КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные психопатологические синдромы и их возрастная специфика
Социальные и биологические факторы оказывают значительное влияние на возникновение и развитие психопатологических расстройств. Биологические и социальные факторы Задачи специалиста по АФК Понятия психической нормы и патологии, симптома и синдрома, онтогенеза и дизонтогенеза. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в возникновении дизонтогенеза. 2.1. Норма и патология Под психическим расстройством в психопатологии понимается состояние психики, отличное от нормального, здорового, эталонного. 2.2. Синдром и симптом. Продуктивные и негативные симптомы и синдромы. • Синдром — определённое сочетание симптомов болезни, обусловленных единым патогенезом. • Симптом — признак болезни, обнаруживаемый с помощью клинических методов исследования и используемый для диагностики и прогноза заболевания. • Патогенез — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Продуктивные синдромы - относительно неглубокое поражение психической деятельности Негативные синдромы - истощение психической деятельности • выработать правильную тактику поведения педагога и тренера, • разработать адекватные психопрофилактические и психотерапевтические мероприятия, • обеспечить социальную адаптацию больного, • оказать неотложную помощь больному в случае необходимости.
2.3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в возникновении дизонтогенеза. Социальные факторы - конфликты, происходящие микросоциальной среде Биологические факторы - изменения в организме, приводящие к затяжному течению психогенного заболевания
3.1. Основные психопатологические синдромы в восприятии: сенестопатии, синестезии, иллюзии, галлюцинации; Ощущение – вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и явлений. Восприятие - это целостное отражение явлений и предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Представление – это результат оживления образов или явлений, воспринимавшихся ранее, в прошлом. Ассоциация – это связь представлений, основанная на предшествующем опыте Расстройства, относящиеся к нарушению чувственного познания, называются сенестопатиями. Сенестопатии – патологические ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органов неприятного, мучительного чувства, не связанного с какой-либо соматической патологией. К сенсетопатиям относятся: • Алгезия - расстройства чувства боли называется • Анестезия - потеря чувствительности, исчезновение ощущений • Гипостезия – понижение чувствительности к внешним раздражителям. • Гиперестезия – обостренное, усиленное чувственное восприятие Синестезии – особенности чувственного восприятия, при которых внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или нескольких анализаторов Иллюзии – это расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде: Аффективные иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное напряжение. Иллюзии этого типа всегда мимолетны и объясняются аффектом, преобладающим в данный момент. Вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора он слышит угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему. Парэйдолические иллюзии – расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются измененно, в причудливо-фантастическом виде. Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения. Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Галлюцинации подразделяют по органам чувств: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относятся висцеральные и мышечные галлюцинации. Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-либо слов, речей, разговоров, а также отдельных звуков или шумов. К ним относятся: угрожающие тоже очень неприятны для больного, так как он слышит угрозы в свой адрес, реже – в адрес близких ему людей комментирующие, когда больной слышит речи обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал. антагонистические, когда больной слышит две группы голосов или два голоса (иногда один справа, а другой слева) с противоречивым смыслом императивные, содержание которых носит повелительный характер, например, больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени – так называемые фотопсии) или предметными, когда больной видит несуществующих в действительности зверей или людей, насекомых, птиц, предметы или части тела человека. Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов. Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода, в ощущении хватания, появлении на теле какой-то жидкости, ползания по телу насекомых. Висцеральные галлюцинации – ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных Гипнагогические галлюцинации – зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием Функциональные галлюцинации – те, что возникают на фоне реального раздражителя, действующего на органы чувств, и только в течение его действия. Внушенные и вызванные галлюцинации. Галлюцинаторные обманы чувств можно вызвать во время сеанса гипноза. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются во вне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой Псевдогаллюцинации: • чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове • если галлюцинации проецируются вне собственного тела, то они совершенно не связаны с реальной обстановкой • появление псевдогаллюцинаций всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) - н аплыв обильных галлюцинаций, он может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями. Дереализация – расстройство восприятия окружающей действительности, при котором восприятие прежде знакомых явлений и предметов начинает сопровождаться чувством их измененности, чуждости, неестественности, нереальности. Расстройства сенсорного синтеза - нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, об их расположении или о положении всего тела. Сравнительно-возрастные особенности расстройств восприятия • Сенестопатии могут появляться у детей с 5-7 лет, у подростков они более оформлены и напоминают подобные расстройства у взрослых. • Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, является частое «видение» различных героев сказок и мультфильмов. • У детей и подростков могут быть и псевдогаллюцинации, при чем нередко в виде гипнагогических. • Нарушения сенсорного синтеза в виде расстройств схемы тела и метаморфопсий бывают у детей обычно после 6-7
3.2. Основные психопатологические синдромы в памяти: гипомнезии, амнезии, гипермнезии; • Память – вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт • Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида Виды памяти: • кратковременная и длительная, • механическая и смысловая Компоненты памяти: • рецепция – восприятие нового; • ретенция – способность удерживать новую информацию; репродукция – способность воспроизводить полученную информацию Клинические проявления нарушений памяти Амнезия: · Ретроградная – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать различный отрезок времени. · Антероградная – потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния. · Ретроантероградная – сочетание ретроградной и антероградной амнезий. · Фиксационная – потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается. · Прогрессирующая – постепенное ослабление памяти, при чем, в первую очередь ухудшается, а потом исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время, как далекое прошлое человек может помнить довольно долго и хорошо. Парамнезия: • Псевдореминисценции – ложные воспоминания, когда человек может вспоминать действительно имевшие место события, но относить их к совершенно другому времени; • Конфабуляции – вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности. • Криптомнезия – когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву. • Фотографическая память – когда человек, только что прочитав несколько страниц незнакомого текста, может тут же повторить на память все прочитанное почти без ошибок. • Эйдетизм - при явлении эйдетизма предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ, что затрудняет ассоциации.
3. 3. Основные психопатологические синдромы в мышлении: вязкость, скачка идей, бредовые идеи. • Мышление – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. • Понятие – отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений. • Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнение и обобщение, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |