Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели знака, виды знаков




Модели:

1. Двусторонняя модель Ф. де Соссюра. Знак:

- означаемое (образ предмета в сознании чел-ка)

- означающее (акустический образ, образ слова в сознании) Обе стороны знака находятся в сознании человека, они одинаково психичны.

2. Треугольник Пирса-Морриса. Знак имеет трехчленную структуру.

- имя (тело знака) - материальная сущность

- вещь, которая существует в окружающем мире.

- мысль о вещи, сознание.

3.тот же треугольник + имя связано с целым классом вещей (денотат)

4.на настоящий момент: имя, вещь, сознание + интерпретанты знака (то, что мы знаем о вещах, о самом имени).

5. Виды (по Пирсу) (по хар-ру соотношения сторон знака): иконические: когда план выражения почти полностью соответствует плану содержания; знак-индекс - подобие план выражения и план содержания частично утрачивает. Пр.: дорожные знаки, в языке – местоимения; знаки-символы - абсолютно производны, нет связи п.в. и п.с.

Ч.Моррис (по способу сигнификации): Характеризующие (designators);Оценочные (appraisors); Предписывающие (prescriptors); Идентифицирующие (identifiers); Знаки-форматоры (formators).

Также есть:

1. сложные/простые;

2. служебные/знаменательные;

3. яз. (слова, предложения, морфемы) / неязыковые (цвета).

Язык состоит из единиц: звук, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово; фразеолог. единица (устойчивое словосочетание); свободное словосочетание; предложение (простое, сложное); текст. Единицы языка связаны друг с другом. Они выделяются на основании анализа единицы речи. Мы членим поток речи на некоторые однотипные единицы. Выделяя их, обобщаем, абстрагируемся от несуществующих признаков. В конечном итоге выделение единиц языка идет на основе их функционирования. Однородные единицы (звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка Уровни Разделы

Звуки, фонемы Фонетический Фонетика

Морфемы Морфемный Морфемика

Слова Лексический Лексикология

Формы и классы слов Морфологический Морфология

Предложения Синтаксический Синтаксис

Основные языковые единицы: фонема, морфема, лексема, предложение.

Ф-ции единиц. Фонема – строит. ф-цию (эту ф-цию выполняют все единицы языка). Специфическая функция – смыслоразделительная. Морфема – словообразоват. и словоизменительная (формообразовательная). Словом мы называем явление – номинативная ф-ция. Предложение – номинативная и ф-ция общения. Если рассматривать единицы языка как знаки, то нужно заметить, что знаками являются только двухсторонние знаки. Фонема является одностор. единицей, у нее нет плана содержания, а значит знаком она не является. Зато все остальные единицы языка являются знаками, и следовательно, выполняют семиологическую (обобщающую) ф-цию. Это значит, что эти единицы могут замещать не только один конкретный объект, а целый класс однородных объектов.

М/у единицами разных уровней устанавливаются более сложный вид связи. Вывод очевиден: самые низшие единицы языка (звуки, фонемы) реализуют себя в единицах следующего уровня, т. е. в морфемах, из которых образуются слова и т. д. Большее включает меньшее, меньшее проявляет свои функции в большем.

2 этапа яз. семиозиса (означивания): 1. Единицы первичного означивания (н-р, слова) должны быть опознаны, идентифицированы с предметами и понятиями, которые они обозначают.2. Единицы вторичного означивания (предложения, высказывания) должны быть поняты, соотнесены со смыслами, которые они несут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.