Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эколого-экономические аспекты исполтзования и охраны невозобновимых




TR

TC1

TC2


 

 


 

 

 

 

E

E*

 

 

Рис. 11.4.4. Последствия применения инструментов прямого регулирования добычи рыбных ресурсов

 

К аналогичным последствиям ведет выдача государством разрешений на добычу рыбы в пределах ограниченного периода времени. Вмес то того, чтобы побуждать рыбаков к использованию наиболее экономных и рассредоточенных во времени способов добычи рыбы, государство подталкивает их к приобретению более мощного оборудования, чтобы использовать его с максимальной интенсивностью в течение ограниченного времени. Это ведет к экономически неоправданным расходам на капитал.

 

Таким образом, инструменты прямого регулирования негативно влияют на чистый выигрыш от добычи рыбы, формируя стимулы к нарушению лимитов и запретов.

 

Альтернативой прямому регулированию является налогообложение факторов производства (труда и капитала), применяемых для добычи рыбы. С теоретической точки зрения это тоже приводит к росту общих издержек и повороту кривой TC, но сопровождается иными распределительными эффектами. Чтобы разобраться в этом, необходимо провести различие между реальными и трансфертными издержками.

 

В системе прямого регулирования все издержки связаны с реальными затратами ресурсов, от которых общество ничего не выигрывает. Трансфертные издержки предполагают, что экономические ресурсы не расходуются полностью, и то, что для одной части общества является затратами, становится доходом для другой. Поэтому при расчете чистого выигрыша из общего дохода нужно вычитать только реальные издержки.

 

 


Если вернуться к рис. 11.4.3, то в условиях налогообложения труда рыбаков чистый выигрыш от добычи рыбы будет совпадать с уровнем, соответствующем ситуации равновесия. В данном случае чистый выигрыш

– это трансфертные издержки рыбаков, которые одновременно являются

доходом налогового органа. В итоге единоличный собственник ресурса вообще не получает ренту, которая в полном объеме достается государству.

 

В этой ситуации собственники заинтересованы в использовании иных инструментов регулирования, позволяющих им присваивать хотя бы часть ренты.

 

Квоты. Недостатки инструментов прямого регулирования, с одной стороны, и налогообложения – с другой, содействовали поиску альтернативных инструментов, одним из которых являются количественные ограничения на добычу рыбы – квоты. Для того, чтобы система квотирования рыбного промысла была эффективной, она должна соответствовать следующим требованиям:

 

1. Владелец квоты имеет право на добычу определенного вида рыбы в установленном количестве.

 

2. Общий объем разрешенной добычи, распределенный между индивидуальными рыбаками, должен равняться оптимальному уровню добычи рыбы.

 

3. Владельцы квот имеют право свободно обмениваться ими друг с другом (переуступать квоты).

 

Особую роль играет третье условие, обеспечивающее достижение экономической эффективности за счет того, что субъекты с высокими издержками добычи рыбы вправе уступить свои квоты субъектам с низкими издержками, что позволяет последним наращивать добычу рыбы и получать прибыль в рамках установленного суммарного лимита.

 

В отличие от инструментов прямого регулирования, сдерживающих технический прогресс в рыболовецкой отрасли, квоты содействуют его развитию, потому что технические нововведения позволяют использовать квоту с максимальной продуктивностью, получая более высокие доходы.

 

Кроме того, система квотирования допускает присвоение ренты владельцами рыбных ресурсов, хотя эта возможность напрямую зависит от способа первоначального распределения квот. Если квоты продаются на аукционе, вся рента, как и в случае налогообложения, достается государству. Если же государство распределяет квоты бесплатно, исходя из исторически сложившихся объемов добычи, то вся рента достается рыбакам.

 

 


ГЛА ВА 1 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.