КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы биохимии 2 страница
Зазоры в переходных посадках также невелики, что обеспечивает достаточно высокую точность центрирования. ЕСДП предусматривает несколько типов переходных посадок, различающихся вероятностью получения натягов или зазоров. Чем больше вероятность получения натяга, тем прочнее посадка. Переходные посадки установлены в относительно точных квалитетах: валы в 4¼7, отверстия в 5¼8. Выбор переходных посадок чаще всего производится по аналогии с известными и хорошо работающими соединениями. Расчеты выполняются реже и в основном как проверочные. Они могут включать: а) расчет вероятности получения зазоров и натягов в соединении; б) расчет наибольшего зазора по известному допуску соосности; в) расчет прочности деталей (только для тонкостенных) и наибольшего усилия сборки при наибольшем натяге посадки. Применение переходных посадок Посадки Посадки Посадки Посадки
Посадки с натягом Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных соединений деталей без дополнительного крепления (как правило). Относительная неподвижность деталей достигается за счет напряжений, возникающих в материале деталей вследствие деформации их контактных поверхностей. При прочих равных условиях напряжения пропорциональны натягу. Как правило, посадки с натягом вызывают упругие деформации деталей, но в ряде посадок с большими натягами могут возникать и упруго – пластические деформации. При одном и том же натяге прочность соединения зависит от материала и размеров деталей, шероховатости сопрягаемых поверхностей, способа соединения деталей и т.д. Поэтому выбор посадки следует производить на основе предварительных расчетов натягов и возникающих напряжений. Различают следующие основные способы сборки деталей при посадках с натягом: 1) сборка под прессом за счет его осевого усилия при нормальной температуре; 2) сборка с предварительным разогревом охватывающей детали (отверстия) или охлаждением охватываемой детали (вала) до определенной температуры.
Расчет посадок с натягом Исходными данными для расчета являются: а) геометрические размеры: б) в) г)
Рисунок 1 – Расчетная схема соединения с натягом
Условие неподвижности соединения:
где
N = d¢-D¢ (3) Формула (3) справедлива для идеального случая: абсолютно гладкие и упругие цилиндры. На основании формулы (1), используя выводы задачи Ламэ (это задача определения напряжений и перемещений в толстостенных полых цилиндрах).
где
Вторая часть расчета – проверка прочности соединения. Условие прочности отверстия (вала):
где
Применение посадок с натягом Посадки Посадки Характеризуются умеренными гарантированными натягами, обеспечивающими передачу нагрузок средней величины без дополнительного крепления. Применяются также в тех случаях, когда применение посадок с большими натягами недопустимо по условиям прочности деталей при тяжелых нагрузках с дополнительным креплением. В этих посадках имеют место упругие деформации деталей. Установлены для относительно точных деталей (валы 5…7, отверстия 6…7 кв.) Посадки Характеризуются большими гарантированными натягами. Предназначены для соединений, на которые воздействуют значительные, в том числе и динамические нагрузки. Применяются без дополнительного крепления. В этих посадках возникают упруго – пластические или пластические деформации деталей. Применяются для деталей, выполненных по 7,8 квалитетам.
Расчет переходных посадок на вероятность получения натягов и зазоров В основу расчета положено предположение, что размеры отверстия и вала распределяются по нормальному закону с центром группирования в середине поля допуска и средним квадратным отклонением равным Æ65
Ф(z)
1) Определяем: Макс. натяг N Макс. зазор Средний натяг Допуск отв. Допуск вала 2) Определяем среднее квадратное отклонение натяга:
3) Определяем аргумент интегральной функции F (z):
4) По таблицам по значению Z определяем функцию F (z) Z = 2,41 Þ F (2,46) = 0,492 5) Рассчитываем вероятность натягов (зазоров): Вероятность натягов R¢ R¢ R¢ вероятность зазоров R¢ R¢ R¢ Z>0 Þ R¢ R¢
Лекция № 4 «Расчет и конструирование калибров для контроля деталей гладких соединений»
Цель занятия: ознакомиться с конструкциями калибров, правилами конструирования и расчета гладких калибров. Рассмотрим два понятия: «измерение» и «контроль». Измерение – это нахождение числового значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств (например, универс. измерит. средств). Контроль – это проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, т.е. определение того, находится ли значение контролируемой физической величины между предельными ее значениями или вне их, исключая процесс измерения. Калибры – бесшкальные контрольные инструменты, которые позволяют осуществлять контроль детали, исключая процесс измерения. Каждый из видов измерительных средств имеет свои конкретные области применения: - калибры применяются для контроля размеров деталей 6– го – 17– го квалитетов при известных номинальных размерах в пределах 1…500 мм.
Классификация калибров. По виду контролируемых изделий и параметров: - гладкие для цилиндрических изделий; - резьбовые; - шлицевые; и др. По числу единовременно контролируемых элементов: - элементные – для контроля отдельных линейных размеров; - комплексные – для одновременного контроля нескольких элементов. По условиям оценки годности деталей: - нормальные; - предельные. При контроле нормальными калибрами годность проверяемых элементов оценивают на основании субъективных ощущений контролирующего (т.к. нормальный калибр должен проходить без усилия, но и без зазора). Предельные калибры ограничивают размеры деталей, распределяя их на три группы: - годные; - брак вследствие перехода за верхнюю границу допуска; - брак вследствие перехода за нижнюю границу допуска. Для работы с предельными калибрами требуется меньшая квалификация рабочего и контролёра и повышается объективность процесса контроля. Предельные калибры изготовляют попарно. Один из них называют проходным, а другой непроходным.
Для внутренних измерений номинальный размер проходного калибра выполняют по номинальному, а непроходного по наибольшему предельным размерам. Для наружных измерений номинальный размер проходного калибра выполняют по наибольшему, а непроходного по наименьшему предельным размерам. Проверяемое изделие считают годным, если проходной калибр проходит, а непроходной калибр не проходит в проверяемое изделие (Показать на образцах). Если проходной калибр не проходит, то деталь является исправимым браком, если непроходной калибр проходит, то деталь – неисправимый брак. По технологическому назначению калибры подразделяют на: - рабочие; - контрольные. Рабочие калибры используют для контроля деталей на рабочих местах в процессе их изготовления. Этими калибрами пользуются рабочие и контролеры ОТК завода – изготовителя. Контрольные калибры предназначены для контроля или регулировки рабочих калибров. Они являются непроходными и служат для изъятия и эксплуатации вследствие износа проходных рабочих калибров – скоб. Согласно действующим стандартам калибры имеют следующие обозначения: Р – ПР – проходной рабочий калибр; Р – НЕ – непроходной рабочий калибр; К – ПР – контрольный калибр для проходного рабочего (нового) калибра; К – НЕ – контрольный калибр для непроходного рабочего (нового) калибра; К – И – контрольный калибр для контроля износа проходной стороны рабочего калибра.
Конструкции калибров. Для контроля валов используют главным образом скобы. Основные конструкции калибров – скоб установлены ГОСТ 18355 – 73 ¼18368 – 73. Наиболее распространены односторонние двух предельные скобы (Показать!). Применяют также регулируемые скобы, которые можно настраивать на различные размеры. Регулируемые скобы имеют меньшую точность и надежность, поэтому их применяют для контроля изделий 8 – го и грубее квалитетов. Для контроля отверстий применяют калибры – пробки конструкции, которых установлены ГОСТ 14807 - 69¼14827 – 69. Калибры – пробки могут быть двухсторонними для размеров до 50 мм и односторонними для размеров свыше 50 мм. Для снижения затрат на калибры стремятся увеличить их износостойкость. Для изготовления калибров используются стали марок 20; 20Х; У7; У8; ХВГ; ШХ15; Для рабочих поверхностей калибров используются пластинки из твердых сплавов ВК –6, ВК – 8. Калибры, оснащенные сплавами имеют износостойкость в 50¼150 раз выше, чем стальные.
Основной принцип конструирования калибров При конструировании предельных калибров следует соблюдать принцип подобия (принцип Тейлора), согласно которому проходные калибры должны являться прототипом сопрягаемой детали с длиной, равной длине соединения (т.е. калибры для валов должны иметь форму колец), и контролировать размеры по всей длине соединения с учетом погрешностей формы деталей. Непроходные калибры должны иметь малую измерительную длину и контакт, приближающийся к точному, чтобы проверять собственно только размер детали. На практике иногда приходится отступать от принципа подобия вследствие неудобства контроля. Например, контроль проходным кольцом потребовал бы снятия детали, закрепленной в центрах станка. Поэтому вместо колец применяют проходные скобы с широкими измерительными поверхностями.
Маркировка калибров. На калибрах наносят следующую маркировку: - номинальный размер изделия; (Æ70) - условное обозначение предельных отклонений изделия (Н7); - величины предельных отклонений изделия в мм; - обозначение калибра (ПР, НЕ); - товарный знак завода – изготовителя.
Допуски на изготовление гладких калибров. Допуски на изготовление гладких калибров и контркалибров регламентированы ГОСТ 24853 – 81, который предусматривает следующие допуски:
В квалитетах 6,8 ¼10 допуски Для проходных калибров, которые изнашиваются в процессе контроля, предусмотрен допуск на износ. Допустимый выход размера изношенного калибра за границу поля допуска изделия регламентируется величиной У для пробок и величиной Для всех проходных калибров поля допусков Н и Н При номинальных размерах > 180 мм поле допуска непроходного калибра и граница износа ПР калибра также сдвигается внутрь поля допуска детали на величину a для пробок и величину a Расчет исполнительных размеров калибров.
Исполнительным называют предельный размер калибра, по которому изготовляют новый калибр. Исполнительным размером скобы служит её наименьший предельный размер с положительным отклонением, для пробки и контркалибра – их наибольший предельный размер с отрицательным отклонением. Таким образом, на чертеже отклонение проставляют в «тело» калибра. Рассмотрим пример расчета исполнительных размеров калибра. Пример. Определить предельные и исполнительные размеры калибров для контроля вала Æ90к6. По ГОСТ 25347 – 82 находим предельные отклонения вала: еs = +25 мкм еi = +3 мкм Наибольший и наименьший предельные размеры вала: d
По ГОСТ 24853 – 81 для квалитета 6 и интервала размеров 80
Строим схему расположения полей допусков:
Наименьший размер проходного нового калибра – скобы: ПР
ПР Наименьший размер непроходного калибра – скобы: НЕ Исполнительные размеры для простановки на чертеже: 90,017 Размеры контрольных калибров: К - ПР К - НЕ К - И Исполнительные размеры для простановки на чертеже: 90,02125 90,00425 90,03025 Лекция № 5 «Допуски и посадки подшипников качения»
Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей. Во избежание снижения к.п.д. механизма потери в подшипниках должны быть минимальными. От качества подшипников в значительной степени зависит работоспособность и долговечность машин. По виду трения подшипники делятся на подшипники скольжения и подшипники качения. Сегодня мы рассмотрим особенности посадок подшипников качения. Это особая группа посадок ГЦС. Подшипники качения – это стандартные сборочные единицы повышенной точности, которые изготовляются на специализированных подшипниковых заводах на специальном оборудовании повышенной точности. Промышленностью стран СНГ изготовляются подшипники наружным диаметром от 1,5 до 2600 мм. Подшипники Æ20¼200 мм выпускаются крупными сериями. Подшипники обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным поверхностям, определяемым наружным диаметром наружного кольца и внутренним диаметром внутреннего кольца и неполной внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и кольцами. Кольца подшипников и тела качения подбирают селективным методом. Полная внешняя взаимозаменяемость позволяет быстро монтировать и заменять изношенные подшипники качения при сохранении их хорошего качества.
Классы точности подшипников качения.
Качество подшипников при прочих равных условиях определяется: 1) точностью присоединительных размеров d, D, ширины колец В, а для роликовых радиально – упорных подшипников ещё и точностью монтажной высоты; точностью формы и взаимного расположения поверхностей колец подшипников и их шероховатостью; точностью формы и размеров тел качения в одном подшипнике и шероховатостью их поверхностей; (ГОСТ 3478 – 79. подшипники качения. Основные размеры.) 2) точностью вращения, характеризуемой радиальным и торцовым биениями дорожек качения и торцов колец. В зависимости от указанных показателей точности ГОСТ 520 – 71 «Подшипники шариковые и роликовые. Технические требования» устанавливает пять классов точности в порядке повышения точности: 0; 6; 5; 4; 2. Пример. Допускаемое радиальное биение дорожки качения внутренних колец подшипников 2–го класса точности в 10 раз меньше, чем для подшипников 0–го класса. Для большинства механизмов общего назначения применяют подшипники 0–го класса точности. Подшипники более высоких классов точности применяют при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала. Пример: а) шпиндели токарных станков опираются на подшипники 5–го класса; б) ¾/¾ шлифовальных станков ¾/¾ 4–го класса; в) в гироскопических приборах используют подшипники 2–го класса. Класс точности указывают через тире перед условным обозначением подшипника: 6 – 312; 312 (0 класс). Чтобы обеспечить нормальный срок службы подшипников качения, сопрягаемые с ними детали должны иметь определенную точность следующих параметров: а) размеров; б) формы поверхностей; в) расположения поверхностей; г) шероховатость. а) сопрягаемые детали выполняются по следующим квалитетам:
б) отклонение формы (допуск цилиндричности) отверстия и вала не должно превышать 1/4 допуска на размер для подшипников 0-го и 6-го классов.
г) шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусах не должна превышать следующих величин. (параметр R
Кроме указанных факторов существенное влияние на срок службы подшипников оказывают его посадки на вал и в корпус. (ГОСТ 3325 – 85. Подшипники шариковые и роликовые. Посадки). Для сокращения номенклатуры подшипники изготовляют с отклонениями внутреннего и наружного диаметров, не зависящими от посадки, по которой их будут монтировать. Для всех классов точности верхнее отклонение присоединительных диаметров принято равным 0.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |