КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация погрузки и выгрузки добываемых материалов
Схема и режим рабочих перемещений снаряда
В технологию добычи строительных материалов, кроме выполнения вспомогательных операций, входят порядок (схема и режим) рабочих перемещений добывающих технических средств, регулирование грунтозабора, а также параметры режимов работы сортировочного, обогатительного, специального и другого оборудования. Технологические параметры разрабатывают для каждого типа технических средств и способа их работы, а также для определенного вида судовой техники. Землесосные снаряды. Технология работы землесосного снаряда отличается тем, что снарядом за один проход, как правило, отрабатывают месторождение на всю полезную толщу или на максимальную глубину опускания рамы. Траншейный способ работы широко применяют на землесосных снарядах при разработке месторождений с несвязными породами, легко осыпающимися с откосов траншей. При работе используют траншейные наконечники с гидравлическими рыхлителями или без них. Траншейным землесосным снарядом полезное ископаемое извлекают в процессе движения по продольной траншее. Блоки месторождения делят 'на серии, серии — на траншеи. При одном положении папильонажных якорей, снарядом разрабатывают одну серию, затем его переводят на смежную. Ширину траншеи обычно принимают 15—30 м, длину серии 50—100 м. Траншейный способ имеет две разновидности работы — сериями сверху вниз и снизу вверх. Преимущественно применяют вторую из них, так как, несмотря на большую сложность, при этом можно широко маневрировать транспортными судами в случае ограниченных глубин. Перед началом разработки первой серии снаряд занимает положение I перед началом разработки второй серии — положение II. Серии состоят из траншей (1—4), ограничены контрольными створами (КС1, КС2, КСЗ) и кромками (левой и правой, считая по ходу снаряда) карьера. При переходе на вторую серию перекладывают якоря и переводят плавучий пульпопровод. Скорость перемещения снаряда регулируют в зависимости от насыщения пульпы, сообразуясь е техническими возможностями грунтонасосной установки. При этом нельзя допускать предельного вакуума при котором наступает кавитационный режим работы установки и забой пульпопровода (отложение добываемой породы в пульпопроводе, приводящее к прекращению подачи пульпы). Признаки забоя пульпопровода являются: увеличение вакуума а затем его уменьшение вследствие снижения подачи пульпы; значительное увеличение давления и насыщения пульпы в пульпопроводе; нарастание осаждающегося слоя добываемой породы в пульпопроводе, уменьшение нагрузки на двигатель и увеличение его частоты вращения; ослабление напора струп, вытекающей из погрузочного лотка снаряда. Признаки забоя устанавливают по контрольно-измерительным приборам, расположенным в центральном посту управления земснарядом (вакуумметру, манометру, консистометру, тахометру и др.). Для предотвращения забоя уменьшают скорость перемещения снаряда по траншее. Если этого недостаточно, то поднимают раму и промывают пульпопровод. Отклонения снаряда от продольного створа в процессе перемещения по траншее недопустимы, так как при этом нарушается принятая технология работы, снижается его производительность, увеличиваются технологические потерн запасов на месторождении. Папильонажный способ работы применяют на землесосных снарядах при разработке месторождения тонкими слоями (1— 2 м). Породу извлекают в процессе перемещения снаряда поперек разрабатываемого карьера. Поперечное перемещение (папильонаж) осуществляют путем выбирания оперативными лебедками боковых канатов с одного борта и травления с противоположного. Снаряд, пройдя расстояние от одной кромки карьера до другой, удаляет полосу добываемой породы шириной I—3 м. У кромки карьера снаряд перемещают вперед по становому канату на расстояние, после чего он движется в обратном направлении и т. д. Папильонирование можно производить сериями сверху вниз или снизу вверх (преимущественно применяют последний), разработку начинают с нижней части карьера. Траншейно-ямный способ добычи можно применять на различных месторождениях, в том числе на месторождениях с плотными трудноподдающимися разработке породами, засоренными включениями. Разработку месторождения ведут сразу на всю полезную толщу или полную глубину опускания рамы снаряда. Основное отличие траншейно-ямного способа от траншейного состоит в скачкообразном перемещении снаряда по траншее: Движения снаряда чередуются со стоянками, т. е. сделав скачок вперед, снаряд стоит на месте и разрабатывает яму. В результате этого траншея имеет не только продольные, но и поперечные гребни, способствующие увеличению технологических потерь запасов при разработке месторождения. Вместе с тем при работе в забое обеспечивается более полное насыщение пульпы, способствующее повышению производительности снаряда. Многочерпаковые снаряды. Технология работы многочерпакового снаряда сходна с технологией работы папильонажного землесосного снаряда, схема их рабочих перемещений идентична. Процесс извлечения породы многочерпаковым снарядом слагается из движения черпаковой цепи и перемещения снаряда в пределах разрабатываемого блока месторождения. Режим рабочих перемещений зависит от толщины снимаемого слоя, рода и свойств породы, глубины её извлечения, производительности технологического оборудования снаряда. Для извлечения породы папильонажным способом приводят в движение черпаковую цепь, опускают на заданную глубину раму и перемещают снаряд поперек блока карьера, осуществляя его подачу по становому канату у кромок блока. Породу отделяют от дна водоема одновременно несколькими черпаками, находящимися в шлейфе. Заполнение черпаков при заходе их в шлейф, заканчивается после выхода аз породы и зависит от рабочего вылета черпака. На несвязных породах перед снарядом образуется поперечный вал, улучшающий наполнение черпаков, но мешающий судоходству при ограниченных глубинах Скорость движения черпаковой цепи зависит от свойств породы толщины снимаемого слоя, производительности снаряда и типа его обогатительного оборудования. Скорость цепи уменьшают при работе на породах, обладающих большим сопротивлением резанию (с целью предотвращения повреждения черпакового устройства), а также на мелкозернистых песках (с целью предотвращения уноса песка из черпаков течением). В любом случае скорость черпаковой цепи должна обеспечивать заданную производительность снаряда. Многочерпаковые снаряды работают папильонажным способом послойно. Толщина снимаемого слоя породы не должна превышать вылет черпака. Учитывая, что гравиедобывающие многочерпаковые снаряды не оборудованы устройствами погрузки или отвода за пределы месторождения нетоварных фракций (песка) в целях предотвращения разубоживания месторождения режим их рабочих перемещений должен быть таким, чтобы при разработке первого и последующих слоев нетоварные фракции не сбрасывались на нижерасположенную «не полностью отработанную часть месторождения. Это условие ограничивает свободу действий багермейстера и вносит определенные ограничения в технологию папильонажного способа работы снарядов. Плавучие краны. Технология добычи полезного ископаемого плавучим краном состоит в том, что по выставленным на местности створам кран устанавливают в начале траншеи 1. Ширину траншеи в зависимости от вылета стрелы крана принимают обычно 20 м. На каждой стоянке краном извлекают породу на полосе 1п шириной 5 м. После разработки первой полосы на заданную глубину кран с помощью якорей переставляют на вторую и т. д. Технологические карты. Оптимальный режим рабочих перемещений снаряда в процессе извлечения породы, параметры работы грунтозаборного, сортировочного и обогатительного устройств определяют с помощью технологических карт, составляемых для каждого типа снаряда и условий его работы. В качестве примера в сокращенном виде приведена технологическая карта траншейного землесосного снаряда производительностью 550 м3/ч, используемого на добыче песка. Основными параметрами работы снаряда являются полезная толщина снимаемого слоя породы, заглубление наконечника, скорость перемещения по траншее. Технологическая карта может быть представлена не только в виде таблицы, но и более наглядно – в виде графика с теми же параметрами. Контроль за отработкой месторождения. Огромное значение при добыче строительных материалов имеет маркшейдерский контроль за полнотой отработки месторождения. Добыча должна производиться только при строгом соблюдении технологи разработки месторождения, разубоживание которого и сверхнормативные потери запасов недопустимы. Одно из основных условий правильной эксплуатации месторождения— наличие надежных средств ориентации снаряда на карьере. Прежде чем приступить к разработке месторождения на местности выставляют створы и ориентиры. Вахтенный начальник снаряда обязан постоянно вести наблюдение за местоположением снаряда и в случае необходимости вносить коррективы. Надежным контролем правильности отработки месторождения являются промеры глубин в процессе извлечения породы, которыми своевременно может быть обнаружено отклонение от принятой технологии добычи. Глубина отработки месторождения должна соответствовать заданной. Особенно тщательно контролируют глубину отработки при резких колебаниях уровня воды в водоеме. Для наблюдения за уровнем воды на месте добычи устанавливают временный гидрологический пост, показания по которому фиксируют в специальном журнале. В процессе добычи постоянно ведут учет извлеченного количества породы: по числу загруженных судов и их грузоподъемности, производительности снаряда и его рабочему времени, промерам глубин с борта снаряда, контрольной съемке отработанной части карьера. Применяя различные методы подсчета извлеченного объема, можно получить наиболее достоверный результат. Наиболее широко распространен метод подсчета объема по числу загруженных судов. Замеряя осадку судна до и после загрузки, пользуясь таблицей его грузоподъемности и исключая погруженную сопутствующую воду, определяют количество погруженного материала. Суммируя количество материала по всем загруженным судам, определяют полный извлеченный объем на карьере за определенный промежуток времени. Так как: запасы полезного ископаемого в месторождении и производительность снаряда учитывают при естественной плотности породы в расчет извлеченного объема вводят коэффициент разрыхления, составляющий для гравия, песка и супеси 1,08-1,17, гальки и щебня 1,24-1,3, глины и скалы 1,3-1,45.
Обеспечение потребителей строительными материалами состоит в выполнении комплекса работ по их добыче, обогащению, погрузке в транспортные суда, перевозке и выгрузке на склады. Этот процесс часто дополняется другими транспортными операциями (распаузка судов, выгрузка и погрузка материалов на промежуточных складах и т. д.). Структурные технологические схемы добычи и переработки строительных материалов различны. Они зависят от характеристик технических средств и оборудования для добычи, перевозки и выгрузки, местных условий складирования или перевалки материалов на другой вид транспорта в процессе доставки потребителям. Добыча и выгрузка материалов могут сочетаться с их обогащением, погрузкой, сортировкой и обезвоживанием. В последние годы широко распространена гидромеханизация перегрузочных работ, связанных с добычей и перевозкой строительных материалов. Применение гидромеханизации способствует повышению производительности и снижение затрат на перегрузочных работах, повышению качества добываемых материалов. Гидромеханизированная техника отличается простотой устройства, разнообразием технологических возможностей и надежностью. Особое значение имеет применение комплексной гидромеханизации на добыче, перевозки и выгрузке материалов с использованием землесосных снарядов, специализированного флота и гидроперегружателей. Технологические схемы. Применяют пять основных технологических схем добычи, обогащения (классификации) и выгрузки строительных материалов. Для добычи песка или песчано-гравийной смеси землесосным снарядом извлекают материал со дна водоема и грузят в специализированное судно. Сопутствующую воду и мелкие нетоварные фракции сбрасывают через специальные заглубленные сливные устройства в выработанное пространство карьера. За счет отмыва мелких фракций происходит обогащение добываемого материала. Такая схема распространена на добыче песка с незначительным содержанием мелких фракций и гравия. Преимущества схемы заключаются в простоте обслуживания механизмов и оборудования, их высокой производительности, надежности работы и частичном обогащении материалов. При наличии в песчано-гравийной смеси большого количества мелких нетоварных фракций применяют специальные обогатительные аппараты, а при значительном содержании частиц гравия производят ее классификацию на береговых гравийно-сортировочных установках (заводах). При отсутствии специализированного флота в технологический процесс включают обезвоживающие (сгустительные) устройства. Эффективность гидромеханизированной добычи по указанной схеме значительно выше по сравнению с добычей плавучими кранами. Для добычи гравия используют снаряд с гидроклассификатором установленным на его корпусе или на специальном судне-приставке. Принципиальной разницы в работе этих схем нет. Со снаряда песчано-гравийная смесь поступает в гидроклассификатор, затем по лотку (конвейеру) на погрузку в судно, а нетоварные фракции (песок) – по плавучему пульпопроводу -в выработанное пространство карьера. Добыча и разделение смеси с помощью гидроклассификатора на гравий и песок, промывка и погрузка гравия в судно, транспортирование в отвал нетоварного материала представляют собой единый технологический процесс. При комплексном использовании добываемых материалов (использование песка при добыче гравия) схему дополняют оборудованием по обогащению и погрузке песка. Песок грузят в другое судно, установленное с противоположного борта снаряда. В случае классификации гравия и получения обогащения го песка, когда одновременно у снаряда находятся под загрузкой не менее трех транспортных судов, необходимо применение специального технологического судна-приставки. В случае комбинированной схемы добычи гравия все технологическое оборудование и энергетическая установка, смонтированы на приставке. Добываемую плавучим краном песчано-гравийную смесь подают в бункер, затем грунтовым насосом по трубопроводу в гидроклассификатор. Выделившийся в гидрокласснфикаторе гравий грузят в судно, а нетоварный фракции отводят по плавучему пульпопроводу в разработанную часть карьера. Применение этой схемы обеспечивает добычу, погрузку и улучшение качества материалов. Однако включение в технойнологический корпус плавучих кранов (машин циклического действия) снижает ее эффективность. Недостатком схемы является отсутствие оборудования для обогащения и погрузки песка. Сбрасывание песка за борт не только снижает эффективной использования добывающей техники (за счет безвозвратной потери песка производительность ее резко снижается), но и приводит к разубоживанию месторождения, дополнительным трудностям по рекультивации отвалов и соблюдению требований охраны окружающей среды. Для добычи гравия и песка применяют комплексную схему безотходной технологии: многочерпаковый снаряд, оборудован сортировочным устройством, предназначенным для выделения гравия, а также устройством по погрузке гравия. Таким образом, вся добываемая песчано-гравийная смесь полностью используется. Под погрузкой одновременно находятся два судна: для гравия и для песка. В случае отсутствия достаточного числа судов или нецелесообразности использования песка последний сбрасывают за борт. Все технологическое оборудование смонтировано на снаряде. В качестве сортировочного устройства применены грохоты. Схема позволяет с высокой эффективностью использовать технические средства снижать себестоимость добычи строительных материалов, не допускать разубоживания месторождения и наиболее полно обеспечивать требования охраны окружающей среды. На гидромеханизированной выгрузке песка и песчано-гравийной смеси с незначительным содержанием гравия широко Распространена технологическая схема с гидроперегружателем. Строительный материал извлекают из судна гидроперегружателем и направляют на гравийно-сортировочную установку, расположенную на берегу. Обогащенный материал (песок, гравий) подают на склады. Возможен вариант транспортирования материала гидроперегружателем из судна на склад, минуя гравийно-сортировочную установку. Недостатками схемы являются невозможность гидромеханизированной загрузки неспециализированных судов, необходимость отвода значительных площадей (карты намыва, отстойники, отводные каналы), трудности с обеспечением на некоторых участках требований охраны окружающей среды. Преимущество схемы состоит в простоте конструкции, возможности транспортирования материала на большие расстояния и высоту, высокая интенсивность обработки судов. Промежуточные склады. В процессе добычи и перевозки песчано-гравийных материалов применяют некоторые частные весьма эффективные технологические варианты, заслуживающие внимания применительно к местным условиям работы. Они сводятся к созданию промежуточных складов. При недостатке транспортного флота и неритмичной его подаче под погрузку возникают простои как добывающей техники, так и транспортного флота. Чтобы исключить или сократить эти простои, создают склады-накопители. При отсутствии транзитного флота добываемые материалы доставляют местными мелкотоннажными судами на склад-накопитель, расположенный в районе месторождения. С приходом транзитных судов сразу приступают к их загрузке. Таким образом, создается резерв материалов, который