Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы налога и налоговая терминология

Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь

Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины

Налоговую систему необходимо рассматривать как экономическое явление, изменяющееся и развивающееся вместе с развитием общества. В конкретном государстве и для определенного времени налоговая система – это совокупность налогов, сборов (пошлин), принципов, форм и методов их установления, взимания, изменения, отмены, а также налоговых органов, форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по составу и структуре налогов, способам их взимания, структуре и полномочиям налоговых органов и др. существенным условиям налогообложения. Основными факторами, влияющими на структуру налоговой системы, являются уровень экономического развития страны, общественно – экономическое устройство (сочетание рынка и государства), господствующая в обществе экономическая доктрина, которая определяет роль налоговой системы (нейтральность или активное вмешательство в экономику страны), государственное устройство (федеративное или унитарное государство). С учетом этих факторов формировалась и налоговая система Республики Беларусь в 1991 – 1992 гг.

Налоговая система Республики Беларусь – это двухуровневая система, т.е. налоги и сборы поступают в республиканский и местные бюджеты. При ее построении учитывались как общенациональные принципы налогообложения (справедливости, определенности, удобства, экономии), так и внутринациональные принципы (единства налоговой политики, запрет обратной силы налоговых законов и др.). В РБ применяется в основном пропорциональное налогообложение (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, подоходный налог). При взимании налогов и сборов используются общепринятые в мировой практике методы:

1) кадастровый (для земельного налога) – предполагает использование кадастра (описи, реестра), содержащего типичные сведения об оценке и средней доходности объекта обложения (земли), используемые при установлении ставки налога и исчислении налоговой суммы;

2) декларационный – предусматривает подачу налогоплательщиками налоговой декларации (заявления) с указанием сведений для исчисления налога в налоговые органы;

3) административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения (налог удерживается бухгалтерией нанимателя до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога).

Современная налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими положительными чертами:

1. создана единая правовая база, для всех субъектов хозяйствования независимо от формы организации бизнеса и формы собственности действуют единые правила налогообложения, налогового контроля;

2. применяется общепризнанный набор налоговых платежей, используемых как в СНГ, так и Евросоюзе;

3. учитывается опыт зарубежных стран, что дает возможность участия в международных интеграционных процессах;

4. наряду с общим порядком налогообложения применяются специальные режимы налогообложения для резидентов СЭЗ, индивидуальных предпринимателей, малых организаций и т.д., что способствует улучшению налогового климата в стране.

Вместе с тем, налоговой системе РБ присущи следующие недостатки:

1) высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования;

2) нестабильность, несвоевременность выхода актов налогового законодательства, что обуславливает отсутствие правовых гарантий для участников налоговых отношений и порождает уклонение от налогов в сфере бизнеса;

3) не высокая роль местных налогов и сборов, формирующих местные бюджеты (в основном они наполняются за счет поступлений от общегосударственных налогов и сборов).

Основными направлениями совершенствования налоговой системы Республики Беларусь являются:

1) улучшение налоговой структуры за счет постепенного повышения роли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы;

2) снижение налоговой нагрузки;

3) выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков;

4) упрощение системы налогового администрирования;

5) повышение роли имущественных и экологических налогов, формирующих местные бюджеты;

6) ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики и устойчивый рост.

Согласно статье 6 налогового кодекса (далее – НК) налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

1. Объект налогообложения – это обстоятельства, с наличием которых согласно налоговому законодательству связано возникновение налогового обязательства (обязательства по уплате налогов, сборов). Например, доход, земельный участок, осуществление отдельных видов деятельности, обороты по реализации и т.д. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

2. Налоговая база – это физическая, стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения, принимаемая за основу для исчисления конкретной налоговой суммы.

3. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердые (установленные в абсолютной сумме, например, в евро, в белорусских рублях, в базовых величинах заработной платы) и процентные (адвалорные). По содержанию различают ставки маргинальные (непосредственно указанные в нормативном акте о налоге), фактические (определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе), экономические (определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

4. Налоговый период – период времени (например, календарный месяц, квартал, год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора (пошлины). Налоговый период может включать несколько отчетных периодов.

5. Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин). Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате (кроме случаев, когда обязанность по исчислению налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный органы либо налогового агента).

6. Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин). Сроки уплаты налогов, сборов могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Если срок уплаты платежей, в том числе авансовыми платежами, приходится на государственный праздник или праздничный день, установленный и объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим днем, либо на выходной день, этот срок переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

Уплата налогов, сборов производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях (если иное не установлено законодательством). Порядок уплаты устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Эти шесть элементов налогообложения являются обязательными. При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем размере.

В качестве основных можно выделить следующие налоговые термины, относящиеся к процессу налогообложения.

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбор (пошлина) - обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение размера налогов и их ставок, круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, а также порядка уплаты налогов.

Двойное налогообложение – это неоднократное обложение одного и того же объекта налогообложения налогами одного вида за один и тот же период.

Международное двойное (многократное) налогообложение – это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – обобщенная характеристика действия налогов, отражающая долю налоговых изъятий в совокупном доходе государства (в процентах к ВВП), в доходе (валовой выручке, прибыли) субъекта хозяйствования, индивидуальном доходе физического лица.

Налоговая юрисдикция – территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счёт все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортёрами и импортёрами по поводу уплаты налогов.

 

2. 3 Налоговое законодательство Республики Беларусь

Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ следующих нормативных правовых актов:

1) налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;

3) международные договоры;

4) постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

5) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления (постановления, разъяснения, письма), органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения.

Иерархию системы нормативных правовых актов по вопросам налогообложения можно представить следующим образом. I уровень – законодательные акты, обладающие высшей юридической силой: конституция РБ; налоговый кодекс РБ; законы РБ; декреты Президента РБ (имеют силу закона); указы Президента РБ (имеют равную юридическую силу с законами), международные договоры. II уровень – подзаконные акты. Они имеют подчиненный характер по отношению к законодательным актам и являются средством реализации законодательных норм. Подзаконные акты выстраиваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издававшего подзаконный акт:

· постановления Правительства Республики Беларусь;

· постановления республиканских органов государственного управления (Министерства по налогам и сборам (МНС) РБ, Государственного таможенного комитета РБ и др.);

· решения органов местного управления и самоуправления.

Нормативные правовые акты республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории РБ, а решения местных органов управления и самоуправления – на территории соответствующих административных единиц. Законодательные и подзаконные акты по налогообложению вступают в силу не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным законным способом.

Налоговый кодекс РБ – это основной документ, в котором комплексно регламентированы все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Налоговый кодекс состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть налогового кодекса Республика Беларусь (разделы 1 - 4), вступившая в силу с января 2003 года, определяет общую правовую основу налогообложения, его понятийный и процедурный аппарат. В Особенной части налогового кодекса (разделы 5 – 9), введенной с 01.01.2010г., выстраивается конкретный механизм исчисления и уплаты каждого из предусмотренных налогов, сборов (пошлин).

Налоговым кодексом закреплена презумпция невиновности налогоплательщика: «В случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков».

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, отменяющие налоги, сборы (пошлины), понижающие налоговые ставки, устанавливающие налоговые льготы, устраняющие обязанности плательщиков (иных обязанных лиц), иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговым кодексом установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных НК, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с НК принятием нормативного правового акта (решения): по курортному сбору - Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня; по местным налогам и сборам, кроме курортного, - областных и Минского городского Советов депутатов.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.

С введением в действие Особенной части Налогового кодекса утратили силу отдельные законы и акты Президента Республики Беларусь, постановления Министерства по налогам и сборам (МНС РБ) по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин). Формы налоговых деклараций, порядок их заполнения, комментарии к отдельным положениям налогового законодательства в настоящее время содержатся в Инструкциях МНС РБ. В итоге сократилось общее число нормативных правовых актов, различных ссылок на другие нормативные документы по вопросам налогообложения. Это явилось важным результатом принятия мер по совершенствованию налогового законодательства и упрощению налоговой системы Республики Беларусь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы и методы налогообложения | Тема 3:Характеристика субъектов и объектов налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.