Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по дисциплине. 1. Необходимым условием для выхода организаций из кризиса является формирование корпуса современных управленцев

«Антикризисное управление»

1. Необходимым условием для выхода организаций из кризиса является формирование корпуса современных управленцев, способных стабилизировать бизнес и обеспечить его стратегическое развитие.

Современный управленец должен владеть знаниями в области финансового анализа и маркетинга, навыками работы в кризисных ситуациях.

2. Антикризисный управляющий решает задачи:

1) вывода организации из экономического провала;

2) восстановления платежеспособности;

3) создания условий для последующего устойчивого развития организации.

Название «антикризисный управляющий» применяют к лицу, утвержденному арбитражным судом в процессе банкротства организаций и к лицам, которых назначают собственники (учредители) для управления организацией, находящейся в условиях кризиса.

Для успешной работы антикризисным управляющим необходимы особые личностные и профессиональные характеристики.

Особенностью положения арбитражного управляющего является его «раздвоенность», обусловленная его обязанностью действовать не единственно в интересах должника, но и в интересах кредиторов, иных лиц, общества в целом.

Эффективное сотрудничество с людьми является задачей, условием, формой и содержанием деятельности антикризисного управляющего и необходимой средой, в которой он достигает поставленных целей.

3. Организация – это система, то есть нечто, состоящее из взаимосвязанных между собой и взаимозависимых элементов. Эта система наделена экономической самостоятельностью, то есть имеет людские и материальные ресурсы, которыми может распоряжаться по собственной воле, по своему усмотрению.

Организация имеет общее и непосредственное внешнее окружение, на ее деятельность влияют внешние и внутренние факторы.

4. Кризис – это крайнее обострение противоречий внутри системы, разрегулирование, то есть несогласованная работа ее отдельных элементов и звеньев.

Кризис наступает в переломный момент процесса изменения организации.

 

Рисунок – Изменения

 

В первую очередь такой кризис связан с внутренними факторами. Этот переломный момент можно назвать критической точкой изменений, когда организация приобрела новое, ранее не известное ей качество. Практический вопрос заключается в том, как определить, что этот переломный момент наступил. Об этом будут свидетельствовать нарастание напряженности между людьми и сопротивление персонала происходящим изменениям, увеличение количества и глубины конфликтов, вовлечение в конфликты новых сфер деятельности организации.

 

Рисунок – Виды изменений

Кризис также наступает в случае длительного либо кратковременного, но существенного несоответствия структуры и деятельности организации ее внешнему окружению или внутренним ожиданиям персонала.

5. Экономическая деятельность подвержена неопределенности, то есть риску. Риск связан с поведением других людей, их ожиданиями, решениями и действиями.

Риски минимизируются с помощью:

1) создания собственных гарантийных (для кого-то) или резервных (для себя) фондов;

2) страхования;

3) получения гарантий и материальных видов обеспечения.

6. Государственное регулирование экономики представляет собой ограниченное законодательством вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

Государственное антикризисное регулирование – это политика государства, направленная на защиту организаций и предпринимателей от кризисных ситуаций и банкротства.

Государственное антикризисное управление – непосредственное вмешательство государственных органов в деятельность организации в целях вывода ее из кризиса, в том числе для восстановления ее платежеспособности.

7. Неплатежеспособность бывает случайной, периодической, хронической.

Хроническая неплатежеспособность может быть определена как финансовая несостоятельность должника, она служит причиной признания организации банкротом.

8. Диагностика банкротства представляет собой комплекс исследовательских процедур, направленных на определение степени вероятности наступления финансовой несостоятельности организации.

9. Целями антикризисного управления выступают: ликвидация кризиса, устранение его негативных последствий, стабилизация деятельности организации, создание условий ее устойчивого развития.

Антикризисное управление представляет собой деятельность менеджеров, направленную на анализ факторов и причин кризиса, на преодоление кризиса, выработку мер по снижению его отрицательных последствий и на использование факторов кризиса для последующего развития организации.

10. Антикризисным управляющим считается человек, обладающий знаниями и опытом в области кризис-менеджмента.

Он наделяется полномочиями по управлению организацией:

1) высшими органами управления юридического лица;

2) арбитражным судом (в случае возбуждения в отношении организации дела о банкротстве).

Особенности деятельности антикризисного управляющего предопределяют два условия: ограниченность времени, в течение которого можно успешно реализовать антикризисную программу и острый недостаток ресурсов для нормального функционирования организации.

