Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология за рубежом




История социологии

Возникновение, становление и развитие социологической дисциплины.

Учебные вопросы

Введение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

 

на тему: История становления и развития современной социологии
__________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________социология____________________________

(наименование дисциплины)

 

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

 

Санкт-Петербург

 

Изучение проблемы возникновения, становления и развития социологической дисциплины предполагает выявление объективных предпосылок возникновения социологии, основных периодов становления социологической дисциплины.

Понимание специфики западной социологической традиции предполагает осмысление следующих ключевых аспектов:

- Классическая социология ХIХ – начала ХХ века.

- О.Конт как основоположник социологической науки и позитивизма.

- Вклад в социологическую науку Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, М.Вебера и др.

Осмысление истории развития социологической мысли в России ориентирует на анализ теоретико-методологических основ развития социологии в России, основных направлений в русской социологии ХIХ - ХХ веков.

Особое место здесь занимают следующие вопросы:

- Субъективная школа.

- Психологическая традиция.

- Социологическая система Ковалевского.

- Социологическое творчество П.Сорокина.

 

 

 

1. Возникновение, становление и развитие социологической дисциплины.

2. Западная социологическая традиция.

3. Социологическая мысль в России.

 

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон (род. 1910) как-то сказал: "Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения". Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности.

В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя однако полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Многие классики социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии, так как социология зарождается и долгое время существует в качестве составной части философии - социальной философии. Поэтому первых социологов античности называют социальными философами.

Среди них выделяются два гиганта - Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности - Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократияи лишенный собственности пролетариат.

Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н.Макиавелли, Дж.Локка и Т.Гоббса, которые послужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

Многие европейские мыслители ХVII-Х1Х веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В ХVII-ХVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые другие.

Социология как наука - если не говорить о тысячелетней предыстории - родилась в середине 19 века. Термин <социология> появился лишь в 1839 г. Его создателем стал француз Огюст Конт (1798-1857). Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. По Конту, социология (первоначально он называл ее "социальной физикой") - единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Сам Конт термин "позитивный" рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.

В своём творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые ею законы надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом отношении он был близок к взглядам просветителей.

О.Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего, к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Возникновение в Х1Х веке опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определённые гносеологические и социально-экономические предпосылки. Девятнадцатый век - это век естествознания, его идеалом является опытное, <позитивное> знание. Наука не знает границ, естественнонаучному методу подвластно всё, в том числе мораль, право, общественное устройство - всё то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.