КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правил Гастева
Формирование культурных установок Социальная инженерия Алексея Гастева. Отечественные школы управления. 08.05.2013 лекция Алексей Капитонович Гастев (26 сентября (8 октября) 1882 года, Суздаль — 15 апреля 1939 года, Коммунарка) — русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. ЦИТ - центральный институт труда, где проводились исследования м-т. Главной заслугой Гастева была разработка новой науки в теории м-т - социальной инженерии. В 1924 году. Основные положения заложены в 2х работах: 1) установка производства методом ЦИТ; 2) "как надо работать". Гастев выдвинул задачу - построить современное предприятие как огромную социальную лабораторию, в которой были бы созданы: современные условия труда, новая культура труда, новые социальные отношения, новая бытовая культура, где предприятие и рабочее место стало бы основой возникновения нового общества и нового человека. Социальная инженерия включала в себя 3 элемента: 1. Научная организация производства (НОТ), внедрение науки на производстве должно идти отличным от Тейлора пути, а именно, через массовое движение ударников труда (стахановское движение {Гастев во главе}) "Раскрепостите человека, чтоб он был свободным в работе" 3. Обучение и воспитание нового типа работника: - современная организация рабочего места. - культура личного поведения - коллективного труда - культура рабочего класса - культура отношения к работе и творчеству - бытовая культура. => культура общества в целом Согласно Гастеву трудовому типу личности должны быть присущи такие качества: - наблюдательность, изобразительность (умение изображать, отображать и фиксировать в слове, в письме, в графике и фотографии); - воля (готовность к действию, способность к переключению); - двигательная культура (культура тела, трудовых, спортивных, бытовых движений); - владение режимом (времени, жизни, труда); - искусство отдыха и восстановления сил; - умения и культура организатора; - политехнизм (Система обучения, предусматривающая ознакомление учащихся с основными отраслями производства.)
Культурные установки были рассмотрены Гастевым в работе " как нужно работать ", где он представил 16 правил культурной работы. 1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально 2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы 3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного 4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум 5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится* зарежешь, и работу <запорешь>. После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить 6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело н ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу н уже после этого приналечь 7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит и человека и работу 8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу 9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные 10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы 11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать 12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно 13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого к самой работе 14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо <вытерпеть>, так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится <отравление> воли, и работа опротивеет 15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле 16. По окончании работы надо все прибрать; и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы принимаясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не противела.
Общее у Тейлора и Гастева: 1) Переход к научным методам управления. 2) Внедрение НОТ, тольк у Тейлора с верху в низ(руководитель устанавливал норму выработки), а у Гастева с низу вверх(работник устанавливал свой лимит) 3) Борьба за максимальную производительность 4) Усиление роли низшего и среднего управленческого персонала в подготовке и обучении рабочих.
Различия Тейлора и Гастева: 1) Центр тяжести тейлоризма лежал в плоскости цеховой организации труда и проищводства; Центр тяжести у у Гастева - рабочее место каждого работника. 2) Решающая роль в росте производительности труда по Гастеву, принадлежит человеческому фактору активации способностей работника, а не только технической вооруженности. 3) Тейлор и Форд сделали рабочего - объектом изучения У Гастева рабочий - субъект преобразования. 4) Методы Тейлора - узко административные и технологические. Гастев выступал за новую культуру труда, где где предприятие было социальной лабораторией преобразования работника и общества в целом. 5) Исследования Гастева основаны на поисках методов активизации способностей работника что бы он стал не объектом а творцом новых методов труда.
16.05.2013 Лекция Вклад российских ученых в историю м-т. Развитие управленческой мысли в России в начале 20 века. План 1. За рождение мт в России. Дискуссия вокруг тейлоризма. 2. Культура труда и управления Алексея Гастева. 3.Административная теория Фёдора Дунаевского и конструктивизм Николая Витке 4. Индустриальная утопия Осипа Ерманского.
1. За рождение мт в России. Дискуссия вокруг тейлоризма. За рождение научного мт в России относится к началу 20 века. Параллельно с тейлоризмом. Основные причины развития мт в России: 1 ) экономическая отсталость страны; Население России в 2 раза больше к 1911 в чем в сша. А продукции производилось в 10 раз меньше. На душу населения ВВП - в 20 раз отставало, => огромное внимание к тейлоризму, как способу технического прогресса и роста производительности труда. 2) отсутствие производственной культуры труда. Дешевая рабочая сила, никто не был мотивирован и заинтересован в результатах труда, неограниченный рабочий день. 3 ) ручной труд и низкая производительность. 4) в системе социалистического хозяйства надо было доказать превосходство по производительности труда. => внимание обращено на тейлоризм, и как их применить к нам.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |