Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

Правительство является регулятором экономической актив­ности в обществе. Правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны способствовать росту об­щественного благосостояния. Фискальная политикаполитика, направленная на изменение совокупного спроса посредством из­менений государственных расходов и налогов. «Фиск» в перево­де с латинского означает «казна». Фискальная политика включа­ет в себя не только методы обеспечения доходов государства, но и методы расходования этих средств.

Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политикасознательное регули­рование государством налогообложения и государственных рас­ходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Ос­новными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

Проиллюстрируем влияние государственных расходов на со­вокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики — государствен­ные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ЧВП, а на оси ординат — совокупные расходы. Состояние, при котором вся ве­личина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и го­сударством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны ве­личине ЧВП в этой точке.

 

Если функция совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновес­ный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий уровень — ЧВП2.

Государственные расходы подобно инвестициям обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ΔЧВП/ΔG.

Иными словами, государственные расходы в случае своего роста, подоб­но инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесно­го объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расхо­ды приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличе­ния выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительст­во может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Наименьшими мультипликативными свойствами обладают закупки продуктов сельского хозяйства, добывающей промышленности и первичной обработки сырья, а наибольшими мультипликативными свойст­вами — закупки оборудования, машин, техники. В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через государственные закупки чаше всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты.

Рассмотрим теперь влияние налогов на объем национального производства. Налоги выполняют в экономики три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повы­шение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью по­полнения доходов малообеспеченного населения. С точки зре­ния регулирования, государство стремится не столько увеличи­вать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивно­го воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший об­щий результат.

Введение налога приводит к уменьшению располагаемого до­хода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплатель­щиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокраще­ния определяется величиной Предельной склонности к потребле­нию (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Из­менение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ΔС= ΔT x МРС. Ана­логично, изменение величины сбережений вследствие роста на­логовых ставок определяется по формуле: ΔS = ΔT x MPS. Воздей­ствие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

 

При постоянных инвестиционных и государственных расхо­дах введение налога приводит к сокращению совокупного спро­са и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противо­положная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и го­сударственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть распо­лагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как ка­ждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 3.5. Фискальная политика государства | Фискальная политика в ходе экономического цикла
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.