женатые, но бездетные могли наследовать лишь половину полагавшегося им по закону имущества. Статус женщины в семье становится еще более демократич­ным: исчезает опека над взрослыми женщинами, и они наделяются рядом дополнительных имущественных прав. Большую самостоя­тельность приобретают и дети: так, закон запрещает прода­жу детей в рабство.

Согласно нормам наследственного римского правапервыми к наследованию призывались дети – наследники по нисходящей первой очереди. Если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и пле­мянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследни­кам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала из ряда наследников следующую степень. Характерной особенностью римского классического и постклассического права были нормы, ограничивавшие сво­боду завещательных распоряжений. Так, действовал принцип обязательной доли наследования: ближайший родствен­ник умершего, если его в завещании обошли наследством, имел право на одну чет­вертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной фор­ме и удостоверению семью свидетелями.

Уголовное право Древнего Римаскладывалось из множества правовых норм, включая архаичные Законы XII таблиц, постановления народных собраний и сената, а также законы, изданные по инициативе диктаторов и императоров. Законодатель различал умышленные преступления и совер­шенные по неосторожности. Однако четкого определения пре­ступления не существовало: нередко в тексте законов встре­чается отождествление преступления и «смертного греха». К видам преступлений в римском праве можно отнести:

1) преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го­сударства, – присвоение казенного имущества и расхищение государ­ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;

2) религиозные преступления, число которых значительно возросло пос­ле официального признания в IV веке христианства;

3) воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;

4) преступления против личности;

5) преступления против собственности

6) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – крово­смешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамуж­ней женщиной, незакон­ный развод, мужеложство и т. д.;

Выбор вида и меры наказания зависел от социального статуса по­терпевшего и преступника, размера причиненного ущерба, возраста и пола преступника, наличия злого умысла, време­ни суток и наличия других отягчающих и смягчающих об­стоятельств. Первоначально наказание строилось на принципе возмездия. В классический период оно также преследует цели устрашения, причем в императорском Риме происходит усиление карательной направлен­ности наказания и резкое увеличение числа его видов. Так, восстанавливается смертная казнь по отношению к римским гражданам, которая в поздней республике не применялась. При этом появляются новые виды этой санкции: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. Каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установ­ленный срок, отдача в гладиаторы также являются «знамением времени». Широко практиковались различные виды ссылок и высылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Телесные нака­зания и конфискация имущества осужденных были как основными, так и дополнительными санкциями.

В Древнем Риме судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором (претором) и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая.

Высшей судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях в республике были народные собрания. Позднее в сфере римского судебного устройства и судопроизводствапроизошли перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданс­ких делах стали обладать чиновники, принадлежавшие к администрации империи, что объединило суд и администрацию. Таким образом, регрессивные изменения затронули и сферу судопроиз­водства, где вместо республиканского принципа коллегиальности учреждается принцип единоличного принятия решений.

Кроме того, римский суд в постклассический период превратился в сословный. Лица, принадлежавшие к высшим, привилегированным сословиям империи, суди­лись самим императором. Чиновник получил привилегию быть судимым в суде его собственного начальника. Разделение на предварительное и судебное следствие исчезло. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам вы­носил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины в период домината стала пытка. В период республики существовало открытое рассмотрение судебных дел; во время же империи установилась строгая тайна судопро­изводства, служившая прикрытием административного произвола.

Формирование уголовного права как целостной системы связано с учреждением специальных судов (постоянных ко­миссий) и относится ко II в. до н.э. Каждая комиссия рас­сматривала определенную категорию уголовных дел. Первая из постоянных комиссий была создана в 149 г. до н.э. и занималась рассмотрением должностных вымогательств со стороны магистратов. В годы правления Суллы функционировало восемь профильных комиссий. Во главе каждой из комиссий стояли прето­ры, а в состав входили от 350 до 450 судей, которыми являлись граждане высших сословий.

В основе возбуждения уголовного преследования лежало обвинение, которое могло исходить только от частных лиц, но не от должностного лица. После возбуж­дения обвинения начиналось предварительное расследование. В процессе су­дебного разбирательства очень важное значение придавалось сви­детельским показаниям, где действовало правило: «Пока­зания одного – не свидетельство». Главное место в судебном процессе занимал обмен сторон судебными речами.

Решение выносилось присяжными по большинству голосов. Приговор мог выноситься не сразу, но после его объявления он немедленно приводился в исполне­ние. Однако в отношении беременных женщин это правило не действовало. Если обвиняемый приговаривался к смертной казни, то приговор мог приводиться в исполнение спустя десять дней.

Уголовный процесс, таким образом, приобрел в постклассическом праве инквизиционный, экстраординарный характер. Судьи императора приобрели право не только истолковывать уголовные законы, но и отказываться от существовавших ранее судебных процедур. Приоритетным фактором при вы­несении приговора становится усмотрение магистрата или чиновника. Право возбуждать обвинение переходит от част­ного лица к государству. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был сам император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период | Периодизация византийской государственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.