Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их разрешения




Тема 14. Конфликты в педагогическом процессе и способы

 

1. Особенности и причины конфликтов в педагогическом процессе.

2. Виды конфликтов и их симптомы.

3. Стили поведения в конфликте.

4. Способы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

 

14.1. Особенности и причины конфликтов

в педагогическом процессе

Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития, обусловленная внутренними (субъективными) и внешними (объективными) причинами.

Известно, что продуктивное взаимодействие личностей реализуется при условии их сходства и различия. Для возникновения взаимообогащающего диалога необходимы не только общий язык, но и разница в уровне информированности партнеров в предмете общения, своеобразие их взглядов.

В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и педагога, обнажается их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия детерминирована различиями психологии, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей и т.д.

Компетентное руководство процессом разрешения внутриличностных и межличностных противоречий предполагает учет своеобразия личностного роста учащегося, постоянную заботу о гармонизации его внутреннего мира и взаимоотношений с окружающими.

С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Основное отличие конфликта от противоречия заключается в силе эмоционального накала противостояния, остроте негативных переживаний учителя(преподавателя) и учащихся – гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т.п., а потому в особой трудности разрешения.

Среди особенностей педагогических конфликтов можно отметить следующие:

1) профессиональная ответственность учителя (преподавателя) за педагогически правильное разрешение конфликта (ведь в учебном заведении учащиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми);

2) участники конфликтов носят различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

3) разница возраста и жизненного опыта участников конфликта, что разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

4) различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю (преподавателю) не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

5) присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

6) профессиональная позиция учителя (преподавателя) в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы учащегося;

7) всякая ошибка при разрешении конфликтов порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие учащиеся;

8) конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Основные причины конфликтов в педагогическом процессе:

1) малая возможность учителя (преподавателя) прогнозировать на занятии поведение учащихся; неожиданность их поступков часто нарушает ход занятия, вызывает раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи"; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего тона обращения;

2) свидетелями конфликтных ситуаций являются другие учащиеся, поэтому учитель (преподаватель) стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликта;

3) учителем (преподавателем), как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников;

4) оценка ученика нередко строиться на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

5) учитель (преподаватель) затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопиться строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не навредит;

6) немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем (преподавателем) и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних является причиной конфликтов с ними;

7) личностные качества учителя (преподавателя) также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.