Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психопатологические синдромы и их возрастная специфика

Социальные и биологические факторы оказывают значительное влияние на возникновение и развитие психопатологических расстройств.

Биологические и социальные факторы

Задачи специалиста по АФК

Понятия психической нормы и патологии, симптома и синдрома, онтогенеза и дизонтогенеза. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в возникновении дизонтогенеза.

2.1. Норма и патология

Под психическим расстройством в психопатологии понимается состояние психики, отличное от нормального, здорового, эталонного.

2.2. Синдром и симптом. Продуктивные и негативные симптомы и синдромы.

Синдром — определённое сочетание симптомов болезни, обусловленных единым патогенезом.

Симптом — признак болезни, обнаруживаемый с помощью клинических методов исследования и используемый для диагностики и прогноза заболевания.

Патогенез — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений.

Продуктивные синдромы - относительно неглубокое поражение психической деятельности

Негативные синдромы - истощение психической деятельности


• выработать правильную тактику поведения педагога и тренера,

• разработать адекватные психопрофилактические и психотерапевтические мероприятия,

• обеспечить социальную адаптацию больного,

• оказать неотложную помощь больному в случае необходимости.

 

2.3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в возникновении дизонтогенеза.

Социальные факторы - конфликты, происходящие микросоциальной среде

Биологические факторы - изменения в организме, приводящие к затяжному течению психогенного заболевания

 

3.1. Основные психопатологические синдромы в восприятии: сенестопатии, синестезии, иллюзии, галлюцинации;

Ощущение – вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и явлений.

Восприятие - это целостное отражение явлений и предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

Представление – это результат оживления образов или явлений, воспринимавшихся ранее, в прошлом.

Ассоциация – это связь представлений, основанная на предшествующем опыте

Расстройства, относящиеся к нарушению чувственного познания, называются сенестопатиями.

Сенестопатии – патологические ощущения, возникающие в различных частях тела или внутренних органов неприятного, мучительного чувства, не связанного с какой-либо соматической патологией.

К сенсетопатиям относятся:

Алгезия - расстройства чувства боли называется

Анестезия - потеря чувствительности, исчезновение ощущений

Гипостезия – понижение чувствительности к внешним раздражителям.

Гиперестезия – обостренное, усиленное чувственное восприятие

Синестезии – особенности чувственного восприятия, при которых внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или нескольких анализаторов

Иллюзии – это расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде:

Аффективные иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное напряжение. Иллюзии этого типа всегда мимолетны и объясняются аффектом, преобладающим в данный момент.

Вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора он слышит угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему.

Парэйдолические иллюзии – расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются измененно, в причудливо-фантастическом виде.

Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения.

Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Галлюцинации подразделяют по органам чувств: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относятся висцеральные и мышечные галлюцинации.

Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-либо слов, речей, разговоров, а также отдельных звуков или шумов. К ним относятся:

угрожающие тоже очень неприятны для больного, так как он слышит угрозы в свой адрес, реже – в адрес близких ему людей

комментирующие, когда больной слышит речи обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал.

антагонистические, когда больной слышит две группы голосов или два голоса (иногда один справа, а другой слева) с противоречивым смыслом

императивные, содержание которых носит повелительный характер, например, больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение.

Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени – так называемые фотопсии) или предметными, когда больной видит несуществующих в действительности зверей или людей, насекомых, птиц, предметы или части тела человека.

Обонятельные галлюцинации чаще всего представляют собой мнимое восприятие неприятных запахов.

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода, в ощущении хватания, появлении на теле какой-то жидкости, ползания по телу насекомых.

Висцеральные галлюцинации – ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных

Гипнагогические галлюцинации – зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием

Функциональные галлюцинации – те, что возникают на фоне реального раздражителя, действующего на органы чувств, и только в течение его действия.

Внушенные и вызванные галлюцинации. Галлюцинаторные обманы чувств можно вызвать во время сеанса гипноза.

Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации всегда проецируются во вне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой

Псевдогаллюцинации:

• чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове

• если галлюцинации проецируются вне собственного тела, то они совершенно не связаны с реальной обстановкой

• появление псевдогаллюцинаций всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности

Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) - н аплыв обильных галлюцинаций, он может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.

Дереализация – расстройство восприятия окружающей действительности, при котором восприятие прежде знакомых явлений и предметов начинает сопровождаться чувством их измененности, чуждости, неестественности, нереальности.

Расстройства сенсорного синтеза - нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, об их расположении или о положении всего тела.

Сравнительно-возрастные особенности расстройств восприятия

Сенестопатии могут появляться у детей с 5-7 лет, у подростков они более оформлены и напоминают подобные расстройства у взрослых.

• Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, является частое «видение» различных героев сказок и мультфильмов.

• У детей и подростков могут быть и псевдогаллюцинации, при чем нередко в виде гипнагогических.

• Нарушения сенсорного синтеза в виде расстройств схемы тела и метаморфопсий бывают у детей обычно после 6-7

 

3.2. Основные психопатологические синдромы в памяти: гипомнезии, амнезии, гипермнезии;

Память – вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида

Виды памяти:

• кратковременная и длительная,

• механическая и смысловая

Компоненты памяти:

• рецепция – восприятие нового;

• ретенция – способность удерживать новую информацию;

репродукция – способность воспроизводить полученную информацию

Клинические проявления нарушений памяти

Амнезия:

· Ретроградная – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию. Может охватывать различный отрезок времени.

· Антероградная – потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния.

· Ретроантероградная – сочетание ретроградной и антероградной амнезий.

· Фиксационная – потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается.

· Прогрессирующая – постепенное ослабление памяти, при чем, в первую очередь ухудшается, а потом исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время, как далекое прошлое человек может помнить довольно долго и хорошо.

Парамнезия:

Псевдореминисценции – ложные воспоминания, когда человек может вспоминать действительно имевшие место события, но относить их к совершенно другому времени;

Конфабуляции – вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности.

Криптомнезия – когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву.

Фотографическая память – когда человек, только что прочитав несколько страниц незнакомого текста, может тут же повторить на память все прочитанное почти без ошибок.

Эйдетизм - при явлении эйдетизма предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ, что затрудняет ассоциации.

 

3. 3. Основные психопатологические синдромы в мышлении: вязкость, скачка идей, бредовые идеи.

Мышление – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

Понятие – отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнение и обобщение, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная психопатология как наука, ее предмет и задачи | Расстройства ассоциативного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.