Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V Высшее благо — см. Абсолютное благо

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

•.

. А

^ Абсолютная ценность — ценность абсолютного блага, превы­шающая любые иные ценности.

+ Абсолютное благо — благо, имеющее абсолютную ценность не­зависимо от конкретной ситуации, не нуждающееся в оправдании необходимостью для достижения иного блага. В монотеистических религиях А. б. — это единение с Богом и обретение жизни вечной. ^ Альтруизм — готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание.

Апатия — бесстрастие, нечувствительность к страданиям или способность быть независимым от внешних обстоятельств, идеал состояния души в этической системе стоиков.

4, Атараксия •*- невозмутимость; согласно этической системе Эпи­кура идеальное душевное состояние, достигаемое избавлением от страха, ограничением в потребностях и удалением от общественных дел.

Б

- Безусловное благо — благо само по себе, а не при определенных условиях как средство достижения другого блага..н Бескорыстие — способность совершать поступки без расчета на вознаграждение, соразмерное затраченным усилиям. ^ Благо — объективная ценность для человека. Субъективно свя­зано с чувством удовлетворения от его достижения или получения.

*В некоторых определениях использованы мысли св. Фомы Аквинского, папы Иоанна Павла II, Ларошфуко и Р. Шпемана.


Благодать — сверхъестественная (идущая от Бога) поддержка, укрепляющая установку человека на освобождение от зла и пре­одоление соблазнов и помогающая это осуществить. -ц Благоразумие — добродетель, помогающая избежать дурных крайностей и не совершать опрометчивых поступков. Входит в число основных христианских добродетелей.

Блаженство — состояние, даруемое, по учению ряда религий, как награда праведным. По христианскому учению, связано с пребыванием в Царстве Небесном (см. Мф. 5: 3—11).

В

Вина — нарушение заповедей или морального закона, совер­шенное сознательно или по небрежности (невнимательности).

~(- Внимательность — способность всматриваться в действитель­ность и различать в ней неочевидные, но этически значимые моменты. Этическая В. есть необходимая предпосылка чувстви­тельной совести, позволяющей прогнозировать этическую опасность возникающих перед субъектом ситуаций и находить морально вер­ные способы поведения.

. Воля — духовная сила, направленная на достижение познанного разумом добра. В. также побуждает разум к постижению истины и добра.

Г

-^ Гедонизм — этическая система, принимающая в качестве абсо­лютного блага удовольствие, достигаемое субъектом. Г. исходит из того, что объективное содержание наших стремлений и поступков есть лишь средство для достижения удовольствия от их результата или даже самого процесса деятельности.

Грех — добровольное нарушение заповедей, основанное на своеволии, т. е. нежелании считаться с волей Бога. Г. может пре­вратиться в состояние души, ведущее к отпадению от Бога.

А

4 Декалог — десять заповедей Моисея, полученных им на горе Синай (Исх, 20: 2—17), ставших основой иудейской и христианской морали.


-•\ Добро — то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Добровольность (поступка) — отсутствие внешнего принуждения, заставляющего совершить этот поступок вопреки собственной воле, v Добродетель — состояние души, в котором человек нацелен на правильный моральный выбор и способен его совершать. Д. в религиозном смысле — отсутствие состояния греха и пребывание в единении с Богом. По Аристотелю, счастье состоит в том, чтобы жить добродетельно.

-{-Долг — представление субъекта о должном в конкретной жиз­ненной ситуации.

•^ Должное — то, что рекомендуется моральным или религиозным законом и вменяется человеку в обязанность его совестью.

Е

л Естественный моральный закон — само собой разумеющиеся представления о морали, не опирающиеся на авторитет религиозного закона.

•+- Закон в морали — система моральных правил, позволяющих отличать добро от зла и давать моральную оценку совершенным поступкам и вариантам предстоящего выбора..^ Заповеди — моральные правила, основанные на Откровении, пред­писываемые религиозным учением. В христианстве различаются за­поведи закона (см. Декалог) и заповеди любви (Мф. 22: 37—39). •^ Зло — то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. 3. обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

-^-, Золотой середины принцип — в этике Аристотеля представление 6 том, что каждая добродетель находится в середине между двумя крайностями. Фундаментальную роль играет благоразумие, лежащее между распущенностью и бесчувственностью к удовольствиям.

И

-f- Императив — требование, предъявляемое к человеку обстоя­тельствами или моральным законом.

Интенция — ориентация воли на совершение определенных по­ступков.


к

Казуистика — искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.

Казус — уникальная ситуация, требующая для этической оцен­ки изощренного анализа.

•f- Категорический ммператиз — требование, предъявляемое чело­веку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств. Например, К. и. требует от человека, чтобы каждый его поступок мог стать универсальным прецедентом.

Компромисс — ситуация, в которой ее участники частично по­ступаются собственными интересами ради общего согласия и воз­можности частично гудовлстворить свои интересы, не потерпев морального урона.

Конфронтация — ситуация противостояния, в которой участ­ники, добиваясь достижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других. Участники К. полагают свое до­стоинство в том, чтобы выйти из нее ничем не поступившись.

Л

Легалистское мировоззрение — представление о том, что мо­ральное поведение целиком основано на долге исполнения мораль­ного закона, а не на основе свободы и любви. -V- Лицемерие — это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться. Не­обходимость лицемерить свидетельствует, что данное общество все же ценит добродетель выше порока.

j. Личность — ответственный и свободный человек, способный со­вершать поступки и осознавать их моральные последствия, готовый совершать усилия, чтобы не оказаться игрушкой манипулирующих им внешних сил. С религиозной точки зрения, человек является Л., поскольку он есть образ и подобие Бога (Быт, 1: 26). -^. Любовь — фундамент христианской этики, имеющей онтологи­ческое основание в Л. Бога и заповедях Иисуса Христа (Мф. 22: 37—39).

М

^~ Милосердие — высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических стремлений и не нуждающаяся во внешних мо­тивациях.


Мораль — общечеловеческие нормы и образцы поведения, при­нятые в некотором обществе.

^_ Моральное (нравственное) богословие — раздел богословия, изучающий проявление Бога в действиях и сознании человека, а также религиозные основания морали.

•y- Моральные нормы — характеристики соответствия поведения человека требованиям морального закона и транслируемым в об­ществе образцам морального поведения.

-J- Моральный закон — совокупность моральных норм, религиоз­ных заповедей и образцов поведения, определяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта, л. Моральный статус субъекта — показатель соответствия пове­дения и намерений человека нормам морали.

Н

-V Намерение — внутренняя ориентация субъекта на совершение определенного поступка в рамках некоторой ситуации. ^, Натуральное благо — благо, связанное с получением природных вещей и социальных преимуществ, обеспечивающих самосохране­ние, воспроизводство и счастье субъекта.

Неустранимость происшедшего — невозможность превратить происшедшее в небывшее (изменить прошлое), заставляющая смот­реть в глаза реальности, в которую мы погружены. •-\- Нравы — принятые в обществе способы поведения и принципы моральных оценок.

О

.f Ответственность — способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.

-(-Относительное благо — благо, ценность которого требуется со­размерять с более высокими видами блага и которым допустимо пожертвовать для достижения более высоких ценностей.

. Ошибка — неправильная оценка ситуации, приводящая к дур­ному поступку.

«.

П

Порок — сознательный отказ от добродетели. -)- Поступок — действие или акт мысли, осуществленные на основе сознательного свободного выбора, за которые человек несет мо­ральную ответственность.

9-Ю. Шрейдер 129


.f- Практический разум — разум, позволяющий ответственно со­вершать практические действия, предусматривать их возможные последствия и давать моральную оценку своим поступкам и мыслям. •ч- Принцип реальности — убеждение в том, что нельзя жить ил­люзиями, даже если они обеспечивают человеку ощущение счастья, т. е. отказ от удовлетворения, достигаемого разрывом с реальностью.

Принцип согласия с действительностью — основной принцип реалистической этики, принимающей моральные нормы не как условность договора, но как учет требований объективной дейст­вительности, включающей объективную духовную реальность, внут­ренний мир субъекта и внешнюю материальную действительность.

Принцип сочувствия — установка на воспроизведение в собст­венном сознании точки зрения на мир и эмоций другого субъекта, чтобы найти путь к общему пониманию проблемы и аргументов.

Р

*. Разум — способность осознавать мир в понятиях и совершать логические умозаключения об этом мире.

^ Разумного эгоизма принцип — представление о том, что чело­век, разумно отстаивающий собственные интересы, фактически поступает глубоко морально, ибо понимает невыгоду нарушения чужих интересов.

-^ Рациональная этика — попытка рационального обоснования мо­ральных ценностей обычно путем их сведения к пользе для субъекта или человечества.

-у Реализм — принятие как реальности всего того, что уже про­изошло и неотменимо существует, и поиск в этой реальности морально лучшего решения.

j. Реалистическая этика — этическая система, ставящая во главу угла принцип согласия с действительностью, включающей самого субъекта и окружающую его материальную и духовную реальность. Рефлексия — анализ акта мышления, в котором этот акт ста­новится объектом догоняющей его мысли.

•f- Решение — выбор, свободно сделанный субъектом на основе сопоставления ценностей возможных альтернатив.

^. Риск — отсутствие гарантии того, что хорошее решение приведет к хорошему результату.

С

г Самосохранение — натуральное благо, к которому человек обычно склонен стремиться, хотя это стремление может вступать в противоречие с моральными требованиями.


f Свобода — отсутствие принудительного давления, т. е. возмож­ность отдаться естественным склонностям. С. есть условие творче­ского развития личности и морального поведения. •l Свобода воли — необусловленность человеческих стремлений и принимаемых решений естественными причинами. Благодаря С. в. человек выходит за пределы природной предопределенности. 4. Свобода выбора — возможность совершить выбор по собствен­ному предпочтению, а не под давлением обстоятельств или страстей.

Синергия — активное соучастие человека с Богом в деле спа­сения, подразумевающее активные усилия человека в преодолении греха и готовность принять помощь Бога.

^ Соблазн — ситуация, толкающая человека к аморальному по­ведению (поступку) или греху ради достижения какого-либо на­турального блага"или ради извращенного удовольствия совершить дурное дело.

«-)- Совесть — способность практического разума интуитивно оце­нивать верность субъекта моральному закону и обнаруживать под­стерегающие его соблазны. С. реализует этическую внимательность и осуществляет контроль над решениями, которые предлагает разум. С. может действовать прогностически, предупреждая о моральной опасности, и ретроспективно как угрызения совести. j- Справедливость — соблюдение естественной симметрии при рас­пределении ограниченного ресурса натуральных благ между людьми независимо от личных симпатий, интересов и выгоды.

- Средство — действие, выполняемое ради достижения желаемой цели, или необходимые для этих действий материальные или че­ловеческие ресурсы.

Стоицизм — пантеистическое философское учение, признающее идеальным состоянием человека апатию и рекомендующее чело­веку строить жизнь путем сознательного подчинения закону при­роды (логосу).

Стыд — внутренний дискомфорт, испытываемый субъектом в результате нарушения моральных норм. С. может проявляться как угрызения совести. Для морально неразвитого субъекта уровень С. связан с тем, что это нарушение становится явным.

Счастье — абсолютное благо в эвдемонистических системах эти­ки и фактически в любых натуралистических системах этики. Аристотель свел С. к достижению добродетельной жизни.

У

Удовольствие — высшее благо в этике гедонизма. Состояние У. может достигатся в результате получения какого-то натурального

9* 131


блага. Стремление к У. может вступить в противоречие с принципом реальности.

. Условное благо — то, что обладает ценностью лишь постольку, поскольку необходимо для безусловного блага.

•f Утилитаризм — этическая система, основанная на представле­нии о полезности как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полезным для выживания (приспособления) индивида и (или) общества. У. видит в моральных нормах полезный регулятор деятельности.

Ф

^ Фанатизм — готовность пренебречь любыми ценностями (в том числе и моральными) ради выгоды или самоутверждения некоторой группировки.

Фатализм — установка на предопределение, обреченность судь­бе, детерминированной прошлым или высшей волей.

X

^- Христианская этика — этика, основанная на заповедях Иисуса Христа о любви к Богу и любви к ближним, а также на Евангельской проповеди.

Ц

•f- Цели — те блага, которых субъект стремится в конечном счете достигнуть в результате совершаемых им действий.

Ценностно-безразличная свобода — свобода выбора, рассмат­риваемая безотносительно к ценностям имеющихся альтернатив. При таком понимании свободы ценность самого выбора стоит выше выбираемых ценностей, а совершенный выбор — дурной или хо­роший — уменьшает свободу выбирающего.

Ценностно-ориентированная свобода — свобода выбора, соот­несенная с разумной оценкой выбираемых альтернатив и понима­емая как свобода от соблазна дурного выбора. Добрый выбор увеличивает свободу в этом смысле, а дурной ее ограничивает. 4- Ценность — характеристика сравнительного достоинства того или иного блага.

^ Цинизм — подчинение моральных требований личной выгоде или удовольствию и стремление оправдать собственные дурные


действия их неизбежностью или общепринятостью, отказ от мо­ральной самооценки.

• Ч

,l, Честность — сознательное стремление избегать обмана и само­обмана.

1 Честь — установка на утверждение собственного достоинства за счет соблюдения системы моральных норм (кодекса чести), при­нятых в данному кругу.

Э

• Эвдемонизм — этическая система, считающая высшим благом достижение счастливой жизни.

-}„ Эволюционная этика — этическая система, объясняющая воз­никновение моральных ценностей и норм как имеющих приспосо­бительное значение в процессе эволюции, идущей на основе естественного отбора. Эта концепция впервые была предложена Г. Спенсером, а затем развивалась П. Кропоткиным и В. Эфро-имсоном.

•}• Эгоизм — установка на обеспечение собственных интересов за счет полного или частичного пренебрежения чужими. v Эпикуреизм — разновидность эвдемонизма, указывающая путь счастливой жизни в отказе от притязаний на успех и минимизации страданий через состояние апатии.

„ Этика — философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, основания этих систем и ло­гическую структуру понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Лекция 1. Введение в предмет этики................................... 9

Этика, мораль и нравы 9

Этика — как философская рефлексия

о морали 15

Многообразие этических систем 16

Иерархия ценностей: цели и средства 19

Лекция 2. Истинное благо:

различные представления 21

Удовольствие или счастье? 21

Счастье быть добродетельным 23

Принцип золотой середины 24

Эволюционная этика 26

Может ли принцип удовольствия быть

основой морали? 28

Лекция 3. Абсолютизм и реализм этических

требований 33

Условное, относительное

и безусловное благо 33

Утилитарные этические системы 35

Утилитаризм и альтруизм 37

Этический абсолютизм 38

Три формулировки категорического

императива 39

Цель и средства 42

Корыстна ли религиозная этика? 46

Лекция 4. Реалистическая этика.......................................... 48

Принцип согласия с действительностью 48

Принцип становления личности 50

Неустранимость происшедшего 52

Абсолютизм моральных запретов 53

. Религиозная этика и гуманизм 55

Реалистическое отношение к счастью 57

Приоритет духовного 59


Лекция. 5. Принцип сочувствия.......................................... 61

Этика и практика......................................... 61

Принцип сочувствия как моральный закон.. 64

Лекция 6. Справедливость................................................... 69

Асимметрия справедливости........................ 69

Критерии справедливости............................ 71

Справедливость и милосердие..................... 74

Лекция 7. Совесть................................................................. 77

Сверхразумность совести............................... 77

Всегда ли следует слушаться совести?......... 78

Совесть и внимательность............................... 80

Совесть и стыд.................................................. 82

Лекция 8. Модель моральной рефлексии......................... 86

Как определить моральный статус

субъекта?..................................................... 86

Формальная структура рефлексии.,............ 90

Алгебра комбинирования добра и зла......... 93

Лекция 9. Свобода и моральный закон............................... 99

Ограничивает ли мораль свободу?.................. 99

Ценностно-ориентированная свобода............ 101

Укорененность свободы в природе человека

как основа томистской этики........................ 103

Естественная направленность к благу............ 105

Свободный выбор — акт воли и разума......... 106

Путь обретения свободы.............................. 108

Мудрость и милосердие............................... 110

Свобода и моральный закон....................... 111

Моральный закон Евангелия........................... 113

Лекция 10. Как возможна мораль? (Вместо

послесловия)................................................. 116

Литература........................................................................... 124

Словарь основных понятий.............................................. 125


Учебное пособие

Шрейдер Юлий Анатольевич

ЛЕКЦИИ ПО ЭТИКЕ

Зав. редакционно-издательским

отделом Т. И. Балашова

Редактор О. И. Процент

Художник Б. В. Сурков

Художественный редактор В. И. Пономаренко

Технический редактор И. В. Пронина

Корректор Л. Е. Кронская

Оригинал-макет сверстан в Компьютерном центре МИРОСа

Н/К

Изд..№ ФЗО(ОЗ). Подписано в печать 24.10.1994.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме».

Печать офсетная. Объем 8,5 печ. л. Тираж 20 000 экз.

Заказ № 705. Цена договорная

Московский институт развития образовательных систем 109004 Москва, Нижняя Радищевская ул., д. 10.

Издание подготовлено совместно с ассоциацией

„Полиграфист". Москва, ул. Прянишникова, 2а

(Лицензия ЛР № 040577 от 26.01.93)

Московская типография № 6 Комитета Российской Федерации по печати, 109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И моральный закон | Формирование органической химии как науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.