Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура




 

Народное образование в Германии бесплатное, всеобщее и обязательное для детей в возрасте от 6 до 18 лет. До 1990 в восточной части страны действовала совершенно иная система образования. ГДР имела единообразную, финансируемую государством общенациональную систему образования. Подразумевалось, что она должна быть доступна всем гражданам, независимо от социального происхождения, профессии и экономического положения. Частные школы в ГДР отсутствовали. После объединения западногерманская модель образования была распространена на всю страну. Ответственность за систему образования и обучения несут федеральные земли. Они обеспечивают 80% финансирования, а федеральное правительство доплачивает остальное. Система образования имеет различия в отдельных землях, но обладает и рядом общих черт.

Западногерманская система образования традиционно способствовала усилению классовых различий в обществе. Ее отличают строгое разделение «теоретического», гимназического (гуманитарного и естественнонаучного) и «практического» (профессионально-технического) образования, с чем связана ранняя специализация среди учащихся – они либо получают «теоретическое» образование, позволяющее записаться в университет, либо, в большинстве своем, – базовое среднее образование, а вслед за ним профессионально-техническое.

Дошкольное воспитание. В ГДР воспитание, обучение и социализация детей начинались довольно рано. В 1989 80% всех детей в возрасте от одного до трех лет посещали ясли, фактически все из них по программе полного дня, а 89% детей в возрасте 3–6 лет – детские сады.

В объединенной Германии дошкольное воспитание находится вне государственного сектора. В 1996 лишь 176 тыс. детей в возрасте до шести лет были охвачены дополнительными программами и системой организованных детских садов. Возможности оставлять детей в детских садах на целый день при этом практически отсутствуют; не развита и система продленных групп в школах. В немецких школах детей, как правило, не кормят завтраками и в середине дня отпускают домой пообедать. Стоимость места в дошкольных учреждениях составляет как минимум 250–300 марок на ребенка в месяц, а в отдельных районах ФРГ – до 1500 марок в месяц (в 1997 среднемесячный доход трудовой семьи из 4 человек составлял 7 тыс. марок, а на востоке Германии 5,8 тыс. марок).

Начальное и среднее образование. В ГДР большинство детей посещало десятилетние политехнические школы. Учебные планы таких школ предусматривали особый акцент на изучении математики, естественных наук и иностранного языка. Уже в начальных классах, в дополнение к базовым предметам, таким как чтение и письмо, все школьники должны были осваивать на уроках т.н. трудового воспитания еще и профессионально-технические навыки прикладного характера. Начиная с седьмого класса школьники проходили производственную практику на промышленных предприятиях или в сельскохозяйственных кооперативах.

Около 15% выпускников десятилетних школ направлялись на двухгодичные курсы подготовки, – в т.н. абитуриентскую школу. Обучение в ней завершалось сдачей экзаменов на аттестат зрелости (Abitur), который открывал дорогу к высшему образованию. Все остальные выпускники десятилетних политехнических (средних) школ шли в профессионально-технические училища, большей частью прикрепленные к промышленным предприятиям. По истечении двух лет профессионально-технической подготовки они могли продолжить учебу еще один год уже по академической программе «абитуриентской школы», идти на работу либо поступить в специализированные технические школы. Обладатели аттестата зрелости также могли начинать работать или идти в специализированные технические школы, но, кроме того, они имели право поступать в университеты. Около 10% 18–19-летних юношей и девушек в ГДР сдавали экзамен на аттестат зрелости, но многие граждане получали его значительно позднее, благодаря хорошо развитой системе обучения взрослых. Рабочим и служащим выделялось свободное от основной работы и оплачиваемое время, чтобы они могли посещать занятия. Во многих случаях желающим засчитывали окончание таких курсов в качестве квалификационного минимума для приема в специализированные технические школы и университеты. Особенно поощрялось продолжение обучения женщин, с отрывом или без отрыва от производства. Предприятиям и учреждениям вменялось в обязанность разрабатывать и реализовывать программы повышения квалификации работников. Многие из руководителей промышленных предприятий Восточной Германии выросли из рядов рабочих и стали квалифицированными управленцами, пройдя через школу обучения взрослых.

Большинство детей в объединенной Германии поступают в школу в шесть лет и четыре года учатся в общеобразовательной начальной (т.н. «основной») школе. По истечении четырех лет учебы родители и учителя решают, подготовлен ли десятилетний ребенок для обучения в гимназии или в обычной средней, «реальной школе», либо он будет посещать т.н. «главную» общеобразовательную школу, дающую среднее профессиональное образование. В значительной степени именно эта ранняя дифференциация учащихся предопределяет их дальнейший жизненный путь. От нее прежде всего зависит, станет ребенок рабочим или специалистом с высшим образованием. Впоследствии изменить направление образования и профессионального роста крайне трудно. В 1996 около 46% школьников в возрасте от 14 до 21 года обучались в профессиональных школах.

Около 70% учащихся «главной» школы проводят 3–4 дня в неделю в качестве учеников по выбранной профессии на промышленных предприятиях или в иных местах их будущего приложения труда, совмещая эту деятельность с учебой в течение 3 лет. 30% продолжают учебу с отрывом от работы. Вне зависимости от осваиваемой профессии все подростки до 18 лет должны продолжать учебу.

Школьники, пошедшие по пути получения «теоретического» образования, учатся в гимназиях, как правило с углубленным изучением либо классических и современных языков, либо математики и естественных наук. Учащиеся гимназий и «реальных школ» могут в возрасте 16 лет переключиться на профессиональное образование, поступив в специализированные технические училища, а могут продолжить гимназическое обучение, с тем чтобы, закончив гимназию в возрасте 18-19 лет и получив аттестат зрелости, поступить в университеты или высшие технические школы. В 1996 аттестаты зрелости получили лишь 30% учащихся, и лишь 69% из них записались в университеты и высшие технические школы. Приобрести аттестат зрелости могут и взрослые люди, для которых существуют специальные образовательные программы.

Учреждения культуры. В Германии культурная инфраструктура щедро финансируется из общественных фондов. В 1995 федеральные и земельные бюджеты выделили 1,5 млрд. долларов на финансирование музеев, 4,5 млрд. на поддержку театров и музыкальных учреждений, и 2,3 млрд. на поддержку других видов искусств, культурной и координационной деятельности.

Берлин, с его всемирно знаменитым оркестром Берлинской филармонии, новым Оперным театром и многочисленными менее крупными театрами, первоклассными музеями, стал крупнейшим культурным центром Германии.

Гамбург, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен не уступают Берлину по той роли, которую они играют в культурной жизни Германии. На попечении западногерманских земельных и муниципальных властей находятся музеи, оркестры, театры, оперные труппы и библиотеки. В Германии в конце 1990-х годов имелось почти 600 театров драмы и комедии, множество оперных трупп, 141 профессиональный симфонический оркестр. В 1996 в ФРГ насчитывалось 12 727 библиотек и 4143 музеев.

Музыка. Германия имеет богатые музыкальные традиции. Это родина Баха и Генделя, Бетховена и Шуберта, Брамса и Вагнера. Государственную поддержку получают композиторы, музыкальные фестивали, наиболее известен Вагнеровский фестиваль, который проводится каждое лето в Байройте. Ежегодно организуются фестивали, посвященные Бетховену (в Бонне), Моцарту (в Вюрцбурге). Мировой известностью пользуются симфонии и оперы таких композиторов 20 в., как Карлхайнц Штокхаузен, Курт Вайль, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Карл Орф, Удо и Бернд Циммерманы, Ханс-Вернер Хенце.

Почетное место среди лучших оркестров мира занимает Берлинский филармонический оркестр. Известностью пользуются и другие симфонические коллективы: Дрезденский филармонический, Бамбергский симфонический, Мюнхенский филармонический оркестры, оркестр Гевандхауса в Лейпциге. Международной славой пользовался Герберт фон Караян, руководитель Берлинского филармонического оркестра. Другой немецкий дирижер, Курт Мазур, с 1991 возглавляет Нью-Йоркский филармонический оркестр. Великолепными оперными театрами славятся Берлин и Дрезден, Мюнхен и Гамбург, Лейпциг и Штутгарт, Франкфурт и Байройт. Среди оперных певцов выделяются Дитрих Фишер-Дискау и Петер Шрайер. Следует отметить превосходную подготовку вокалистов в Германии и великолепные сценические воплощения опер даже в театрах небольших городов. Мировой известностью пользуются такие балетные труппы, как Штутгартский балет, основанный Джоном Кранко, Франкфуртский балет, руководимый Уильямом Форсайтом, Гамбургский балет (руководитель Джон Ноймейер) и Баварский национальный балет. Вуппертальский театр танца под руководством Пины Бауш стал одним из самых авторитетных немецких коллективов.

В 1997 в Германии насчитывалось 976 специальных музыкальных учебных заведений (866 тыс. учащихся и 35 тыс. преподавателей), 21 083 хоровых общества, объединявших 1,8 млн. певцов. Более 300 тыс. немцев являются профессиональными музыкантами.

Библиотеки. Практически в каждом немецком городе есть публичные библиотеки. В Германии нет своей главной библиотеки, как в США (Библиотека Конгресса) или Великобритании (Библиотека Британского музея), хотя Федеральный библиографический центр Немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне получает экземпляр каждой книги, напечатанной в Германии после 1945 (общий фонд библиотеки 14 млн. томов). Среди других крупнейших в Германии книгохранилищ – Библиотека земли Бавария в Мюнхене, располагающая почти 4 млн. книг; Немецкая библиотека в Лейпциге, где хранится более 6 млн. книг, опубликованных на немецком языке в 20 в.; Государственная библиотека прусского культурного наследия в Берлине, в которой хранится около 4 млн. книг. Важное значение имеют и университетские библиотеки. Огромную ценность представляют также специальные собрания печатных книг и манускриптов из библиотек университетов Гёттингена, Кёльна, Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена, Гамбурга и библиотеки Технического университета в Ганновере.

К наиболее важным архивным собраниям относятся Федеральный архив в Кобленце и Федеральный архив в Берлине. Ведущим среди всех германских литературных архивов является Архив Гёте и Шиллера в Веймаре, содержащий рукописи обоих выдающихся немецких поэтов, а также других немецких писателей.

Музеи. Наиболее важными музейными центрами являются Берлин, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Впечатляет Остров музеев в Берлине, где расположены четыре главных музея, на реконструкцию которых после объединения Германии было потрачено около 2 млрд. долларов: Старый музей, Национальная галерея, Пергамский музей и музей им. Боде. В Национальной галерее (построенной по проекту Людвига Мис ван дер Роэ) собрана великолепная коллекция искусства 18–20 в. В Пергамском музее хранятся знаменитый Пергамский алтарь и ворота богини Иштар из Вавилона. В Берлине также имеется Еврейский музей (открыт в 1999) и Египетский музей.

Много первоклассных музеев находится в Мюнхене. Среди них – Глиптотека (собрание античной пластики); Баварский национальный музей, славящийся своей коллекцией средневекового искусства; Старая и Новая Пинакотека, знаменитые собраниями картин старых мастеров; галерея Ленбаххаус – коллекция работ художников объединения «Синий всадник»; Дом искусства, специализирующийся на экспозиции современного немецкого искусства; Немецкий музей – один из крупнейших естественнонаучных и политехнических музеев мира. В Кёльне имеются Римско-германский музей, художественные музеи Людвига и Вальрафа-Рихарца, известная коллекция античного и средневекового искусства в музее Шнютгена. Большую ценность представляют собой также Дрезденская картинная галерея и прежде всего представленные в ней собрания нидерландской, французской и итальянской живописи; Германский национальный музей в Нюрнберге с его уникальной экспозицией произведений средневековой живописи и прикладного искусства; Музей естественной истории во Франкфурте-на-Майне; а также художественные собрания в Веймаре. В 1999 в Веймаре открыт Новый музей с собранием произведений современного искусства из различных стран. Федерация немецких музеев в Дрездене располагает центральным архивом музеев в Германии.

 

 

Культурная жизнь в Западной Германии. Этапным трудом в переоценке недавней истории Германии стало богато документированное исследование профессора Гамбургского университета Фрица Фишера Рывок к мировой державе (1961) о целях кайзеровской Германии в Первой мировой войне. Фишер утверждал, что главным виновником Первой мировой войны была Германия, и таким образом поддерживал пункт Версальского договора о вине Германии за развязывание войны. Мысль Фишера была отвергнута многими трезво мыслящими западными немцами, но она предвосхитила поток критических исследований немецкой истории и западногерманского общества, который появился в конце 1960-х годов. Среди главных действующих лиц западногерманского культурного возрождения конца 1960-х годов были писатели Гюнтер Грасс, Генрих Бёлль, Уве Йонсон, Петер Вайс, Зигфрид Ленц, кинорежиссеры Райнер Вернер Фасбиндер, Фолькер Шлёндорф, Вим Вендерс, композиторы Карлхайнц Штокхаузен и Ханс Вернер Хенце.

Подъем социал-демократии. Отсутствие популярных альтернатив политике христианских демократов оказалось на руку СДПГ. Партия во главе с Куртом Шумахером продолжала настаивать на национализации основных отраслей промышленности, выступала против оодносторонней ориентации на Запад и играла на немецких национальных струнах. Некоторые влиятельные региональные лидеры партии (например, Вилли Брандт в Берлине, Вильгельм Кайзен в Бремене, Карло Шмид в Баден-Вюртемберге и Макс Брауэр в Гамбурге) критиковали отсутствие гибкости в программе СДПГ. До самой смерти (1952) Шумахеру удавалось переигрывать своих соперников, претендующих на лидерство в партии.

Преемником Шумахера стал Эрих Олленхауэр, партийный функционер, который, однако, пошел на изменение партийной политики. С молчаливого одобрения Олленхауэра реформаторы во главе с Карло Шмидом и Гербертом Венером, жестким политиком из бывших коммунистов, самым активным представителем партии в бундестаге, побудили партию расстаться с марксистскими догмами. Им удалось добиться успеха в 1959, когда СДПГ на съезде в Бад-Годесберге приняла программу, обозначившую отказ от марксизма. СДПГ провозгласила поддержку частной инициативы и ориентацию на скандинавскую модель государства всеобщего благосостояния. Партия выступила также за выработку тремя главными партиями общего подхода к национальной оборонительной политике.

По удачному совпадению СДПГ изменила свою программу как раз в тот момент, когда ХДС стал терять поддержку общества. На выборы 1961 СДПГ шла под руководством Вилли Брандта, энергичного и популярного в обществе политика, правящего бургомистра Западного Берлина. Часть избирателей разочаровалась в неповоротливости ХДС и желала отставки Аденауэра. Блок ХДС/ХСС терял голоса избирателей, СДПГ их набирала, но сместить Аденауэра ей не удалось. Свободная демократическая партия (СвДП), которая также критиковала Аденауэра, выиграла больше всех. Несмотря на свою критическую позицию, СвДП вошла в коалиционное правительство вместе с ХДС/ХСС. Аденауэр обещал через два года уйти в отставку. Но до этого настоящую бурю вызвало т.н. дело журнала «Шпигель». Влиятельный еженедельник «Шпигель» уже давно выступал с критикой главы ХСС Франца Йозефа Штрауса, исповедовавшего крайне правые взгляды и с 1956 занимавшего пост министра обороны. В 1962 журнал опубликовал статью, освещавшую неблагополучное положение в вооруженных силах Западной Германии. Обвинив журнал в раскрытии сведений, составлявших предмет военной тайны, Штраус распорядился провести обыски в редакционных помещениях и арестовать сотрудников по обвинению в государственной измене. Пять министров – членов СвДП в знак протеста подали в отставку, а Штраус был смещен со своего поста.

В 1963 Аденауэр ушел с поста федерального канцлера, сохранив за собой председательское кресло в партии. Канцлером коалиции ХДС/ХСС и СвДП стал Людвиг Эрхард, получивший известность как «отец немецкого экономического чуда» за свою роль стратега в экономической политике после 1949. Его пребывание на этому посту, которого он добивался долгие годы, нельзя назвать удачным: Эрхард отличался нерешительностью, за что и получил прозвище «резинового льва». Впервые с начала 1950-х годов в германской экономике появились тревожные симптомы. Производство сокращалось, темпы роста снижались, появился дефицит платежного баланса. Крестьяне были недовольны политикой правительства, в горнодобывающей, кораблестроительной и текстильной отраслях промышленности сокращались рабочие места. В 1965–1966 в Западной Германии начался общий экономический спад. В 1966–1969 страну потрясли забастовки, особенно в металлургической промышленности; мирный период развития подходил к концу. Аденауэр резко критиковал своего преемника, утверждая, что тот не справляется с обязанностями канцлера.

Несмотря на экономический спад, Эрхард избежал поражения на выборах в бундестаг в 1965. Блок ХДС/ХСС даже увеличил свое представительство в парламенте, но победа не решала стоявших перед Эрхардом проблем. Ему с трудом удалось возобновить коалицию со свободными демократами. Враждебность к нему демонстрировали представители правого крыла собственного блока во главе с Штраусом и земельные лидеры ХДС. Влияние последних возросло в результате разделения обязанностей между Эрхардом (федеральный канцлер) и Аденауэром (председатель ХДС). Региональные лидеры критиковали Эрхарда, связывая неудачи ХДС в ходе ряда земельных выборов с вялой политикой канцлера. В декабре 1966 СвДП, неудобный партнер по коалиции, отказалась поддержать законопроект об увеличении налогов, и Эрхард был вынужден уйти в отставку.

 

 

Изобразительное искусство и архитектура. В 1920-е годы Германия шла в авангарде развития современной живописи, скульптуры, архитектуры и киноискусства. После прихода Гитлера к власти в 1933 многие современные архитекторы и художники были вынуждены эмигрировать. За годы изгнания, живя за рубежом, они немало способствовали развитию космополитического стиля в современном искусстве и архитектуре. И хотя этот стиль весьма охотно был принят и прижился в Западной Германии после Второй мировой войны, лишь немногие немецкие архитекторы или художники, как из ФРГ, так и из ГДР, приобрели широкую международную известность. Наиболее заметной фигурой в немецком изобразительном искусстве стал в этот период Ансельм Кифер. Среди других немецких художников выделяются А.Р.Пенк, Ульрих Рюкрим, Йорг Иммендорф, Ребекка Хорн, Герхард Рихтер, Георг Базелиц, Маркус Люперц и Зигмар Польке.

Кино. Ни ГДР, ни ФРГ не были в состоянии создать конкурентоспособную коммерческую кинопромышленность, несмотря на щедрую финансовую поддержку. В ГДР в 1960–1970-е годы появилось несколько талантливых молодых режиссеров, среди них Конрад Вольф и Франк Байер. Их последователями стали Райнер Симон и Хайнер Каров, очень популярные среди предпочитающих серьезный кинематограф зрителей. В Западной Германии группа режиссеров примерно того же поколения – Александр Клюге, Вернер Райнер Фасбиндер, Хельке Зандер, Хельга Зандерс-Брам, Фолькер Шлёндорф и Маргарет фон Тротта – создавали высокохудожественные фильмы, но не смогли добиться интереса со стороны массовой аудитории. Ведущими мастерами документального кино стали Хельке Райдемайстер и Юта Брюкнер из Западного Берлина; их работы были удостоены многих престижных премий. В 1996 в Германии было 4035 кинотеатров, которые посетили 125 млн. зрителей.

Праздники. Важнейшими праздниками в Германии являются Рождество, Новый год, Пасха и Пятидесятница. В католических районах центральной, юго-западной и юго-восточной Германии одним из главных праздников в году является карнавал («Фастнахт» или «Фашинг»): три дня, предшествующие т.н. Пепельной среде перед 40-дневным предпасхальным постом, отмечаются веселыми шествиями и вечеринками. 1 мая, традиционный праздник рабочих и профсоюзов, не является официальным, но широко отмечается по всей стране. Осенний «Октоберфест» в Мюнхене – крупнейший из множества местных празднеств. День объединения Германии, 3 октября, стал новым национальным праздником после 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.