Благожелательное восприятие антикризисного (арбитражного) управляющего и его действий во многом связано с его профессиональным этичным поведением. Учитывая особую значимость этические нормы, связанные с деятельностью арбитражных управляющих, закреплены в нормативных правовых актах и документах саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Основное их содержание направлено на формирование у арбитражных управляющих непредвзятости, разумности, добросовестного отношения к своим обязанностям, стремления соблюдать законы, способности противостоять давлению, понимания истинных интересов должника, кредиторов и общества.

11. Цели законодательства о банкротстве:

1) через угрозу принудительной ликвидации заставить собственников поддерживать эффективную деятельность своих экономических структур;

2) очищать экономическое пространство от неэффективной бизнес-деятельности;

3) распределять активы бесперспективных должников между «пострадавшими», исходя из соображений «социальной защиты слабой стороны» и экономической значимости кредитора.

С помощью законодательства о банкротстве незадействованное в производстве имущество организаций-должников возвращается в сферу бизнеса, происходит избавление экономики от неэффективных производств, неэффективного бизнеса, возмещается (полностью или в части) ущерб, ранее причиненный кредиторам действиями должника.

Законодательство о банкротстве стимулирует развитие производства и создание конкурентоспособной продукции.

12. Российское законодательство о банкротстве предусмотрело четыре вида процедур, применяемых к должнику:

1) оценочная. В ходе нее производится определение способности должника осуществлять эффективную экономическую деятельность;

2) реабилитационные. Их введение связывается с восстановлением платежеспособности должника и предотвращением его ликвидации;

3) примирительная. Связана с договоренностями между должником и кредиторами о снятии с должника части кредиторских притязаний;

4) ликвидационная. Предусматривает проведение расчета с кредиторами за счет всего имущества должника с полным выведением последнего из экономического оборота.

Основными являются принудительные процедуры, назначаемые арбитражным судом – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Названные процедуры считаются принудительными, так как их введение и процесс реализации происходит независимо от воли собственников (участников) должника, которые на период этих процедур утрачивают значительную часть своих полномочий, а также в связи с тем, что в отношении должника устанавливается контроль со стороны кредиторов и арбитражного суда, при руководстве должником независимым лицом – арбитражным управляющим.

13. Ключевой фигурой процесса о банкротстве является арбитражный управляющий, выполняющий или функции руководителя, или функции контроля за отчуждением имущества и деятельностью должника.

14. Сегодня в целях эффективного функционирования организаций необходимо:

а) масштабное применение антикризисных мероприятий, предусматривающих реструктуризацию активов, долгов, капитала, в том числе с помощью применения процедур банкротства;

б) качественный профессиональный отбор руководителей для сферы бизнеса;

в) постоянная переподготовка управленческих кадров, повышение их профессионального уровня;

г) активное вовлечение в процесс антикризисного управления предпринимательских структур, в том числе юридических, консалтинговых, оценочных, аудиторских фирм;

д) поощрение развития общественных и саморегулируемых профессиональных объединений антикризисных и арбитражных управляющих.

15. В ходе законотворческой деятельности, при принятии решений о внесении изменений в действующее законодательство следует учитывать не только результаты проведения процедур, но и уровень правопорядка в ходе их применения. Ведь, как показывает практика, в сфере применения законодательства о несостоятельности происходят многочисленные нарушения, которые искажают результаты процедур банкротства и снижают эффективность их применения.

16. Только учитывая все факторы, негативно влияющие на исход процедуры банкротства, арбитражный управляющий может выстроить правильную систему экономически целесообразных действий, которая приведет его к решению задач, определенных законодательством о несостоятельности.

В традиционном понимании менеджер отождествляется с администрированием, регулированием, которые заключаются в постановке задач, контроле их исполнения коллективом, подчинении коллектива своей воле.

Считается, что существует пять основных типов менеджмента:

1) кризисное управление, направленное на выживание;

2) администрирование, направленное на поддержание статус-кво, т.е. существующего положения дел;

3) управление в контексте определенных задач и целей, направленное на достижение конкретного, заранее известного результата в ближайшем будущем;

4) стратегическое управление, связанное с предвидением и реализацией долгосрочного преимущества организации;

5) лидерство, основанное на ценностях и ориентированное на установление атмосферы сотрудничества, стратегической интеграции, улучшение производственных процессов, внедрение самоуправления, имеющее в основе ответственность и согласие.

С кризис-менеджментом неверно отождествляют лишь управление, направленное на закрепление или восстановление определенного положения, закручивание гаек. Менеджер предстает в качестве прямого практического средства, насаждающего жесткий контроль, регламент, формальные требования, навязывающего процедуру и политику. Естественными типами реакций подчиненного на требование беспрекословного исполнения указаний могут быть:

• слепое, механическое исполнение при полном равнодушии к полученному результату;

• безмолвное, пассивное или активное сопротивление, или полное неприятие при внешней готовности;

• открытая враждебность, противостояние, взрыв возмущения.

В этих условиях у персонала организации пропадает способность рассуждать, появляется равнодушие, готовность мириться с текущим положением дел, вырабатывается склонность оправдывать свою безответственность, перекладывать вину на других. Без способности эффективно сотрудничать с людьми ««инструменты» управления проектом могут быть использованы лишь для того, чтобы помочь зафиксировать его провалы с большей точностью». По этим причинам в современных условиях функционирование бизнеса и осуществление антикризисных мероприятий невозможно без эффективного сотрудничества с людьми. Такое сотрудничество с людьми становится одновременно задачей, условием, формой и содержанием деятельности антикризисного управляющего и необходимой средой, в которой он достигает поставленных целей.

Комплекс причин, из-за которых организация попадает в кризис:

 
 

 

 


Рисунок – Причины кризиса

Внешние причины.

Экономическая политика. Нехватка государственных средств для решения общегосударственных задач. Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической ситуации регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента. Кризисные факторы – ужесточение налогообложения: отмена налоговых льгот, отмена намеченных реструктуризацией налоговых платежей; рост отдельных ставок налогов или увеличение уровня налогообложения в целом; удорожание кредита, прекращение государственного льготного кредитования. Последствия для организации – рост издержек и цен на продукцию, снижение продаж, оборота, выручки.

Политика государства. Государство вводит дополнительные запреты или ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности; нестабильность в правительстве, связанная с частой ротацией министров и ключевых чиновников, а также частая смена правительственного курса или неопределенность в экономической сфере. Последствия – ухудшение инвестиционного климата (опасение вкладывать средства в развитие производства из-за высокого риска утраты этих средств), развитие у бизнесменов синдрома «временщиков», прекращение ими работы на перспективу; вывоз капитала из страны.

Социальные причины – традиции, жизненные ценности и установки, приверженность к административно-плановой экономике, низкий уровень производственной культуры, отсутствие навыков управления в рыночных условиях. Последствия – некачественный менеджмент, отвлечение средств в непроизводственную сферу, тяга к расточительству, преступность, коррупция.

Технологические причины – низкий общий технический уровень, недостаточное финансирование государством науки и новых технических разработок при открытости рынка для зарубежных производителей. Последствия – технологическая отсталость; низкий уровень производительности труда; низкое качество и высокая себестоимость продукции; неконкурентоспособность.

Правовые причины. Проявления – недостаточное антимонопольное регулирование, которое проявляется в высокой степени монополизации и массовом применении в деловом обороте методов и способов недобросовестной конкуренции; низкий уровень правопорядка (тотальное несоблюдение законодательных актов «сверху до низу»). Последствия – произвольное повышение организациями-монополистами цен на продукцию за счет остальных субъектов, нестабильность деятельности, отсутствие желания производить вложения в производственную собственность ввиду высокого риска ее утраты из-за неправомерных действий конкурентов и иных лиц и ввиду неэффективной правоохранительной и судебной системы, которая не позволяет быстро и в полном объеме восстанавливать нарушенные права.

Маркетинговые причины. Вынужденная (технологическая) зависимость от потребителей и поставщиков. Проявление – затоваривание, задержки поставок сырья или продукции. Последствия – нарушение ритмичности работы, снижение объема производства и качества продукции, невыполнение обязательств перед контрагентами, отсутствие роста выручки или существенное замедление роста выручки, рост неплатежей.

Внутренние причины.

Управленческие – высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, недостаточно качественная система материального и финансового учета и контроля, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости (адаптивности) управления, слабый контроль за реализацией принятых управленческих решений, плохая организация системы контроля качества продукции.

Производственные – необеспеченность единства деятельности организации как единого имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы.

Рыночные – низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей, непродуманная система продвижения товаров на рынок, ошибочная ценовая политика.

Проявление – выпуск продукции невостребованной рынком (низкие потребительские свойства или качество товара); длительная оборачиваемость материальных и денежных ресурсов; высокие административные и непроизводственные расходы; неоправданно высокая себестоимость.

Последствия – неплатежеспособность, банкротство, ликвидация.

Более подробно все причины можно раскрыть в следующей схеме:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Занятие 10. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Типы корпоративных системных кризисов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.