КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научный стиль
Функциональные стили Функциональный стиль СРЛЯ – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств; каждый из функциональных стилей представлен рядом жанровых разновидностей. Мы будем говорить о трех функциональных стилях: научном (НС), официально-деловом (ОДС), публицистическом (ПС). Сфера функционирования – наука. Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. Первоначально стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествованию – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами из латинского языка, ставшего интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученый стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного труда стали труды Ньютона. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия 17-го века, когда стала создаваться русская научная терминология; научные труды М. В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине 19-го века – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени. Основная функция - интеллектуально-коммуникативная; функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечит адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания. Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность (обобщенность), логичность и объективность изложения. Преимущественная форма реализации - письменная. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Точность предопределяет терминологичность словарного состава (термин – это слово или сочетание слов, обозначающее п о н я т и е специальной области знания и деятельности). Понятие – это мысль о существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция. Термин должен отвечать определенным требованиям: 1. Термин должен иметь четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы. Термин, раскрывающее какое-нибудь понятие, обязательно фиксируется в специальной справочной литературе. 2. Термин должен быть однозначным. 3. Термин не должен иметь синонимов. Могут быть только взаимозаменяемые термины-дублеты: лингвистика- языкознание. 4. Термин должен быть нейтральным, эмоционально не окрашенным. 5. Термин должен быть кратким и благозвучным. Для современной терминологии характерна тенденция к интернационализации. Она осуществляется двумя основными способами. 1) используются словообразовательные элементы (приставки, корни, суффиксы) из интернационального (греко-латинского) фонда.2) заимствуются термины из языка-лидера в той или иной области науки. Так, когда-то слова космонавт и спутник вошли во все иностранные языки. Сейчас английский язык – признанный лидер в области пополнения терминологии информатики, электроники. Соответственно используются термины Интернет, сканер, принтер, файл… Лексика научного стиля состоит из трех пластов: общеупотребительные слова, общенаучные (эксперимент) и термины (узкоспециальные). - отвлечённая лексика (мышление, давление, отражение, скорость, невесомость); - замкнутость лексического состава, строгость границ научной лексики, нежелательность синонимических замен; - отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной окраской; - употребление многозначных слов только в одном-двух значениях, становящихся терминологическими: считать, сила, тело, окончание, узел, кора, движение, живой, тяжёлый, средний, кислый; - научное отвлечённое "мы"; - "номинативный строй" научной речи (первое место - существительные, второе - прилагательные, третье - глаголы); Для синтаксиса научной речи характерно: - неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, - использование вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, - сложные союзные предложения (наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия). Чаще выделяют три подстиля: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный. Нам кажется более полной является следующая классификация:
Тексты научного стиля речи могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики, таблицы. Научный текст имеет строгую композицию, т.к. все в нем подчинено достижению конкретной цели. Научный текст, как правило, состоит из двух частей – описательной (формулируется предмет и метод, ход исследования, история вопроса) и основной (излагается методика и техника исследования, достигнутый результат; обычно членится на главы). В практике вуза используются разнообразные научные тексты: первичные (первоисточники, оригиналы) и вторичные (научные статьи, монографии). Студент учится составлять тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, монографии, доклада; аннотации – краткая характеристика (описание) статьи, книги – строится по определенному клише: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Рецензия – письменный разбор текста. Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого и ли воспринимаемого текста. Научный стиль речи использует следующие методы логической организации научного текста: - дедукцию (движение мысли от общего к частному), - индукцию (движение мысли от частного к общему), - аналогию (метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях; используется при построении учебников), - проблемное изложение (постановка вопроса в определенной последовательности). Метод берет начало от сократовского метода. Особенно актуально знакомство с научным стилем в работе над курсовой, а потом и дипломной. Данная работа начинается с введения, где обосновывается актуальность темы. Далее необходимо показать знакомство с имеющимися источниками по данной теме (история вопроса), проявить способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Затем обосновывается цель работы, задачи, методика исследования. Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: · сообщение; · ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); · рассуждение; · языковой пример; · объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). Осваивая научный стиль изложения, необходимо понимать то, о чем писал А.И.Герцен в "Былом и думах": "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, доктринёры до того привыкают к уродливому языку, что другого не употребляют, им он кажется понятен, - в старые годы им этот язык был даже дорог, как трудовая копейка, как отличие от языка вульгарного. По мере того, как мы из учеников переходим к действительному знанию, стропила и подмостки становятся противны, - мы ищем простоты".
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |