КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструмент ы регулирования качест ва ат мосферного воздуха
Основными инструментами регулирования загрязнения воздушной среды, применяемыми в международной практике, являются экологические стандарты, налоги и рынок разрешений на загрязнение окружающей среды.
Являясь инструментом прямого эколого -экономического регулирования, стандарты качест ва атмосферного воздуха нуждаются в экономическом обосновании. С одной стороны, они должны быть достаточно строгими, чтобы обеспечить заданный уровень экологической безопасности, но, с другой, их соблюдение должно быть посильным и не истощать материальные и финансовые возможности предприятий.
Рассмотрим последствия введения экологического стандарта, используя модель оптимального загрязнения окружающей среды (рис. 11.1.2.1).
Экономически и экологически обоснованная величина предельно допустимого загрязнения воздуха соответствует равновесному уровню загрязнения V*. В свою очередь, этот уровень определяется видом и положением функции предельных природоохранных издержек MAC, который зависит от применяемых природоохранных технологий, и функции предельного эколого-экономического ущерба MD.
Предположим, однако, что установленный стандарт предполагает очистку воздуха в размере, превышающем оптимальный, то есть на уровне V’, расположенном ближе к началу координат. В этом случае MAC >MD, а общие издержки по предотвращению загрязнения, равные площади фигуры V’BW, намного превышают общий предотвращенный ущерб, равный площади фигуры ACV’. Это означает, что предприятию приходится нести лишние природоохранные издержки, что, в свою очередь, свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов, а значит, стандарт нужно сделать менее строгим. Рассуждая аналогичным образом, можно доказать экономическую неэффективность и слишком мягкого стандарта (V’ располагается правее от V*).
P
MAC MD
MAC*, B E MD* C
0 A V’ V* W Q
Рис. 11.1.2.1 Регулирование загрязнения атмосферного воздуха путем введения экологического стандарта
Однако в действительности рассчитать уровень стандарта, совпадающий с оптимальным уровнем загрязнения окружающей среды, практически невозможно, что обусловлено трудностями точного измерения эколого-экономического ущерба и природоохранных издержек. Поэтому соблюдение установленных стандартов, как правило, требует от предприятий чрезмерных затрат.
К этому следует добавить, что за несоблюдение экологических стандартов и нормативов органы государственного эколого - экономического регулирования могут применять в отношении «провинившихся» предприятий разные виды санкций, включая штрафы. Пользуясь все той же моделью оптимального з агрязнения окружающей среды, можно убедиться в том, что размер штрафа имеет большое значение в выборе предприятием стратегии поведения в отношении эмиссий загрязняющих веществ (рис. 11.1.2.2).
P
MAC MD
B
E MAC*
C Штраф D G
0 V’ V* V W Q
Рис. 11.2.1.2. Последствия введения штрафа за нарушение экологического стандарта
Предположим, что величина штрафа C меньше уровня равновесных предельных природоохранных издержек MAC *. Соблюдение стандарта в размере V’ требует от предприятия-загрязнителя общих природоохранных затрат, равных площади фигуры V’BW. Однако выплата штрафа в размере V’DGV позволит ему избежать суммарных природоохранных издержек в размере DBE, поэтому ему будет выгодно сокращать выбросы до ур овня V, а не V’.
Следовательно, для того, чтобы у предприятия был стимул сокращать загрязнения до уровня, лимитированного стандартом, штраф необходимо устанавливать в таком размере, при котором ему выгодно соблюдать требования стандарта.
Механизм экологического налогообложения и функционирования рынка прав на окружающую среду как инструментов, альтернативных экологическим стандартам и нормативам, подробно рассмотрен в главе 9. Поэтому здесь мы остановимся на вопросе использования экологического налога для регулирования эмиссий парниковых газов, в первую очередь, диоксида углерода (СО2).
В мировой практике применяется три варианта такого налога: налог на бензин, налог на БТЕ и налог на углерод. Все они предназначены для интернализации отрицательного внешнего эффекта, но, в то же время, различаются по области применения, механизму взимания и эффективности в достижении экологических целей. Налог на бензин – самый распространенный из указанных видов налога, которым облагается каждый галлон потребляемого бензина, который содержит углерод и при его сгорании выделяется СО2. При налогообложении бензина его рыночная цена возрастает, тем самым сдерживая его потребление и стимулируя использование более безопасных для окружающей среды видов топлива.
Однако налог на бензин не может претендовать на роль универсального регулятора эмиссий СО2 Он может применяться лишь в отношении тех источников загрязнения, которые используют в качестве топлива именно бензин. Однако такие источники составляют относительно небольшую часть эмитентов СО2. Налог не распространяется на более крупных эмитентов, потребляющих в качестве топлива уголь или нефть. Кроме того, он возлагает слишком большое бремя на некоторые сегменты экономики, например, сельское хозяйство или железнодорожный транспорт. Налог на БТЕ (Btu – British thermal units) – это налог на содержащуюся в топливе тепловую энергию, измеренную в британских тепловых единицах (1 БТЕ ~1060 Дж), а налогом на углерод облагается топливо в зависимости от содержания в нем углерода.
Несмотря на различия в налоговых базах, оба этих налога стимулируют экономию топлива и энергосбережение путем повышения цен. Налог на углерод имеет более узкую сферу применения, поскольку им облагается только топливо, которое содержит углерод. Поскольку эмиссии СО2 прямо пропорциональны содержанию углерода в топливе, данный налог считается наиболее подходящим инструментом регулирования этих эмиссий. Налог на углерод изменяет относительные цены на топливо и теоретически способен повысить цену ископаемых топливно - энергетических ресурсов до уровня предельных издержек, включающих предельный ущерб от сжигания топлива.
Вместе с тем, при внедрении этого налога в практику необходимо учитывать два момента. Во-первых, для того, чтобы он выполнял стимулирующую функцию, его размеры должны быть достаточны высокими, но тогда его введение может оказаться непопулярной мерой. Во-вторых, известно, что спрос на ископаемое топливо неэластичен по цене, и поэтому маловероятно, что он резко сократится при относительно небольшом повышении цены.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |