КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ некоторых педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
В современной образовательной практике выделяются две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: 1) реализация технологического подхода к его проектированию и осуществлению; 2) гуманизация отношений учителя и учащихся (преподавателя и студентов или слушателей). В соответствии с этим Д.Т. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Можно назвать несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на занятии - преподавание или познание, б) по содержанию образования - знания, умения, навыки или, кроме их, еще и развитие мышления и деятельности, в) по "продуктам" применения технологий человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен. Вполне очевидно, что в каждой из технологий заключен как знаниевый, так и развивающий потенциалы. Если рассматривать понятие "технология" как деятельностную категорию, как инструментарий повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как целостную, полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, то целесообразнее всего вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или технологиях обучения, а о более широком понятии - технологиях профессиональной деятельности педагога. В связи с этим выделяются 3 основания, по которым можно классифицировать технологии педагогической деятельности: Ø по основанию реализации базовых процессов образования; Ø по основанию управления деятельностью; Ø по основанию профессиональных функций педагога. Педагогические (образовательные) технологии - это технологии профессиональной деятельности педагога, которые делятся на технологии: 1. Реализации базовых процессов образования – технологии обучения, воспитания, подготовки, образовательные технологии. 2. Управления профессиональной деятельностью – технологии организации педагогической деятельности (технология формирования заказа на деятельность; целеполагания; ресурсного обеспечения педагогического процесса; проектирования педагогического процесса; технологии педагогического процесса (обучения, трансляции знания) и развивающие. Технологии обучения (трансляции знания): 1) адаптивные, связанные с изучением реальных учебных возможностей учащихся и реализацией четкого планирования, последовательности и темпов изучения материала. Они направлены на гарантированное достижение конкретных учебных целей; 2) технология программированного обучения как дидактическая интерпретация кибернетического подхода; 3) технология оптимизации обучения (по Ю.К. Бабанскому). технологии реализации профессиональных функций педагога. 3. Реализации профессиональных функций педагога – развивающие технологии, личностно-ориентированные технологии: 1) технологии активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; 2) технологии проблемного обучения; 3) исследовательские технологии, которые направлены на развитие у учащихся теоретических способностей к исследовательской деятельности; 4) коммуникативные технологии (коммуникация рассматривается как единица взаимодействия всех участников образовательного процесса): технологии, связанные с развитием умений согласовывать позиции, организовывать полемику, другие виды сложных коммуникаций; 5) проектно-конструкторские технологии - направлены на создание конкретных продуктов деятельности - проектов, моделей, программ и т.д.
7.4.1. Современное традиционное обучение (ТО) Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: Ø учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; Ø класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; Ø основной единицей занятий является урок; Ø урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; Ø работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; Ø учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |