Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С направленностью психологического воздействия




Виды тренинговых групп в соответствии

И.В.Вачков

 

 

В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит принцип, согласно которому психологические проблемы и деструктивное поведение человека являются следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины своего плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и свое поведение (И.В.Вачков,1999).

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Пятый критерий — состав участников. Различия между контингентом участников определяются возрастом, профессией, уровнем интеллекта и образования, личностными особенностями и т.п. В этом случае можно выделять такие виды тренингов, как (И.В.Вачков,1999):

- подростковый тренинг;

- тренинг для педагогов;

- детско-родительский тренинг;

- тренинг для старшеклассников;

- менеджерский тренинг;

- лидерский тренинг и т.д.

При этом содержание каждого из указанных тренингов может определяться конкретными задачами, стоящими перед ведущим, и особыми запросами участников.

Шестой критерий — проблемы, волнующие участников, связанные с недостаточной сформированностью определенных навыков. Возможные виды тренинговых групп (И.В.Вачков,1999):

- тренинг важнейших жизненных навыков;

- тренинг толерантности;

- тренинг межличностных отношений;

- тренинг уверенности в себе;

- адаптационный тренинг;

- тренинг эффективных коммуникаций и т.д.

Седьмой критерий — степень отнесенности задач группы к основным сферам психологической практики — психотерапии, психокоррекции, развитию и обучению. Отсюда тренинги могут быть разделены на (И.В.Вачков,1999):

- тренинги терапевтической направленности;

- развивающие тренинги;

- психокоррекционные группы;

- обучающие и демонстрационные тренинги.

В.В. Никандров, опираясь на публикации и собственный опыт, сгруппировал все множество психологических тренингов по следующим критериям (В. В. Никандров. Антитренинг. 2003):

 

I. По ведущей цели (конечному эффекту) -

А. Психокоррекционный тренинг, который направлен на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствования самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп.

К этому виду тренинга относятся:

1) психотерапевтический тренинг, нацеленный на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания);

2) тренинг личностного развития, направленный на совершенствование личностных качеств человека, оптимизацию его поведения и самореализацию (синоним — тренинг личностного роста);

3) обучающий тренинг, нацеленный на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной активности человека;

4) организационный тренинг, направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.

 

Б. Методический тренинг — направлен на подготовку профессиональных специалистов-тренеров.

 

II. По конкретным задачам -сюда относятся всё многообразие конкретной тренинговой работы, соответствующей перечисленным выше целям:

1) психотерапевтические тренинги — психодрама (Дж. Морено), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-терапия (Ф. Перлз), психоанализ, эстетотерапия (арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, рисование, лепка, маско-терапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, телесная психотерапия (Ф. Александер), райхианская терапия (В. Райх), биоэнергетика (А. Лоуэн), различные релаксационные тренинги, логотерапия (В. Франкл), онтопсихология (А. Менегетти), психосинтез (Р. Ассаджиоли), трансактный анализ (Э. Берн), психотерапия трансактного синтеза (В. А. Петровский) и др.;

2) тренинг личностного развития — тренинг самопознания, тренинг уверенности в себе, тренинг самореализации личности, тренинг развития жизненных целей, тренинг развития интеллектуальных способностей, тренинг креативности, тренинг сензитивности, тренинг общения, социально-психологический тренинг поведения и др;

3) обучающий тренинг — перцептивный тренинг, тренинг коммуникативной компетентности, тренинг индивидуального стиля общения, тренинг жизненных (и других) умений, тренинг разрешения конфликтов, тренинг преодоления страхов, тренинг публичных выступлений, тренинг делового общения, тренинг переговоров, тренинг принятия решений, тренинг профессионального самоопределения, тренинг подбора персонала, тренинг продаж, тренинг родительских отношений, тренинг формирования имиджа, Тайм — тренинг (распределение времени), тренинг поведения в экстремальных ситуациях;

4) организационный тренинг — тренинг формирования команды, гармонизации социально-психологического климата, оптимизации управленческих структур, тренинг взаимодействия в экстремальных ситуациях, ведения предвыборных кампаний и т. п.

 

III. По типу объекта психологического воздействия — сюда относится:

1) работа с индивидом — обычно проводится в формате психотерапевтического тренинга (например, психоаналитической направленности), реже — личностного;

2) работа с искусственной экспериментальной группой — разновидность группового тренинга, когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, при этом налаживание внутренних связей происходит в процессе тренинга (например, группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы по К. Левину);

3) работа с реальной группой — как правило это производственный коллектив, спортивная команда, семья, школьный класс и т. п. Для таких групп наиболее характерный вид тренинга — организационный, при этом основная форма отношений в группе — межличностная;

4) работа с организацией — вид комплексной психологической работы с формализованной социальной организацией, имеющей юридический статус и выступающей заказчиком определенных психологических услуг. Комплексность услуг предполагает: а) работу по просвещению, обучению, диагностике, консультированию, социально-психологическому экспериментированию, проведению тренинга, организационно-деловых игр и проч.; б) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях; в) работу как в групповой, так и в индивидуальной формах; г) работу с представителями разных функциональных (должностных) обязанностей и уровней;

5) работа с учебно-тренировочной группой — представляет собой тренинговую работу в контексте образовательного процесса.

 

IV. По числу участников объекта воздействия — сюда относятся:

 

1) аутотренин г — тренинг, в котором роли ведущего (тренера) и обучаемого (тренируемого) совмещены в одном лице. Теоретически это может быть любой вид психокоррекции, выполняемый самостоятельно одним человеком. Но на практике имеется в виду основанная на самовнушении аутогенная тренировка;

2) индивидуальный тренинг — психологическая тренировка одного человека, при которой психологическое воздействие идёт от тренера к клиенту (пациенту);

3) групповой тренинг — тренировка нескольких человек одновременно. Объем группы может колебаться в широком пределе: для семейной группы нижний предел — два человека, для остальных видов группового тренинга это минимум четыре человека. Наиболее приемлемый размер группы 8—15 человек. Численность группы может достигать и сотен человек, но тогда возрастает степень авторитарности в управлении групповыми процессами. По степени структурированности различают три уровня групповой работы: а) собственно групповую (2—15 человек), б) коллективную и в) массовую. Коллективная разновидность группового тренинга ориентирована на преимущественное использование горизонтальных связей, при которых влияние партнеров по группе на каждого ее члена имеют вес больший, чем влияние тренера. Именно групповые эффекты, связанные со взаимовлиянием членов группы друг на друга, предопределили развитие этой формы тренинговой работы. Массовая разновидность групповой психологической работы характерна для больших слабо структурированных (как правило, стихийных) групп (например, толпа, болельщики на стадионах, зрительская аудитория и т. п.). При этом ведущие приемы психологического воздействия по вертикали — подражание, по горизонтали — заражение. Высшие формы воздействия — разъяснение и убеждение здесь малоэффективны.

 

V. По числу ведущих (тренеров):

 

1) без ведущего — форма психокоррекционной работы, осуществляемая собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и поведения (группы взаимопомощи);

2) с одним ведущим — работа по определенной тренинговой программе, когда один ведущий осуществляет ее от начала до конца;

3) с несколькими ведущими;

4) с "искусственным ведущим" — работа по самосовершенствованию, осуществляемая индивидом или группой самостоятельно по инструкции или с помощью ЭВМ.

 

VI. По временному режиму:

1) кратковременный, разовый (от 2 до 12 часов);

2) цикличный, многоразовый (число занятий от 2 до 20 продолжительностью от 4 до 10 часов в зависимости от типа решаемых задач);

3) долговременный ("марафон") — круглосуточное психокоррекционное занятие в течение нескольких дней;

4) длительный — ведётся в течение ряда месяцев и даже лет (например, личностное развитие ребенка, консультативное сопровождение клиента, психоаналитическая терапия).

VII. По типу руководства:

А. Общестратегический подход:

 

1) директивный тренинг, в определенной степени манипулятивный, поскольку участники тренинга обязаны строго следовать указаниям ведущего, инициатива допускается только в разрешенных пределах;

2) недирективный тренинг — часть полномочий по управлению группой передается ее членам, что создает благожелательную атмосферу и стимулирует партнерские отношения.

 

Б. Стиль руководства:

 

1) авторитарный (доминирующий) — стиль управления группой, при котором тренер стремится максимально подчинить своему влиянию партнеров по общению, обычно осуществляется в рамках директивного тренинга с жестко структурированными задачами;

2) демократический (коллегиальный) стиль, используя который тренер способствует активности, творчеству, взаимной открытости членов группы друг другу;

3) популистский (либеральный) стил ь, при котором управление группой не регламентировано и зависит от складывающихся обстоятельств и отношений в группе.

 

VIII. По техническому обеспечению:

 

1) безаппаратурный тренинг;

2) аппаратурный тренинг — ведется с использованием аудио и видео аппаратуры, игровых средств, ЭВМ и др.

 

IX. По составу (контингенту) объекта воздействия:

 

А. По однородности состава:

 

1) работа с однородной, сплоченной (гомогенной) группой;

2) работа с неоднородной по составу, полу, возрасту, уровню образования и т. п. (т. е. гетерогенной) группой.

 

Б. — По возрасту: детские и взрослые группы.

В.По полу: женские, мужские и смешанные группы.

Г.По степени знакомства участников друг с другом: группы незнакомых, слабо знакомых и хорошо знакомых.

 

Д.По состоянию психического здоровья:

 

1) работа со здоровыми клиентами;

2) работа с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы (акцентуации);

3) работа с пациентами (больными).

 

Е. — По специфике структуры группы (внутренние и внешние связи):

Е-1: По внутренним связям:

1) тренинг семейных отношений;

2) тренинг межличностных отношений (дружественных, враждебных, любовных и проч.);

3) профессиональные тренинги;

4) тренинги с лечебными группами;

5) Т. с неспецифическими группами.

Е-2: По внешним связям:

1) открытые группы;

2) закрытые (корпоративные) группы.

Ж. — По роду ведущей социальной деятельности участников:

1) работа с предпринимателями;

2) работа с руководителями и менеджерами;

3) работа с государственными служащими;

4) работа с политиками и общественными деятелями;

5) работа с учащимися;

6) работа с педагогами;

7) работа с врачами;

8) работа с торговыми работниками;

9) работа по связям с общественностью (public relations — PR);

10) работа с населением (без профессиональной специфики) и т. д.

Социальная и профессиональная специфика тренинговой группы требует от тренера разработки адекватных методов и приемов работы с ней.

Предложенная классификация видов тренинга достаточно точно отражает их сущностную природу, а именно целенаправленность, осознанность, осуществимость и способность решать поставленные задачи психотерапевтическими средствами, т. е. их эффективность.

Разумеется, нельзя считать число выбранных критериев исчерпывающим, а охват видов тренингов полным. Но даже приведенные возможности классификаций ясно показывают, насколько разнообразными могут быть виды существующих тренинговых групп.

Рассмотрим краткую содержательную характеристику некоторых видов психологического тренинга (В.В. Никандров, 2003).

Психокоррекционный тренинг - общее наименование тренинговой работы, направленной на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствование самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп.

Методический тренинг — способ обучения специалистов по выполнению тренинговой работы. Профессиональная подготовка тренера обычно включает четыре этапа: теоретический (методический) курс, где излагаются основы ведения данного вида тренинга; 2) участие в работе психокоррекционной группы (обычно с последующим разбором и комментариям); 3) наблюдение за работой опытного тренера; 4) ведение групп под наблюдением профессионала. Каждый этап по времени занимает, как правило, не менее недели (5—7 дней). Приемлемая квалификация в среднем достигается через полгода — год личной практики, что рассматривается как заключительный этап подготовки профессионального тренера.

Психотерапевтический тренинг — разновидность тренинга нацеленного на получение психотерапевтического эффекта. Под психотерапевтическим эффектом понимается широкий круг психических изменений человека, способствующих разрешению его внутренних конфликтов и кризисных состояний.

Тренинг личностного развития — разновидность тренинга, направленного на совершенствование личностных качеств и самосознания человека, что в конечном итоге должно способствовать оптимизации его поведения и его самореализации. Синонимы — личностный тренинг, тренинг личностного роста. Конкретизируется во множестве модификаций в зависимости от концептуально-теоретических воззрений тренера и от стороны личности, на которую имущественно направлено корректирующее воздействие, т. е. от конкретной задачи тренинга.

В процессе и в результате тренингового курса участники четче осознают собственное Я, свое место в мире, свои потенции и возможные перспективы, прорисовывают ведущие цели своей жизни. Как правило, у них повышается уровень психологической компетентности и уверенности в себе.

Очевидно, что характер этого вида тренинговой работы соответствует принципам гуманистической психологии и близким ей течениям. Следовательно, здесь можно ориентироваться на технологии, применяемые в работе «групп встреч» (именно эта работа обычно приводится как классический образец личностного развития). Личностно-ориентированный подход позволяет участникам осознать и принять свои индивидуальные качества, эффективно использовать не только свои достоинства, но и недостатки, поскольку укрепляет веру в себя и убеждение в своей уникальности.

Трудно указать на конкретные варианты этого тренинга в чистом виде, поскольку личностный рост можно в определенной мере трактовать и как психотерапевтический эффект, и как эффект обучения. Пожалуй, наиболее типичны для этого класса такие тренинги, как тренинг самопознания, тренинг уверенности в себе, тренинг самореализации личности, наименования которых говорят само за себя и т.п.

Тренинг сенситивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально. Понятие «тренинг сенситивности» используется очень широко и неоднозначно. Ю. Н. Емельян считает, что сенситивный тренинг (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психолог сформировался к концу 50-х годов. Корни тренинга сенситивности лежат в практике Т-групп. Не случайно многие, хотя и не все зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные.

Термин «тренинг сенситивности обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч» и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений возникших в русле школы групповой динамики Левина. Т-группы определяют, в частности, как собрание гетерогенных индивидов, которые встретились с целью исследования межличностные отношения и групповую динамику, которую сами порождают своим взаимодействием.

Отличительной особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшиеся в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение.

Г. Смита интересовало, развивает ли Т-группа точность предсказывания поведения других. Ссылаясь на результаты четырех исследований, в которых использовались объективые измерения у участников Т-групп точности предсказывания поведения 1) тренера, 2) отдельных членов групп, 3) группы в целом отдельных людей вне группы, Г. Смит констатирует отсутствие улучшений в точности предсказывании. Хотя следует отметить, субъективно участники воспринимали свой опыт работы в Т-группах как очень развивающий.

По мнению Г. Смита, развивающее влияние Т-групп на сенситивность зависит от того, какие у нее цели. В частности, цель может быть развитие умозрительного понимания, основанного на достижении субъективного впечатления близости, симпатии к другому человеку. Именно это и происходит, по мнению Г. Смита, в Т-группах. В тоже время развитие эмпирического понимания другого, которое проявляется в том, насколько человек может предсказать его чувства, мысли и поведение, не происходит. Одна из существенных причин тому - отсутствие обратной связи, адекватной задаче развития сенситивности. Начиная тренинг своих сенситивных возможностей человек должен знать их состояние на момент начала заданий, что определяет цель и готовность ее достигнуть. Осознание продвижения к цели требует интенсивной и незамедлительной обратной связи о результатах тренинга, получаемой по различным каналам. Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сенситивности.

Ю. Н. Емельянов подытоживая данные ряда источников, перечисляет задачи сенситивного тренинга:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Большинство зарубежных авторов видят основную цель сенситивного тренинга в развитии и совершенствовании способности человека понимать других людей. Эти цели могут быть сформулированы следующим образом:

- развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

- осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания;

- формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

В сопоставлении с другими программами, например, тренингом партнерского общения или тренингом ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

Обучающий (поведенческий) тренинг — разновидность тренинга, нацеленного на приобретение индивидом новых знаний, развитие умений или выработку навыков в определенных областях социальной активности человека. Причем участники тренинга, как говорят специалисты, не получают «знания», а «приходят» к ним самостоятельно. В отличие от предыдущих видов, обучающий тренинг обращается не столько к личности, сколько к ее поведению через систем умений и навыков. Поэтому здесь успешно используются техник бихевиорального направления и «поведенческой терапии».

В подобном обучении можно выделить два направления работы:

- обучение общим эффективным приемам социального поведения;

- вооружение конкретными знаниями и обучение конкретным способам социального поведения, повышающим эффективность деятельности в различных специфических сферах общественного бытия.

В первом случае обычно речь идет об обогащении багажа знаний, умений и навыков (ЗУН) в области общения в самом широком понимании этого явления. Здесь совершенствуется и перцептивная сторона общения, и коммуникативная, и интерактивная. В плане социальной перцепции человек обучается быстр строить адекватный образ партнера при первом знакомстве (первое впечатление) и точно его корректировать в процессе дальнейшего общения. В определенной мере его учат «разбираться людях», с одной стороны, и «преподносить себя», с другой. В коммуникативном плане участники тренингов учатся выстраивать взаимоотношения, благоприятные для их эффективного взаимодействия. Они расширяют и углубляют знания о себе, о других людях и о способах и формах общения. Развивают умение своевременно и правильно передавать, расшифровывать и понимав информацию, как в вербальной, так и в неречевой формах. Здесь участники тренинга получают навыки грамотного ведения диалога и спора, умения слушать и убеждать, понимать партнеров по общению интеллектуально и эмоционально. В интерактивном аспекте для участников проясняется возможная палитра их ролей в общем процессе группового взаимодействия (лидер, ведомый, наблюдатель, критик и т. д.), выявляются их склонности и способности к выполнению этих ролей, расширяется поведенческий репертуар через осознание эффективных и неэффективных способ взаимодействия.

Этому направлению присущи ситуации межличностного и внутри личностного общения и как цель, и как обучающее средство. В личностной сфере затрагиваются когнитивный (познавательный) регулятивный (эмоциональный и волевой), мотивационный и поведенческий аспекты. Характерные реализации: перцептивный тренинг, тренинг коммуникативной компетентности, тренинг индивидуального стиля общения, широчайший спектр разновидностей тренинга умений (и в частности, тренинга жизненных умений), тренинг разрешения конфликтов внутриличностных и межличностных, но безотносительно к виду деятельности, тренинг преодоления страха (при смене жизненных обстоятельств, в том числе карьерных), тренинг публичных выступлений и др.

Что касается второго направления этого вида тренинговой работы, то оно связано с обучением в специфических условиях какого-либо вида деятельности (профессиональной, в сфере семейных отношений, в системе пациент-врач и др.). Тогда все, о чем говорилось относительно первого направления, проецируется на конкретную почву соответствующего вида деятельности, Так как этим видам нет числа, то и реальных реализаций в этой области больше, чем в общеобучающем направлении. Арсенал средств обучения здесь дополняется обширной группой деловых игр.

Примеры реализации этого варианта обучающего тренинга: тренинг делового общения, тренинг переговоров, тренинг принятия решений, тренинг профессиональнго самоопределения и профориентационный тренинг, тренинг подбора персонала, тренинг продаж, тренинг родительских отношений, тренинг формирования имиджа, тайм-тренинг (распределение времени), тренинг поведения в экстремальных ситуациях.

Организационный тренинг — разновидность тренинга, направленная преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллектива и получение организационного эффекта. Под последним понимается спектр прогрессивных сдвигов в функционировании организации, представители которой участвовали в соответствующем тренинге. Эти сдвиги могут быть следствием совершенствования структуры организации, улучшения ее социально-психологического климата, повышения профессионального уровня и психологической компетентности ее сотрудников (в первую очередь руководителя), гармонизации межличностных и производственных отношений в коллективе и др. Сами сдвиги могут выступать в форме повышения эффективности работы организации в целом (повышение производительности труда, увеличение сбыта продукции, повышения ее качества, более удачная расстановка кадров и т. п.), ее структурных подразделений или отдельных работников, в форме сплочения коллектива, в форме повышения удовлетворенности своей работой членов коллектива, в форме улучшения социального обеспечения сотрудников и т. д.

Организационный тренинг более чем другие разновидности предполагает использование деловых игр в самых разнообразных формах. Обусловлено это, видимо, тем, что деловая игра в ряду активных методов обучения характеризуется максимальным приближением к реальным жизненным (в том числе производственным) условиям и сугубо коллективной направленностью совместных действий ее участников. Наиболее характерные конкретизации организационного тренинга: тренинг формирования команды, тренинг гармонизации социально-психологического климата, тренинг оптимизации управленческих структур, тренинг взаимодействия в экстремальных ситуациях, тренинг ведения предвыборных кампаний.

Работа с индивидом - методическая разновидность психологического тренинга при работе с одним участником (клиентом, пациентом), именуемая индивидуальным тренингом. Подобная работа проводится обычно в формате психотерапевтического тренинга (преимущественно психоаналитической направленностью) реже — личностного. Для обучающего и организационного вида тренинга индивидуальная работа не характерна.

Работа с искусственной (экспериментальной) группой - разновидность группового тренинга, когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, то есть группа исходно не структурирована. Налаживание внутренних связей в такой группе происходит постепенно в процессе тренинга. Обычно группа проходит несколько стадий своего становления от аморфной совокупности людей до сплоченного коллектива, характеризуемого определенной системой распределения функций межличностных отношений, статусной иерархией и другими структурными признаками. Работа с этими группами может проводится с помощью любого вида психокоррекционного тренинга. Классические примеры: группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы К. Левину.

Поскольку структуризация группы происходит в условиях искусственного моделирования жизненных психогенных ситуаций, постольку ее называют искусственной группой. А поскольку искусственность условий и наличие целенаправленного воздействия испытуемого являются главными признаками лабораторного эксперимента постольку такие тренинговые группы и иногда называют экспериментальными, а приобретаемый их участниками опыт – лабораторным.

Работа с естественной (реальной) группой — разновидность группового тренинга, проводимого с исходно структурированной группой. Взаимосвязи между членами группы на начало работы с ней уже сформировались в естественных условиях ее функционирования в реальной жизни. Это может быть какой-либо производственный коллектив, спортивная команда, военное подразделение, семья, компания друзей, школьный класс и т. п.

Работа с такими группами в принципе может осуществляться в рамках любого вида тренинга, но наиболее характерна для организационного тренинга.

Работа с организацией — вид комплексной психологической работы с формализованной социальной группой, имеющей юридический статус и выступающей обычно в роли официального заказчика соответствующих психологических услуг.

Комплексность предполагает: 1) совмещение в едином цикле различных видов психологических услуг: просвещение, обучение, диагностика, консультирование, коррекция, организационные мероприятия. Основные формы их реализации: лекции, семинары, (собеседование, психодиагностическое обследование, социально-психологическое экспериментирование, тренинги, деловые игры, организация психологической службы и проч.; 2) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях; 3) работа как в групповой, так и в индивидуальной формах; 4) работа с представителями разных функциональных (должностных) обязанностей и уровней, включая высшее руководство организаций.

В зависимости от конкретных целей и задач, поставленных заказчиком, конкретных условий и конкретного контингента выбирается тот или иной вид тренинга. Принципиально при работе с организацией может быть востребован любой из них, но чаще других привлекаются обучающий и организационный, при этом работа ведется преимущественно с естественными группами.

В чем же тогда заключается отличие работы с естественной группой в контексте работы с организацией и вне ее? В первом случае формальные связи несколько жестче, чем во втором, особенно в ситуациях естественных («на поле организации»), что предполагает доминирование отношений межгруппового характера обусловленных различиями в должностных или других иерархических статусах) над отношениями межличностными. Во-вторых, комплексный характер работы с организацией накладывает требование согласования результатов не скольких тренингов между собой и общих итогов тренинговой подготовки с эффектами от других видов психологической работы с этой организацией. А это, в свою очередь, предопределяет значительно более жесткие требования к точности формулировки целей и задач от дельных тренингов, проработке их алгоритма, к адекватности их про ведения. Таким образом, квалификационные требования к проведению тренингов и комплексном варианте жестче, чем в случае проведения единичного тренинга. В-третьих, работа с организацией вносит специфику а субъектно-объектные отношения между специалистом-психологом (в том числе тренером) как субъектом психологического воздействия и представителями (отдельными людьми или группами) организации как объектами этого воздействия.

Работа с учебно-тренировочной группой (УТГ) — это тренинговая работа с группами учащихся в контексте образовательного процесса. Специфика заключается, во-первых, в том, что тренинг здесь является неотъемлемым компонентом учебной деятельности, и, во-вторых, что группы по характеру структурированности занимают промежуточное положение между искусственной и естественной формами. Главный признак «естественности» данного вида группы состоит в том, что это реальные учебные группы (школьные, студенческие, группы переподготовки, повышения квалификации и т. п.). К искусственным группам их приближает неустойчивость и относительная элементарность структурных связей. Неустойчивость выражается в легкой, а иногда и в многократной смене отношений и позиций членов учебных групп относительно друг друга в течение «жизни» этого сообщества. Простота структуры заключается в небольшом числе иерархических уровней в группе: обычно это либо один уровень (товарищеский—недружелюбный), либо два (лидеры и ведомые как в формальном, так и в неформальном смыслах).

Аутотренинг — тренинг, в котором роли ведущего (тренера) и ведомого (тренируемого) совмещены в одном лице. Теоретически, видимо, под аутотренингом можно подразумевать любой вид психокоррекции, выполняемый самостоятельно одним человеком. На практике же имеется в виду один из методов психотерапии, основанный на самовнушении и именуемый аутогенной тренировкой. Метод аутогенной тренировки был разработан и введен в медицинскую практику немецким врачом Г. Шульцем в 1932 г. Методика предполагает две ступени: первая (низшая) — релаксация и вторая (высшая) — медитация. Релаксация — это расслабление тонуса скелетной мускулатуры. Однако первая ступень обычно этим не исчерпывается. Вслед за расслаблением скелетной мускулатуры можно добиться управления мышцами внутренних органов (как поперечнополосатой, так и гладкой мускулатуры), производя тем самым регуляцию различных функций организма и психофизиологических состояний. Уровень медитации характеризуется предельной концентрацией внимания, контролем над непроизвольной сферой психики. Вершина медитации — состояние «нирваны», близкое к высшей стадии гипноза — сомнамбулизму.

В психологической практике обычно ограничиваются первой ступенью аутотренинга, применяемой не столько в лечебных целях, сколько в целях психогигиены и психопрофилактики здоровых людей. Иногда первая ступень аутотренинга включается в качестве специального упражнения в более широкий курс какого-либо тренинга. Так, релаксационный тренинг — частый «гость» тренинга уверенности в себе.

Навыки аутогенной тренировки успешно применяются в жизни, в частности в процессе общения с другими людьми. Особенно эффективна такая практика в конфликтных ситуациях в целях купирования нарастающего раздражения и напряжения либо для экстренного восстановления сил. Такое практическое применение аутотренинга обычно предусматривает использование специальных приемов «самоуспокоения» и «настройки».

Индивидуальный тренинг — психологическая тренировка одного человека, форма работы с индивидом. Основное направление корректирующего воздействия — по вертикали, то есть от специалиста (психолога, тренера) к клиенту (пациенту).

Групповой тренинг — тренировка нескольких человек одновременно. Объем группы в тренинговой практике колеблется в широком диапазоне. Для семейных тренингов нижний предел может составлять два человека, для остальных видов групповых тренингов — четыре человека — общепринятый минимум. Верхний предел обычно не называется, но в реальности группы более пятидесяти человек не формируются, поскольку считается, что работа с таким числом участников неэффективна - не удается обеспечить необходимый уровень активности у всех членов группы, а в коллективном варианте невозможно организовать достаточное число интеракций между участниками и обеспечить полноценную обратную связь. Оптимальный размер группы зависит от многих факторов, среди которых ведущим, видимо, надо признать фактор цели. Тогда наибольшими возможностями для расширения контингента обладают обучающие и организационные тренинги. Эффективность же психотерапевтических и личностных тренингов ПО мере увеличения групп обычно снижается. Недаром для психотерапевтических групп введено известное «правило восьми». Наиболее приемлемым считается состав в восемь—пятнадцать чело- инк, а в этом диапазоне наиболее удачным числом признается двенадцать, поскольку такая группа при необходимости делится им две, три или четыре равновеликих подгруппы.

Численность группы не в последнюю очередь предопределяется и стилем руководства. Общая тенденция такова: усиление директивно (и авторитарности) стиля позволяет увеличивать численность управляемого контингента без особого ущерба качеству работы. Демократичный руководитель обычно ограничивает размер группы восемью—двенадцатью участниками.

По степени структурированности группы и направлению корректирующих воздействий различаются три уровня групповой работы собственно групповая, коллективная и массовая. Собственно групповая разновидность — это работа, базирующаяся, как и в индивидуальном варианте, на вертикальных связях: специалист— участник. Горизонтальные связи, то есть взаимовлияние членов группы друг на друга, не являются доминирующими. Их вклад в результат психокоррекции может колебаться в значительных пределах, но считается побочным эффектом, сопутствующим основному, детерминируемому вертикальными связями.

Коллективная разновидность группового тренинга ориентирована на преимущественное использование горизонтальных связей. Корректирующие воздействия ведущего здесь имеют значительно меньший удельный вес, чем влияние товарищей по группе. Как уже было сказа но, именно групповые эффекты, связанные с этими взаимовлияниями членов группы друг на друга, и предопределили развитие тренинговой формы психологической работы. Поэтому неудивительно, что именно коллективный вариант обычно отождествляется с групповой работой в целом.

Массовая разновидность групповой психологической работы характерна для больших (десятки и сотни участников) и слабо структурированных групп, формирующихся по большей части стихийно, Например, толпа, множество болельщиков (но не сплоченных фанатов) на стадионе, разнородная аудитория зрителей или слушателей на публичных выступлениях (политиков, артистов, врачей, экстрасенсов и т. д.). Ведущие приемы психологического воздействия по вертикали — подражание, по горизонтали — заражение. Высшие формы воздействия, например, разъяснение и убеждение здесь малоэффективны. Последствия работы разноречивы и трудно предсказуемы, поэтому возможности тренинговой формы психологической работы здесь весьма проблематичны. Зато этот вид психологической «обработки» — ведущий инструмент парапсихологов различного толка. Это легко объяснимо: чем больше народу на сеансе, тем, во-первых, больше шансов, что кто- то «исцелится» и, во-вторых, что еще важнее, тем выше доход.

Тренинг без ведущего — форма работы, осуществляемая целиком собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и своего поведения. Условно сюда можно отнести аутотренинг, а так же варианты групп - анализа с полным самоустранением ведущего. Но обычно имеется в виду движение групп взаимопомощи (или самопомощи). Первые шаги в этом направлении сделал еще Дж. Морено в начале своей психотерапевтической деятельности, собирая в та кие группы социально не обустроенных молодых женщин, растерявших жизненные ориентиры и даже «падших до панели».

В настоящее время группы взаимопомощи — явление довольно распространенное. Участники этих своеобразных групп встреч собираются по своей инициативе и обсуждают наболевшие проблемы, совместно разрабатывают стратегию поведения в сложных, но типичных для них ситуациях, делятся друг с другом своими «поражениями, мнениями, оценками по различным вопросам их повседневной жизни и по проблемам с общественным резонансом отрабатывают навыки полезных действий. Подобные встречи благотворно влияют как на эмоциональную сферу личности, так и на рациональную, расширяя общую и социальную компетентность, вооружая эффективными приемами социального взаимодействия. Интересным примером подобной самоорганизации может служить намылившаяся в нашей стране тенденция к объединению людей, переживших экстремальные ситуации (например, военные действия в Афганистане и в Чечне).

Существует и еще одна разновидность работы без ведущего. И том случае участникам раздаются серии опросников, которые они заполняют по ходу тренинга, характеризуя манеру подачи обратной связи, свободу в выражении чувств и другие параметры поведения (своего собственного и других участников). Роль психолога здесь сводится к тому, чтобы обучить участников работе с этими опросниками и представить полученные результаты группе.

Тренинг с одним ведущим — обычный вариант психологического тренинга, когда один специалист проводит весь тренинговый цикл незвисимо от его длительности и сложности от начала до конца.

Тренинг с несколькими ведущими — вариант группового тренинга, когда несколько (чаще всего двое) специалистов ведут группу совместно. Статусы сотрудничающих тренеров могут быть равными или соподчиненными (основной тренер и его помощники ассистенты). Их руководство может быть либо одновременным, либо последовательным. К такому совмещению прибегают в следующих случаях: 1) когда группа велика по числу участников. Так, известен случаи ведения групп с составом более пятидесяти человек несколькими ведущими по единой программе; 2) когда группа делится на подгруппы с разными локальными задачами и одному руководителю невозможно выполнить свои функции в каждой подгруппе в полном объеме; 3) когда по задаче тренинга желательно продемонстрировать разные (иногда конфликтующие) стили или стратегии руководства; 4) когда комплекс заданий и упражнений (психогимнастических) можно разделить на специфические части, проведение каждой из которых целесообразно поручить наиболее компетентному в этой области специалисту; 5) когда начавший процедуру тренинга ведущий «дискредитировал» себя и глазах группы, и есть смысл его «реабилитировать» с помощью другого специалиста, что позволит резче обозначить узловые проблемы, разрешаемые в тренинге. Возможны и другие причины, вплоть до банальной замены внезапно заболевшего тренера.

Тренинг с «искусственным ведущим» — работа по психологическому совершенствованию, осуществляемая индивидом или группой самостоятельно по инструкции. Последняя и выступает роли «искусственного ведущего». Возможны две основные формы подобного «руководства»: самоучители и программы ЭВМ. Так Центр НЛП - тренинга предлагает своим потенциальным клиентам целую серию подобных самоучителей.

Понятно, что полноценного психокоррекционного эффекта ожидать от подобного вида тренинга не приходится, поскольку фактически отсутствуют непосредственные личностные связи как «по вертикали», так и «по горизонтали»; весьма проблематична эмоциональная напряженность процесса, практически неосуществима обратная связь. Большего эффекта можно ожидать при использовании такого самообучения в целях методической подготовки будущих специалистов, да и то как предварительное ознакомление с принципами и процедурой той или иной разновидности тренинга.

Кратковременный (разовый) тренинг — тренинг небольшой длительности, проводимый от начала до конца за один раз. Время сеанса может колебаться в зависимости от цели и конкретных задач и условий от 2 до 12 час. Наиболее частый вариант для группы — 6 час. Возможны краткие перерывы (10—30 мин.), либо предусмотренные регламентом процедуры, либо требующиеся спонтанно по ходу тренинга.

В связи с неудержимой коммерциализацией практической психологии намечается тенденция к сокращению времени «обслуживания» клиента, нередко в ущерб качеству работы. В первую очередь это относится к обучающему тренингу. Так, нередко 8-12 часовые тренинги редуцируются до четырех и менее часов. Еще чаще многоразовые тренинги сводятся к односеансным за счет либо сокращения программы, либо «галопирования» по стандартной процедуре, а чаще за счет и того и другого.

Циклоидный (многоразовый) тренинг — тренинг, осуществляемый за несколько сеансов с определенными перерывами между ними. Количественные характеристики такого тренинга варьируют в значительных пределах в зависимости от конкретных условий: число сеансов — от 2 до 20; время каждого сеанса — от 4 до 10 час. Обычно сеансы в одном цикле одинаковы по длительности, хотя иногда могут и различаться: важно, чтобы каждый сеанс представлял собой целостное, завершенное занятие без каких-либо «долгов». Интервалы между встречами — от суток до одной недели (большие перерывы нежелательны, поскольку нарушают сложившиеся в группе связи, притупляют возникшие в предыдущем сеансе чувства, способствуют забыванию полученных сведений, т, е. «разрывают ткань тренинга»).

Организаторы циклоидного тренинга демонстрируют предпочтение плотному графику работы: 4—6 дней подряд с сеансами по 6-8 час и суммарным временем около 40 час. Довольно популярен и цикл по 3—4 занятия в неделю в течение месяца. Естественно, детские варианты исполняются в более щадящем режиме.

Что касается методического тренинга, то при поверхностном ознакомлении обучаемых нередко он реализуется за 1—2 занятия но 6-8 час каждое. Для полноценного его усвоения требуется более развернутая программа порядка 56—80 час. в течение 1—3 недель.

Долговременный тренинг (марафон ) — это круглосуточное занятие в течение нескольких дней. Общая длительность такого занятия может составлять от двух суток до недели.

Регламент подобного «долгоиграющего» тренинга, естественно, предусматривает чередование периодов непосредственной ин- I«наивной работы с периодами отдыха. Однако все это производится на одной рабочей площадке без возможности для участником длительных отлучек. Как правило, подобные базы заранее оборудуются необходимым специальным инвентарем, предметами бытового интерьера, зонами отдыха. С целью изоляции группы «и обычного для ее членов окружения и их сосредоточения на процедуре тренинга эти базы нередко располагают вдали от их места жительства и работы. Например, за городом для жителей Мегаполисов, в закрытых домах отдыха и т. п.

Считается, что такие «коммуны» значительно повышают эффективность тренинговой работы, полностью поглощают участником соответствующей деятельностью, создают комфортные условия для полной самоотдачи и самореализации, способствуют формированию благожелательного социально-психологического климата в группе, а в случаях работы с естественными группами благоприятствуют пере ходу от устоявшейся системы связей и отношении к системе, требующейся задаче тренинга. Последнее особенно важно для изначально сильно иерархизированных групп, когда отношения доминирования - подчинения необходимо перевести на отношения партнерства и товарищества. Кроме того, «марафон» предполагает и естественную возможность совмещения тренинга с лекционными, семинарскими и другими формами занятий по психологическому образованию.

Марафонская дистанция приемлема для любого вида тренинга но отечественная практика последних лет показывает, что чаще они используется при обучающем и организационном тренингах. Это определилось, видимо, экономическими причинами.

Длительный тренинг — тренинг, проводимый в течение ряда месяцев и даже лет. Сведений об этой разновидности тренинга очень мало.

Известны случаи тренинговой работы с постоянными клиентами продолжительностью до 5 лет. Такой «лонгитюд» осуществляется редко и в основном в целях личностного развития или психотерапевтического сопровождения. Возможно, он целесообразен как стимулятор развития личности ребенка или как лечебно-профилактическое средство для взрослых. Чрезвычайная растянутость во времени предопределяет «таяние» первоначальной группы, поэтому длительный тренинг более реален для индивидуальной; или индивидуально-групповой (с меняющейся по составу группой) работы.

Директивный тренинг — тренинг, реализующий директивный подход к психологической работе с людьми. Характеристика директивности должна даваться именно подходу, направлению работы, а не тренингу. В концептуальной основе подхода лежит взгляд на клиента (пациента) как несовершенный объект манипуляций сведущего специалиста. Отсюда в процессе работы участники тренинга обязаны строго следовать указаниям ведущего (тренера, фасилитатора). Инициатива участников допускается только в пределах, определяемых ведущим. Считается, что только он знает, что и как следует изменять в личности и поведении тех, кому оказывается психологическая помощь, что только он умеет грамотно это выполнять. При этом в тренинге необязательно должны действовать только «вертикальные» связи, просто именно ведущий якобы может правильно организовывать налаживание «горизонтальных» связей между участниками. «Директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации.

Директивный подход свойствен психоаналитическому и бихевиоральному направлениям в практической психологии.

Недирективный тренинг - тренинг, реализующий недирективный подход к психологической работе с людьми. Этот подход опирается на представление о человеке как самостоятельном субъекте взаимодействий с людьми, обществом, природой, как личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому в процессе тренинга руководитель большую долю полномочий по управлению группой передает ее членам. Статус и позиция недирективного тренера в целом выше, чем у остальных членов группы, но эти различия не акцентируются и не ведут к подавлению их инициативы. Нередко эта разница вообще стирается, устанавливается симметричность позиций. Недирективный вариант руководства способствует созданию более благожелательной обстановки, стимулирующей партнерские отношения между всеми участниками тренинга.

«Недирективный» тренер предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнение. Недирективный подход присущ гуманистическому направлению в практической психологии. Гештальттерапия и когнитивистская ориентация в своей практике демонстрируют применение обоих подходов, но с предпочтением недирективного.

Тренинг с авторитарным стилем руководства — это тренинг, направляемый и управляемый авторитарными методами.

Авторитарный, авторитарность (от лат. auctoritas — власть, влияние) — социально-психологическая характеристика личности, стремящейся к доминированию, к максимальному подчинению с.поему влиянию партнеров по общению. Это свойство личности проявляется в ее поведении, и, в частности, в действиях по организации и управлению совместной деятельностью, что обозначает обычно как «стиль руководства». Традиционно в науке и практике, в том числе в психологической, приводится классификации, восходящая к экспериментам К. Левина и состоящая из трех стилей руководства: авторитарного, демократического и популистского. Для каждого из них имеется целый набор синонимов. Так, авторитарный стиль обозначают еще и как диктаторский, деспотический, волевой, нажимной и т. д.

Нередко как синоним авторитарного стиля (и авторитарной личности) употребляют эпитет «директивный». Это неправильно, крайней мере, в приложении к тренинговой работе. Директивность (от лат. directrix — направляющая, dirigere — направлять) — это в первую очередь характеристика подхода, идеологического направления, реализуемого в деятельности психолога. Авторитарность — это характеристика личности. Бесспорно, что авторитарной личности директивный подход ближе по духу, нежели недиректинный. Но принципиально директивную установку может выполнить и неавторитарный руководитель.

Таким образом, авторитарный стиль руководства тренингом может осуществляться как в рамках директивного тренинга, так и недирективного, как авторитарной личностью, так и неавторитарной. Авторитарный стиль не так уж плох, как иногда представляется. Во-первых, авторитарная личность обладает целым набором социально одобряемых качеств, зачастую просто необходимых: энергичность, решительность, уверенность в себе, инициативность, готовность к ответственности, способность переносить большие, вплоть до запредельных, нагрузки и т. д. А во-вторых, авторитарней стиль руководства во многих случаях наиболее эффективен. Например, в экстремальных ситуациях, при дефиците информации, при управлении большими массами людей и т. п.

Что же касается тренинговой работы, то к авторитарному стилю прибегают обычно в следующих случаях: 1) жестко структурирована задача тренинга (и группы); 2) участники переживают сильный стресс; 3) участникам группы неясна ее динамика, они плохо осознают происходящие в группе процессы; 4) группа хочет авторитарного руководства из-за своей скованности и тревожности.

Тренинг с демократическим стилем руководства — это тренинг, управляемый демократическими методами. Для обозначения этого стиля используют синонимы: коллегиальный, коллективный и т. п. В практике психологического тренинга предпочитается этот стиль, поскольку он лучше способствует соблюдению таких принципов групповой работы, как активность, творчество, партнерство, откровенность и др. Понятно, что демократический стиль близок неавторитарным руководителям и эффективен при недирективном подходе.

Тренинг с попустительским стилем руководства — это тренинг, управление которым не регламентировано и осуществляется в зависимости от складывающихся обстоятельств и отношений в группе. Синонимы: либеральный, анархический, панибратский, хаотический. Этот стиль среди тренеров считается наименее продуктивным.

Так как стиль руководства является характеристикой тренинга, а не личности тренера и исповедуемого им подхода, то квалифицированный специалист должен владеть всеми стилями и уметь их применять и даже переходить от одного стиля к другому в течение одного тренингового сеанса по ходу процедуры, если этого требует ситуация.

Безаппаратурный тренинг — занятие без использования специального инвентаря и технических устройств. Общение участников осуществляется напрямую преимущественно с применением устной речи. Оборудование помещения для тренинга элементарно: неспециализированная мебель (стулья, кресла, столы), возможно использование приспособлений для экспонирования стимульного материала (классные доски, экраны и т. п.). Единственное обязательное условие — это изолированное от посторонних влияний на группу помещение с минимумом комфорта.

Аппаратурный тренинг - занятие с использованием специальных средств, оборудования и технических устройств.

В первую очередь это обеспечение фиксации хода общения членов группы и с ее помощью обеспечение обратной связи. Осуществляется такое обеспечение с помощью аудио- и видеоаппаратуры. Соответствующие записи предъявляются участникам в фазах разбора их поведения, что значительно повышает эффективность понимания своих слабых и сильных сторон, ошибок или удач во взаимодействиях с партнерами. Занятие с видеоаппаратурой называют видеотренингом. Чтобы работающая видео- или аудио- аппаратура не отвлекала участников от их действа, ее предельно манкируют, а оператора с контрольной аппаратурой помещают в соседнюю комнату или отгораживают от основного помещения.

Аппаратурное оснащение тренинга предполагает также использование специального оборудования: особо комфортной мебели, средства связи (например, мобильных телефонов), специальных устройств для исполнения различных игр и упражнений и т. д.

Всеобщая компьютеризация не обошла и психологический тренинг ЭВМ здесь может применяться в целях предварительной диагностики при комплектовании групп как устройство, экспонирующее стимульный материал или игровую программу, средство обработки данных и т. д. Изредка компьютер используется в роли ««искусственного тренера», о чем говорилось выше.

Тренинг с гомогенной группой — это работа с однородной по какому-либо признаку (или комплексу признаков) группой. Гомогенные группы обычно более сплоченные, чем гетерогенные, и их участники чувствуют себя более комфортно. Это считается положительными факторами. Как отрицательное качество рассматривается относительная бесконфликтность однородных групп, что замедляет и ослабляет динамику развития тренинговой группы, где споры, конфронтация, агрессия зачастую выступают ведущими инструментами психокоррекции.

Основные признаки, по которым осуществляется комплектование гомогенных групп: 1) пол, 2) возраст, 3) национальность, 4) уровень образования, 5) уровень развития интеллекта, 6) социальный статус, 7) характер психологических проблем, 8) тип личности и стиль поведения, 9) ценностные ориентации и убеждения, 10) цель участия в тренинге, 11) профессия. При формировании искусственных групп обычно стремятся к гомогенности по возрасту, Национальности, уровням интеллекта и образования, социальному статусу и характеру психологических проблем. По возрастному показателю подавляющее большинство специалистов ограничивает группу пределами от восемнадцати до пятидесяти лет, по возможности стремясь сузить эти рамки.

Если полной гомогенности достичь трудно, то стремятся сбалансировать состав так, чтобы не было больших количественных диспропорций между подгруппами с разными показателями.

Считается, что однородные группы особенно эффективны при краткосрочных курсах и при процедурах, апеллирующих к эмоциональной сфере личности, где стремятся к эмпатии и сочувствию.

Тренинг с гетерогенной группой — это работа с разнородным по составу контингентом. Гетерогенные группы ближе к реальным сообществам, их, скорее, нежели гомогенные, можно рассматривать как модели реальных групп. При комплектовании искусственных гетерогенных групп ориентируются на приведенные выше 11 основных характеристик участников. Для естественных тренинговых групп гетерогенность задана исходно. Большинством тренеров приветствуется гетерогенность по восьмому показателю — тип личности и стиль поведения. Гетерогенные группы предпочтительнее гомогенных при долгосрочных тренингах и там, где требуется рациональное взаимопонимание, т. е. где идет обращение к интеллектуальной сфере личности.

Тренинг детский — тренинг, предназначенный для работы с детьми. Возрастная градация может быть довольно дробной: для детей раннего возраста (до 4—5 лет), для дошкольников, для младших школьников, для детей средних классов, для старшеклассников. Терминология может варьировать: тренинги для подростков, для юношей, для девочек или мальчиков и проч.

Детские тренинги преимущественно нацелены на личностный рост или психотерапию (особенно при аномальном развитии ребенка). Акцент делается на игровые формы взаимодействия детей с ведущим и друг с другом.

Тренинги могут предназначаться исключительно для работы с детьми либо представлять собой детские модификации взрослых.

Тренинг для взрослых — тренинг, предназначенный для работы со взрослыми людьми. Здесь тоже возможна градация. Например, для молодежи, для среднего возраста, для пожилых. Но подобная дифференциация взрослых тренингов по возрастному показателю — дело редкое. Чаще интересы возрастных групп или специфика задач в работе с разными возрастными контингентами учитывается с помощью формирования гомогенной по возрасту группы взрослых.

Считается, что, чем старше человек, тем он менее обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Но зато получаемые в тренинге изменения более устойчивы.

Тренинг для женщин (мужчин) - тренинг, ориентированный на работу с женщинами (мужчинами).

Практическая психология пытается в своей работе учесть половую специфику своих клиентов: дать им рекомендации, оказать психологическую помощь, ориентируясь на их половую принадлежность и самоидентификацию. Пока же надо констатировать: подавляющее число психотренингов носит «бесполый характер» и ориентировано на применение к контингенту любого по полу состава, в том числе и гетерогенного, что дает повод причислять их по этому признаку к разряду смешанного варианта.

Разведение тренингов по степени знакомства участником друг с другом носит весьма условный характер. Здесь, может быть, скорее надо говорить не о разновидностях тренингов, а о процедурных вариациях в пределах одного и того же тренинга на тех или иных фазах развития тренинговой группы.

Искусственные группы обычно стремятся укомплектовать незнакомыми, чтобы избежать внутригрупповых исходных объединений (фракций): «подыгрывания» своим или «подножки» чужим, предварительных психологических установок на партнеров и других нежелательных «помех» для нормальной групповой динамики. Категорически противопоказано включение в такие группы лиц, состоящих в семейных отношениях (супружеских пар, родителей — детей), возлюбленных, друзей, врагов, сослуживцев (особенно находящихся в должностной зависимости), людей, связанных денежными отношениями (кредиторы — должники). К сожалению, эти рекомендации зачастую игнорируются в угоду экономическим соображениям («берем всех, кто платит»).

Что касается естественных групп, то ясно, что здесь степень знакомства исходно задана, хотя иногда и тут прибегают к «перетасовке кадров», если специалист-ведущий сочтет это необходимым Обычно он вносит изменения в состав естественных групп по результатам личностной и социально-психологической (в частности, социометрической) диагностики.

Рубрикация тренингов по состоянию психического здоровья его участников предпринята с целью подчеркивания широких возможностей психологического тренинга, который в рамках психологической работы (в том числе ее психотерапевтической части) имеет вполне самостоятельное значение, а в контексте медицинской помощи — соподчиненное.

В «норме», т. е. как ведущий метод практической психологии, тренинг используется при работе с психически здоровыми клиентами. Это требование акцентируется большинством практикующих психологов и подчеркивается во многих соответствующих публикациях. С Цепью «отсечь» нездоровых или находящихся в так называемых тираничных состояниях рекомендуется ознакомление с данными анамнеза и проведение предварительной психодиагностики.

Если улиц, находящихся в пограничных состояниях, не обнаруживается глубоких изменений психики или выраженной деградации личности, то с ними вполне возможна работа как с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы. Эти люди нередко нуждаются в специализированной психотерапевтической и социально-психологической помощи, которая может осуществляться не только (и даже не столько) медицинскими средствами, но и психологическими, ориентированными на здоровых людей в рамках психологической модели психотерапии. Среди таких приемов психотерапевта тренинг занимает далеко не последнее место. Но как полноценным личностям и субъектам деятельности рассматриваемому контингенту не противопоказаны и другие виды психотренингов — личностных, обучающих и организационных во всех их модификациях.

Дифференциация тренингов по специфике структуры групп более очевидна, чем предыдущая классификация, но в литературе она не встречается, а сложилась спонтанно в практике применения тренингов. Понимая структуру как совокупность связей между элементами системы, можно подразделить эти связи на внутренние (в системе) и внешние (си




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.