КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Период политической раздробленности Древней Руси. XII - XIII вв. 6 страница
| |||||||||
Лекция 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РОССИИ В XIX ВЕКЕ
Т.А. Лебединская
В XIX в. в России формируются различные группы, организации и партии, происходит становление общественно-политических движений, которые были представлены: монархистами, выступавшими за незыблемость самодержавия; либералами, сторонников буржуазно-демократического пути развития страны; революционерами, главная цель которых состояла в свержении царизма и построении социалистического общества. Общественное движение впервые приобретает организованные формы в царствование Александра I. В 1830-50 годы разрабатывает собственную идейную концепцию консервативное направление, в качестве особого течения оформляется российский либерализм, получают распространение революционные теории и идеи.
Консервативно-монархическое движение
Идейным выражением консервативно-монархического направления была разработанная в 1832 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым "теория официальной народности" ("самодержавие, православие, народность") как основы самобытного исторического развития России. Смысл ее заключался в совокупности трех тезисов: самодержавие - опора и гарант российской государственности, ее бытия, могущества и величия; православие - основа духовной жизни общества, его нравственной чистоты и устойчивости; народность понималась как единение народа и царя, стойкая вера в царя - выразителя интересов народа. Идеологами консервативного направления были также Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин, Ф.М. Булгарин, М.Н. Загоскин. Они были убеждены в самобытности исторического пути России, отрицали возможность европейского развития и использования опыта западных стран. Карамзин в "Записке", поданной Александру I, писал, что "России нужна не Конституция, а пятьдесят умных и добродетельных губернаторов".
Консервативный лагерь был представлен, прежде всего, правительственными кругами, чиновниками, значительной частью столичного и поместного дворянства, целью которых было сохранение и укрепление самодержавно-крепостнического строя, стремление не допустить радикального реформирования общества, защитить привилегии и права дворянства. Нарастание революционного движения в период реформ 1860-1870 гг. консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса и противодействовали проведению либеральных преобразований. В 1880-1890 гг. теория "официальной народности" развивалась обер-прокурором Синода К.П. Победо-носцевым, редактором "Московских ведомостей" М.Н. Катковым. Консерваторы проводили политику контрреформ, боролись с инакомыслием, ужесточали цензуру, ограничивали или ликвидировали автономию университетов и т.д.
Декабристы
В первой четверти ХIХ в. общественное движение России приобретает организованные формы. В советской историографии начало его относили к 1825 г. - восстанию декабристов. Вне рамок освободительного движения оставалась дворянская оппозиция конца XVIII в.: Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, выступавшие за права граждан в справедливом и бессословном государстве. В начале XIX в. "образованное меньшинство" (по выражению А.И. Герцена), оппозиционно настроенное к самодержавию, все настойчивее заявляло о своей готовности принять активное участие в либерализации общества.
Первое в истории России организованное выступление против самодержавия и крепостничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности, идей французских просветителей, революционных событий в Европе, а также Отечественной войны 1812 года. Тысячи молодых офицеров вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. "Мы дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм", - писал декабрист М.И. Муравьев-Апостол. Большое влияние на будущих декабристов оказали либерально-реформаторские проекты Александра I и М.М. Сперанского. Однако непоследовательность и нерешительность власти в реформировании общества подталкивали часть оппозиционно настроенных военных к созданию тайных обществ и кружков.
Первое тайное общество "Союз спасения" (1816-1818 гг.)объединяло 30 человек, в основном офицеров. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия, введение конституции и гражданских свобод. После роспуска "Союза спасения" был основан "Союз благоденствия" (1818-1821 гг.), в нем состояло около 200 человек. Главной задачей члены Союза считали воспитание в широких слоях населения прогрессивного общественного мнения, распространение "истинных правил нравственности и просвещения", активное участие в общественной жизни, - все это, в конечном счете, приведет к введению конституции и уничтожению крепостного права. В 1821-1822 гг. возникают два общества - Северное в Петербурге и Южное на Украине, разрабатываются программы: "Русская правда" П.И. Пестеля (Южное общество) и "Конституция" Н.М. Муравьева(Северное общество). Изложенные в обеих программах проекты будущего устройства России, о характере правления, отмене крепостного права, земельной реформе, соотношении прав личности и полномочий государства отражали не только либеральные, но и революционные взгляды декабристов.
Программа П.И. Пестеля "Русская Правда" заключалась в следующем: во-первых, свержение самодержавия и установление демократической республики (пока не окрепнет новый порядок, Пестель предлагал вручить власть временному верховному правительству с диктаторскими полномочиями). Высшим законодательным органом должно стать Народное вече, исполнительным - Державная дума, судебным - Верховный собор. Во-вторых, отмена крепостного права: крестьяне освобождались без выкупа и получали по 10-12 десятин земли на семью. Земля делилась на два фонда: общественный и частный; общественные земли не могли продаваться, частные - подлежали свободной купле-продаже. Сословные привилегии отменялись, гарантировались демократические свободы, равенство всех народов России в единой (унитарной) республике.
"Конституция" ставила те же вопросы, что и "Русская Правда", но решались они менее радикально. Россия должна стать конституционной монархией. Высшую законодательную власть осуществляет Народное вече из двух палат, а высшая исполнительная власть остается у царя. Крепостное право отменялось, но помещичье землевладение сохранялось, крестьяне получали по 2 десятины земли на семью и могли работать на помещика по найму. Северное общество также ставило задачу введения демократических и гражданских свобод, Россия по государственному устройству должна стать федерацией.
Несмотря на различия в программах, декабристы объединялись в общем стремлении ликвидировать самодержавный строй (или ограничение власти монарха, или установление республики), отменить крепостное право, ввести демократические свободы и конституцию.
14 декабря 1825 г. члены Северного общества, воспользовавшись династическим кризисом в стране (неожиданная смерть Александра I) вывели на Сенатскую площадь около 3 тыс. человек (офицеров, солдат и матросов). Восстание было разгромлено, число жертв с обеих сторон составляло от 200 до 300 человек. 29 декабря 1825 г. началось поднятое Южным обществом восстание Черниговского полка, которое также было подавлено. К следствию и суду было привлечено 579 человек. Первый в истории России широкий политический процесс признал виновными 289 человек, пятерых из них казнили (М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский С.И. Муравьев-Апостол, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев), свыше 100 - были сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили, как и солдат, участвовавших в восстании (около 4 тыс. человек), на Кавказскую войну.
Взгляды декабристов, нацеленные на либеральное развитие страны, опережали время, в России еще отсутствовали сколько-нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю. Опереться на народные массы они сознательно не хотели, да и не могли рассчитывать на поддержку народа. Они опасались "бессмысленного и беспощадного" бунта, осознавали большой, исторически сложившийся разрыв между просвещенной частью общества и крайне отсталыми, политически неразвитыми низами. В литературе даются разные оценки деятельности декабристов: от "скопища безумцев, чуждых нашей святой Руси", "без корней в прошлом и перспектив в будущем" до "величия декабристов как первых русских революционеров". Историческая заслуга декабристов велика, их имена и судьбы остались в истории страны, а идеи в арсенале следующих поколений борцов за свободу.
Либеральное движение
После поражения декабристов общественная жизнь России проходила в сложной обстановке политической реакции. Наступившее после разгрома декабристов правление Николая I А.И. Герцен назвал "временем наружного рабства и временем внутреннего освобождения". Конец 1820-1830 гг. характеризовался спадом общественного движения. В это время создавались небольшие кружки, в которые входила в основном студенческая молодежь: братья В.И. и М.И. Критские, Н.П. Сунгуров, Н.В. Станкевич. Их участники изучали либеральные и социалистические идеи, обсуждали острые вопросы современности: крестьянский, государственного устройства страны. Небольшие по численности, самой различной идейной направленности, эти кружки действовали непродолжительное время, были разгромлены полицией.
Настроения оппозиционной части общества отразил в "Философических письмах" (1829-1831гг.) П.Я. Чаадаев. Он выступил с резкой критикой общественно-политического строя России, говорил об изоляции России от всемирной истории, о духовном застое в обществе, крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. Письма Чаадаева сыграли важную роль в оживлении общественной жизни. А.И. Герцен писал, что они произвели сильное впечатление на передовую Россию того времени, заставили многих задуматься о судьбе страны.
В 1830 гг. как особое течение в общественном движении впервые оформляется российский либерализм. Либерализм - идеология и политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-демократического развития: прав и свобод человека, правового государства, парламентского строя, демократических свобод, частной собственности, свободы предпринимательства.
В 40-х годах XIX в. русский либерализм был представлен оппозиционно настроенной интеллигенцией: славянофилами и западниками. Славянофилы (братья И.В. и К.В. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С.Хомяков) идеализировали допетровскую Россию, отрицательно относились к Петру I, который, по их мнению, направил Россию по чуждому для нее западному пути. Они видели перспективы развития страны в самобытном, исконно русском русле: общине, православии, самодержавии с сословно-представительными учреждениями, Земским собором, местным самоуправлением.
Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.Н. Чичерин) противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и "запоздала", но идет по тому же пути, что и все западноевропейские страны. Они выступали за монархическую форму правления, ограниченную конституцией; восхваляли реформы Петра I, благодаря которым Россия становилась цивилизованным государством. Несмотря на разногласия, и те и другие выступали против крепостного права, деспотизма самодержавия, за гражданские свободы, отрицали революцию, предпочитали реформы сверху восстаниям снизу, верили в великое будущее России.
В период проведения реформ Александра II произошло заметное оживление либерального движения. Его социальную основу составляли часть просвещенной бюрократии, дворян, буржуазии и интеллигенции. Идеологами либералов в это время были ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы ("Русская мысль", "Вестник Европы"), научные общества. Они отстаивали идеи об общем с Западной Европой пути развития России, выступали за введение конституции, становление правового государства и гражданского общества, демократические свободы. Признание неприкосновенности прав личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. Выступали за создание общероссийского выборного органа, расширение прав и функций земств и городских дум. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере либералы приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, снизить выкупные платежи.
Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Представители "левого" крыла этого движения (И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов) требовали созыва Учредительного собрания. В конце 1870 гг. по их инициативе был создан нелегальный "Земский союз", программа которого включала требования свободы слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания. Однако основная часть земских деятелей оставалась на умеренных позициях.
В пореформенный период либералы призывали правительство изменить внутреннюю политику, возобновить реформы и ввести конституцию. В 1903 г. был создан "Союз земцев-конституционалистов", а в 1904 г. - "Союз освобождения" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Н. Милюков). Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России.
Революционное движение
В 1840-50 гг. окончательно расходятся либеральное и революционное течения, на смену дворянской интеллигенции приходит разночинная интеллигенция. Революционное движение было представлено В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым и др. Важное место в истории общественного движения занял кружок петрашевцев (1848-1849 гг.), руководителем которого был М.В. Буташевич-Петрашевский. Среди членов кружка были чиновники, военные, литераторы (Н.А. Спешнев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин). Они были сторонниками ограничения самодержавия, демократизации общества, отмены крепостного права. Участники кружка обсуждали работы европейских социалистов и философов, публицистические произведения русских писателей. Полиция разгромила кружок, руководители были сосланы на каторгу.
В начале 50-х годов А.И. Герцен выдвинул теорию общинного социализма ("русского социализма"). Соединив европейские идеи социализма со специфическими условиями России, он положил начало социалистической традиции. Основными положениями этой теории были крестьянская революция, свержение самодержавия, установление демократической республики, переход к социализму, минуя капитализм, общинный (крестьянский) социализм.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |