Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции «Налоги и налогообложение» 2012 год

Среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.


При любой другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Однако такое положение не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастет. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнет производителей к увеличению выпуска товара.
Таким образом, избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадет с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объем продукции будет называться равновесным количеством.
В данном случае мы видим действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и т.д.
Что же будет происходить с равновесной ценой, если будут меняться известные нам неценовые факторы. Как вы помните, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения вправо-влево. В этом случае можно рассмотреть простые и сложные случаи (рис. 3.8).

Рис.3.8

В простых случаях меняется или спрос, или предложение, в сложных случаях спрос и предложение изменяются одновременно. К более сложным случаям относятся следующие:
1. Предложение растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком "+", "-" или "0". Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения.
2. Предложение сокращается, спрос растет. Здесь наблюдается повышение равновесной цены тоже за счет изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-м случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения.
3. Предложение и спрос растут. В этом случае на равновесную цену воздействуют две противоположные тенденции:

  • рост предложения в направлении понижения цены;
  • рост спроса в направлении повышения цены. При этом равновесное количество увеличивается.

4. Предложение и спрос сокращаются. В такой ситуации воздействие на равновесную цену неопределенно. Если объемы сокращения предложения больше сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае если объемы сокращения предложения меньше сокращения спроса, то равновесная цена уменьшается. Равновесное количество в любом случае сократится.
(Попробуйте построить графики спроса и предложения для сложных случаев и рассмотреть изменения равновесной цены и равновесного количества.)
Теперь необходимо выяснить, что произойдет, если возникнут нарушения в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной цены (ниже пола невозможно упасть).

Рис.3.9

Как мы видим из рис. 3.9, результатом применения потолка цены или низшего предела цены будет дефицит или излишек. Зачем же применяют такие способы контроля за ценами?
Потолки цен применяют обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например доступность каких-либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "черный" рынок. Все это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности карточки, талоны и т.д.
Низшие пределы цен могут устанавливаться для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путем переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей.

Тема 1.Экономическое содержание и сущность налогов

1 Сущность налогов и их функции

Налог – одно из понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное и философское. С философской позиции налог – это общественно необходимое явление, проявляющееся в перераспределении излишков доходов на общественно необходимые цели. Налоги объективны, так как продиктованы необходимостью поступательного развития общества. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства, обеспечивая 80-90 % всех бюджетных поступлений развитых стран.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу распределения национального дохода на общегосударственные нужды. Финансовые отношения, складывающиеся между государством и налогоплательщиками по поводу формирования централизованного денежного фонда, называются налоговыми отношениями. Объектом налоговых отношений выступает прямое движение стоимости в денежной форме на безэквивалентной основе.

Производным от понятия «налог» является «налогообложение», в нем заключается не только экономическая сущность налогов, но и их правовая природа. Под налогообложением следует понимать совокупность финансовых и организационно – правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов физических и юридических лиц на общегосударственные цели. Юткина Т.Ф. дает следующее определение налогообложению. «Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно – правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно – властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». Данное определение раскрывает первопричину существования налоговых отношений – необходимость перераспределять часть доходов для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Современное налоговое законодательство трактует налог как средство, формирующее доход бюджета, что характеризует налог лишь как видимую форму отношений плательщика с государством. Однако, сущность налога двойственна, в нем заложено одновременно и объективное и субъективное начала. Как объективная экономическая категория налог представляет собой экономический метод (стимул) управления общественным производством. С другой стороны, налог как конкретная форма проявления правовых взаимоотношений государства и налогоплательщика представляет собой обязательный платеж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в государственный бюджет на основании налогового законодательства. Таким образом, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Исходя из экономической природы категорий «налог» и «налогообложение» важнейшими налоговыми функциями являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция (фиск – государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная налоговая функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С помощью фискальной функции налогов формируется государственный бюджет, создаются реальные возможности перераспределения части вновь созданной стоимости в пользу определенных территорий, отраслей, социальных групп общества. В экономически слабых государствах фискальная функция налога, как правило, преобладает над регулирующей.

Фискальная функция налогов создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, т.е. обуславливает регулирующую функцию налогов. Необходимость налогового регулирования экономики обусловлена свободой хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, оказывают воздействие на процессы воспроизводства, накопления капитала, финансовые результаты бизнеса, величину и динамику платежеспособного спроса населения. Регулирующая функция налогов может носить стимулирующий характер, что проявляется в предоставлении налоговых льгот в виде изменения объекта налогообложения, сокращения налоговой базы, понижения налоговой ставки и т.д. Сдерживающий характер регулирующей функции налогов проявляется через систему санкций, повышение налоговых ставок, введение дополнительного налогообложения, отмену льгот.

Таким образом, обе функции налогов взаимозависимы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. В то же время они относительно самостоятельны. Так, регулирующую функцию в большей мере выполняют прямые налоги на прибыль и имущество, а фискальную – косвенные налоги (НДС, акцизы).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены | Принципы и методы налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.