Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды лицензий. Различают следующие основные пути передачи технологий.




Различают следующие основные пути передачи технологий.

Общая характеристика форм международного технологического обмена

 

Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

  1. На некоммерческой основе:

o специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;

o конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;

o международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

  1. На коммерческой основе:

o продажа воплощенных технологий;

o прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;

o продажа патентных и «ноу-хау» лицензий;

o совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

o координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;

o лизинг;

o инжиниринг;

o консалтинг;

o портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

  1. Нелегальная передача технологий:

o промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;

o техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

  1. По наличию патента:

патентные — на право использования запатентованного изобретения;

беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением — договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

  1. По объему прав, передаваемых лицензиату:

o простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

o исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);

o полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).

  1. По способу коммерческой реализации:

o чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;

o сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

  1. По степени производственного освоения:

o достижения, освоенные в производстве;

o исследовательские.

  1. По предмету сделки:

o научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

o промышленные образцы;

o торговые знаки;

o услуги.

  1. По форме выплаты лицензионного вознаграждения:

o роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения;

o паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок;

o комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

· приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет;

· покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;

· каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;

· экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

Различают три типа франчайзинга.

  1. Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
  2. Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
  3. Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:

· имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;

· уменьшается объем капиталовложений;

· возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;

· гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

· возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

· они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

· получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

· компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

· объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;

· помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;

· франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы франчайзера:

· ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;

· затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

· проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;

· крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

Международный лизинг — финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:

· оперативный — более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

· финансовый — полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг — арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный — сдачу в аренду через третье лицо.

Экспортный лизинг — сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг — закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.