может быть использован в позднеосенний или ранневесенний ледовый период навигации, когда из-за смерзаемости материалов и по другим причинам не может работать добывающая техника, или в другой период, когда из-за отсутствия грузов имеется излишняя провозная способность флота и создаётся недостаток технических средств добычи. В качестве местных транспортных судов для перевозки материалов на склады-накопители используют баржи или саморазгружающиеся шаланды. Склады-накопители бывают надводные и подводные. Подводные водные склады целесообразно создавать с помощью саморазгружающихся шаланд, которые разгружаются практически без затраты времени. Из подводных складов материалы могут быть перегружены на берег кранами или снарядами. Загрузка судов при отрицательной температуре воздуха в избежание смерзаемости материалов должна производиться с береговых складов обезвоженными материалами. В условиях недостаточных габаритов пути на подходах к месторождению перевозки осуществляют с использованием промежуточных складов, которые создают на участке глубоководного пути, примыкающем к мелководному подходу к месторождению. Используя мелкотоннажный флот, материалы доставляют на промежуточный склад, откуда отгружают их на транзитные суда в течение всей навигации. Склады гидромеханизированной выгрузки. Важным звеном в комплексной гидромеханизированной добыче и выгрузке строительных материалов являются склады. При плохой организации работы складов ухудшается использование перегрузочных средств и флота, повышаются затраты на доставку материалов. Склады гидромеханизированной выгрузки имеют специфические особенности: они занимают большие площади, оборудуются системами пульпопроводов, сливных колодцев, отводных каналов, отстойников и т. д. К ним предъявляют особые требования по охране окружающей среды. Диаметр, длина и высота подъема пульпопровода от гидроперегружателей до карт намыва должны быть рассчитаны в гидравлическом отношении. При значительных длине и высоте подъема пульпопровода возникает необходимость становки промежуточных перекачивающих станций. Применяют два способа складирования материалов — эстакадный и безэстакадный. При эстакадном способе пульпопровод укладывают на эстакады, изготовленные из бетонных конструкций. На каждую карту намыва делают ответвления с выпусками, на которых устанавливают задвижки для регулирования подачи пульпы. Высота штабеля зависит от высоты эстакады. Эстакадный способ по сравнению с безэстакадным требует больших капитальных вложений, но значительно меньших эксплуатационных затрат, так как отпадает необходимость монтажа и демонтажа пульпопроводов в процессе выгрузки материалов из судов и погрузки на автотранспорт. Безэстакадный способ применяют на складах, расположенных поблизости от берега, а также на складах незначительной вместимости. Трубы укладывают прямо на штабель с помощью трубоукладчика. Высота такого склада в 2-3 раза меньше, чем эстакадного. При строительстве складов производят гидравлические расчеты по отводу воды. Для отвода служат системы сбросной, фильтрационной и инфильтрационной вод. Первая состоит из шандорных колодцев и сборного коллектора сбросной воды, вторая- из дренажных труб и.колодцев по периметру и иногда по основанию склада, а также дренажной канавы вокруг склада. Воду из сборного сбросного коллектора и дренажной канавы отводят в отстойный бассейн, где оседают мелкие частицы породы. Затем осветленная вода стекает в водоем. Вокруг каждой карты намыва сооружают из гравия или щебня дамбу построечного обвалования высотой 1—2 м и шириной у основания 3—5 м. На наружный слой дамбы укладывают бетонные плиты. Эксплуатационное обвалование высотой 1 —1,5 м и шириной у основания 1,5—2 м выполняют бульдозерами. Для автотранспорта строят постоянные или временные (с переносными плитами) подъездные дороги с твердым покрытием. Основной характеристикой намывного склада является интенсивность перегрузочных работ. На складе оборудуют достаточное число карт намыва (обычно 3—4), чередование которых позволяет обеспечить нормальный гидравлический режим работы склада и обезвоживание материалов, исключить размыв наружных откосов и расползание штабеля. При эксплуатации склада необходимо обращать внимание на качество обвалования карт, поддерживать необходимые размеры отстойника и обеспечивать нормальную работу шандорных колодцев.
Глава 5. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |