КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
В начале XVIII века в Англии был на практике создан новый орган исполнительной власти – кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII века кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно ответственным перед палатой общин. Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин. Важную часть неписаной английской конституции составляют правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английского конституционного права. Эти правила начали утверждаться в XVIII века и получили название конституционных обычаев (соглашений). К основным из них относятся, например: 23) непосещение королем заседаний кабинета министров; 24) формирование кабинета министров из членов партии, победившей на выборах в палату общин; 25) коллегиальная ответственность кабинета министров; 26) отказ короля от права вето на законы. Монарх фактически превращался в главу исполнительной власти, оставаясь лишь номинальным главой государства. Прецеденты, способствовавшие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII века, особенно при королях Ганноверской династии. Так, право короля отвергать законы, принятые парламентом, перестало применяться с 1707 года. Когда король Георг I (1660–1727 гг., на троне с 1714–1727 г.), абсолютно не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, это повлекло за собой целый ряд важных политических последствий. Прежде всего, такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций руководства кабинетом в руках первого министра короля. Кабинет стал действовать от имени его величества, но практически самостоятельно (в большинстве случаев не информируя Корону). Начиная с короля Георга II (1727 -1760 г.г.) даже формальное участие короля в работе правительства постепенно прекратилось. Этому в известной мере способствовали и личные качества отдельных королей. Оба Георга были весьма ограниченными людьми, больше заботившимися о делах своего маленького немецкого городка Ганновера, чем о позициях королевской власти в Англии[27]. Королева Анна (1665–1714 гг., на троне с 1702–1714 г.), по выражению либерального английского историка XIX века, Макколея, «при хорошем расположении духа была кротко глупа, а при дурном – сердито глупа». Положение монарха в дальнейшем было определено формулой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически оставались в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и XIX веке. И все же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на случай чрезвычайной ситуации. Параллельно с концентрацией прерогативы монарха в руках кабинета в Англии решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом: ведь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705–1707 годов о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 года, открыли министрам возможности избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708–1715 годах стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не смешанной основе. Все более типичной становится ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти без поддержки (доверия) большинства в палате общин. Победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, другая – создавала в парламенте организационную оппозицию. При Георге II даже появился новый термин «самодержавие парламента». В конце XVIII века устанавливаются еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо распускал палату общин и назначал новые выборы. Первый случай коллективной отставки кабинета произошел в 1782 года из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а роспуск палаты общин – в 1784 году. Так возникла своеобразная система взаимных «сдержек и противовесов» палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был реально оценивать политическую ситуацию, как в парламенте, так и в стране в целом. Таким образом, на рубеже XVII–XVIII веков в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: 27) верховенство парламента в области законодательной власти; 28) исключительное право парламента вотировать бюджет и определять военный контингент; 29) принцип несменяемости судей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |