Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. История развития логистики




(А. М. Гаджинский «Логистика» 2005 г., Д.Г. Шишкин «Логистика на транспорте»)

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распро­странение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Исторически логистика развивалась как военная дисципли­на. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обо­значая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспе­чению войск всем необходимым, то есть работу, которая являет­ся значимым составляющим боевого успеха.

Приоритетное зна­чение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт -Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организа­ция их тылового обеспечения.

На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел: слово «ло­гистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Санкт -Петербург, 1896 год).

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает разви­ваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. «Без самой тща­тельной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных опера­ций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих ты­ловое снабжение немыслимо никакое сколько-нибудь пра­вильное, разумное ведение больших военных операций» — эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечествен­ный полководец — Г. К. Жуков.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо­-русский словарь и сегодня переводит слово «logistics» как: 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое напра­вление хозяйствования, заключающееся в эффективном упра­влении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

В течение почти всего советского периода истории нашей стра­ны логистика официально не признавалась научной теорией и прак­тической методологией. В советских энциклопедических словарях она отождествлялась со схоластикой — одним из направлений ре­акционной буржуазной философии, суть которой, якобы, заключа­ется «в абстрактных беспредметных рассуждениях, в бесплодных умствованиях, оторванных от конкретной жизни и практики».

Логистика, как научная теория и методология эффективного уп­равления потоковыми процессами в различных сферах экономики, пережила несколько этапов своего развития. Сначала ее методы ста­рались применить для оптимизации (от лат. optimus — наилучший, наиболее эффективный) работы отдельных звеньев (участков) това­родвижения. Таким притягательным звеном для логистики в пер­вую очередь оказалась система распределения готовой продукции. Затем в сферу логистической оптимизации попали закупки сырья, материалов для производства продукции, образование их рациональ­ных запасов, привлекаемая транспортная и складская инфраструк­туры. И, наконец, в 90-х годах XX в. сформировалась новая филосо­фия логистики, как науки и методологии интегрированного от (лат. integer — цельный, объединенный в целое из частей, участков) уп­равления сквозными потоковыми процессами экономики, объеди­няющими все стадии производства и услуг инфраструктуры.

Первый этап — 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными пото­ками в сфере обращения. На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, при­обретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транс­порта. Рис. 1 Первый этап развития логистики – интеграция транспортно – складского процесса     Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е го­ды XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс. С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризу­ются широким использованием компьютеров для сбора информа­ции и контроля за логистическими процессами. Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транс­портирования начинает подключаться планирование Рис. 2 Второй этап развития логистики производ­ства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения за­казов, улучшить использование оборудования.   Третий этап относится к настоящему времени и характери­зуется следующим: - современные коммуникационные технологии, обеспечива­ющие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движе­ния продукта от первичного источника сырья до конечного по­требителя; - развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики   Рис. 3 Третий этап развития логистики



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.